Pactum donationis (дарение).
Pactum donationis — неформальное соглашение о дарении. Дарением называется договор, которым одна сторона, даритель, предоставляет другой стороне, одаряемому, какие-то ценности за счет своего имущества, с целью проявить щедрость по отношению к одаряемому (animus donandi).
- По общему правилу пакт дарения – реальный пакт. Однако допускалось заключение и консенсуального пакта дарения (дарственное обещание). Если договор дарения заключался как консенсуальный, требуется судебная инсинуация дарственного акта.
- Запрещалось дарение между супругами в браке без власти мужа.
- Это единственный договор, который можно было отменить после исполнения в одностороннем порядке.
Теперь подробно..
Дарение может быть совершено в различных правовых формах:
• посредством передачи права собственности на вещь, в частности, платежа денежной суммы,
• в форме предоставления сервитутного права и т.д.
Частным случаем дарения было обещание что-то предоставить, совершить известные действии и т.д. — дарственное обещание. В классическом праве дарственное обещание имело обязательную силу только в том случае, если оно было облечено в форму стипуляции (неформальное дарственное обещание не порождало обязательства).
Помимо этого формального требования, классическое право установило еще ограничение размера дарения (закон Цинция, 204 г. до н.э.), за исключением дарений, совершаемых в пользу ближайших родственников, и пр.; максимальный размер дарения, допущенный законом Цинция, до нас не дошел.
Закон Цинция принадлежит к числу так называемых leges imperfectae, т.е. в этом законе не предусматривались последствия его нарушения. Для проведения закона в жизнь претор стал давать:
- exceptio legis Cinciae (возражение против иска об исполнении дарственного обещания)
- replicatio legis Cinciae (чтобы отпарировать возражение, которое может выставить одаренный, если даритель, исполнивший дарение, станет требовать подаренное обратно).
В императорскую эпоху lex Cincia утратила значение (в начале IV в. н.э.). С другой стороны, императорским законодательством была установлена необходимость заявлять их перед судом с занесением в реестр.
Юстиниан ограничил применение insinuatio лишь дарениями на сумму свыше 500 золотых и установил, что дарения на меньшие суммы получают силу, независимо от каких-либо формальностей. Тем самым pactum donationis получил исковую силу
Ввиду того, что даритель не только не получает от договора дарения никакой utilitas, ответственность дарителя (за возможную эвикцию подаренной вещи, за обнаруженные в ней недостатки и пр.), ограничивается только случаями dolus и culpa lata.
В некоторых случаях допускается отмена дарения:
- патрон может отменить дарение, совершенное в пользу вольноотпущенника, в случае неблагодарности одаренного.
- неблагодарность одаренного служит основанием отмены (установлено Юстинианом): нанесение грубой обиды, создание опасности для жизни дарителя, причинение ему значительного имущественного вреда.
- Патрон, не имевший детей в момент, когда совершалось дарение в пользу вольноотпущенника, имел право потребовать дар обратно в случае последующего рождения детей.
Обязательства из квази контрактов.
Понятие
Квазидоговорные обязательства (obligationes quasi ex contractu) –обязательства, возникающие не из договоров (контрактов или пактов), а из односторонних сделок или на основе других видов юридических фактов, ни являющихся ни договорными, ни деликтными. Но по своему характеру и содержанию эти обязательства похожи на обязательства из договоров, поскольку возникающие спорные вопросы об условиях и пределах ответственности сторон разрешаются аналогично тому, как они решаются применительно к соответствующим договорам.
Виды
К квазидоговорным относились 2 вида обязательств: обязательства из ведения чужих дел без поручения (negotiorum gestio) и кондикционные обязательства (из неосновательного обогащения).
1. Обязательства из ведения чужих дел без поручения (NEGOTIORUM GESTIO) -определенное лицо (гестор, квазипредставитель (gestor)) по своей инициативе, не имея на то полномочий, совершает действия в пользу другого лица (не было чёткого термина: собственник, хозяин, квазипредставляемый (dominus)), т.е. обязательство аналогично обязательствам из контракта поручения (mandatum), но возникает не на его основе.
Ø Условия, необходимые для возникновения этого обязательства:
1. Существование угрозы причинения вреда имуществу собственника (хозяина). Это могла быть угроза юридического характера (например, вследствие неуплаты долга), фактического характера (возможность гибели имущества).
2. Сам собственник не может устранить эту угрозу. Negotiorum gestio позволяет предупредить возможность ущерба, который могут нести отсутствующие, не способные позаботиться о своих делах или управлять своим имуществом.
3. Сам собственник не запрещал гестору совершение определенных действий. Более того, не должно быть обязанности совершать какие - либо действия ни по договору, ни по закону, поэтому, например, опекун хозяина не мог быть гестором (поскольку имел обязанность в силу закона заботиться о своём подопечном).
Соблюдение этих условий влечёт безвозмездное совершение гестором соответствующих действий. Возникают обязательства сторон/
Ø Обязательства
1) Гестор обязан относится к чужому делу с полной тщательностью. Он отвечает за вину. НО по мнению Лабеона и Ульпиана ответственность гестора может ограничиваться несением ответственности только за dolus (умысел) и culpa lata (грубая небрежность, когда не проявляется та мера заботливости, которую можно требовать от всякого). По исполнении дела у гестора появляется обязанность представить отчёт хозяину.
2) Относительно обязательств хозяина могло быть два случая:
· Если хозяин одобрял действия гестора, признавал их отвечающими собственным интересам, то он обязывался возместить гестору понесённые затраты, независимо от достигнутого эффекта или результата (например, если гестор лечил раба хозяина, хозяин обязан возместить гестору понесенные издержки, хотя бы раб, несмотря на принятые меры, погиб). Но гестор не мог требовать вознаграждения.
· Относительно случая, когда хозяин не одобрял действия гестора, у юристов были разные мнения. Здесь вызывал споры вопрос о том, имеет ли существенное значение субъективное отношение хозяина к данному имуществу (например, если собственник оставил дом без ремонта, поскольку не считал этот дом для себя необходимым. Но гестор нашёл целесообразным осуществить ремонт. Вопрос: должен ли собственник возмещать затраты?)
o По Лабеону собственник был обязан;
o По Цельсу и Ульпиану нельзя считать хозяйственно целесообразным ведение того дела, которое не является для хозяина необходимым или только обременит его.
Таким образом, действия гестора признавались хозяйственно целесообразными и обязывали хозяина вернуть (а) затраты и (б) ценности, на которые он обогатился в результате действий гетора, только тогда, когда гестор мог предполагать, что хозяин и сам исполнил бы данные действия, если бы имел к этому возможность.
Если произведённые действия не признавались таковыми, гестор был обязан восстановить прежнее положение имущества хозяина.
Исключение: расходы гестора на погребение умершего возмещались несмотря на установленное правило (давался даже специальный иск - actio funeraria)
Ø Иски. Для этих обязательств преторский эдикт давал иски из ведения дел:
· actio negotiorum gestorum directa - хозяину для случаев, когда:
o гестор сознательно вёл дела, но не для защиты интересов хозяина, а для получения собственной выгоды;
o лицо, считая своими, вело дела, которые привели к обогащению, но оказались в действительности делами другого лица (например, добросовестно считая вещь своей, гестор продал на самом деле чужую вещь, т.е. обогатился за счёт хозяина). В таком случае по данному иску гестор отвечает в размере своего обогащения (ответственности за убытки не возникает).
· actio negotiorum gestorum contraria - гестору для истребования возмещения или ценности, на которые обогатился хозяин за счёт ведения дел гестором (давался, если гестор (а) вёл целесообразное дело; (б) вёл дела "за счёт хозяина", т.е. имел намерение отвести расходы на это лицо другое лицо, а сам при этом не имел animus donandi - намерения проявить щедрость к хозяину).
2. Кондикционные обязательства (из неосновательного обогащения).
Кондикционные обязательства связаны сфактом нахождения в имуществе одного лица обогащения за счет имущества другого лица без достаточного для того юридического основания. Соответственно неосновательное обогащение – это приобретение чужого имущества при отсутствии правового основания.
Обязательства из неосновательного обогащения являются лишь одним из случаев применения кондикционного иска (condictio), с помощью которого защищались также и стипуляционное обязательство, и обязательство из займа. Видовое деление делалось по предмету иска:
1. Condictio indebiti – иск о возврате недолжно уплаченного: ошибочный платеж долга, в действительности несуществующего, порождает обязательство получившего предмет – вернуть его. Юридические последствия схожи с теми, которые влечёт заем.
Условия возникновения:
o отсутствует договор, поэтому не долг не существует;
o но есть факт платежа (лицо платит с намерением ликвидировать юридические связи с другим лицом);
o платёж несуществующего долга произведён ошибочно (возврат не допускается, если платит намеренно, сознательно, поскольку тогда - дарение);
Предмет: обогащение лица, получившего платеж. Риск случайной гибели - на совершающем платёж. Вместе с платежом возвращаются и приращения.
Нужно доказать:факт платежа, несуществование долга
2. Condictio ob rem dati (иск о возврате предоставления, цель которого не осуществилась):имеет место, когда лицо получает за счет другого имущественную выгоду ввиду определенной цели, а эта цель НЕ осуществилась. В праве Юстиниана назывался как condictio causa data causa non secuta
Условия возникновения:
o Предоставление имущественной выгоды одним лицом другому: передача права собственности; принятие первым лицом обязательств в пользу второго и т.д;
o Предоставление имущественной выгоды было сделано с определенной ЦЕЛЬЮ; предполагающей наступление некоторого будущего события (например, вещи передаются в приданое в связи с браком);
o Цель не осуществилась.
Предмет: обогащение лица ввиду неосуществления цели