Брак без власти мужа (SINE MANU MARITI)
С развитием римского общества, в эпоху правления императора Юстиниана, он сменяется браком без власти мужа. Эта форма сильно отличается. Он базируется, как и современный брак, на принципе равенства личных и имущественных прав супругов.
Это выражается и при анализе личных, и имущественных прав.
Личные права.
1. Супруги решают вопросы семейной жизни по взаимному согласию, как и сейчас – де-юре муж приказывать не может, хотя де-факто иногда бывает.
2. Женщина имеет право на развод. Она может уйти, виндицировать ее он не может.
3. При вступлении в такой брак агнатское родство не меняется, остается прежним.
4. Мужчина не может продать жену в рабство и наказывать ее за непослушание.
Имущественные права.
1. Действует режим раздельной собственности супругов – у мужа свое имущество, у жены – свое. Если имущество приобретено по сделке, оно становится собственностью супруга, который совершил сделку – либо мужа, либо жены.
2. Единственное ограничение – супругам запрещено заключать договор дарения в отношении друг друга. Одна из гипотез – чтобы мужчина не заставил женщину все ему подарить. Третьи лица дарить им могут, а они друг другу нет.
3. Принципиально меняется правовой режим приданого. В момент заключения брака муж дает клятву, что он не будет расходовать приданое, и что при определенных условиях при расторжении брака приданое будет возвращено жене.
Режим приданого зависел от основания прекращения брака. Их было два. Это смерть и развод.
1. В случае смерти действует следующее право. Если раньше умер муж, его родственники обязаны вернуть приданое – у жены есть специальный иск, чтобы его вернуть. Если раньше умерла жена, приданное остается у мужчины, за одним исключением – если приданное было предоставлено не супругой, а ее домовладыкой, и домовладыка на момент смерти дочери жив. Тогда уже у домовладыки есть иск об истребовании приданного.
2. В случае развода действовало правило: прав на приданное лишается виновник развода. Если развод по вине мужа, он возвращает приданное, если по вине жены – остается у него. Кто виноват? Обычно вина лежит на каждом из супругов. Поэтому была установлена презумпция – инициатор предполагается виновным при разводе, если он не может доказать обратного. (Например, презумпция опровергалась, если мужчина подавал на развод и доказывал факт неверности или то, что женщина не могла иметь детей. Жена – если доказала факт неверности, или что не может исполнять супружеский долг. А если «не любит» или «не сошлись характерами» - презумпция не опровергается.)
3. От законного брака следует отличать другие формы:
• Законный брак.
• Фактическое сожительство.
• Конкубинат
Чем брак отличался от фактического сожительства?
• Правовыми последствиями. Ребенок, рожденный в законном браке, приобретал статус отца. В фактическом сожительстве – статус матери.
• Ребенок, рожденный в законном браке, имеет право на алименты, рожденный вне брака – не имеет.
• Ребенок, рожденный в браке, является наследником по закону после своего отца, рожденный вне брака не имеет наследственных прав в отношении отца.
Конкубинат
Конкубинта - это особое правовое состояние, которое является промежуточным правовым состоянием между браком и фактическим сожительством.
1. Когда он возникает? Если стороны имеют все условия для вступления в брак – положительные есть, а отрицательные отсутствуют.
2. Но при этом, обладая юс коннубии, человек не может реализовать его в отношении данного лица. Почему? В Риме было два принципа – единобрачия (можно состоять в одном законном браке) и моногамии (можно иметь в браке только одного партнера). То есть если у них есть цель создание семьи, но право реализации юс коннуби невозможно (например, один из партнеров не прекратил прежний брак), возникает конкубинат.
3. Чем отличие от законного брака? Дети, рожденные в конкубинате, приобретали статус матери.
4. Что отличает от сожительства? Дети имеют право на алименты и право наследования по закону после отца.
5. Эти отношения в случае возникновения спора устанавливал претор.
6. Отец мог узаконить детей, рожденных в конкубинате (чтобы придать им свой статус и ввести под свой статус), тремя способами:
• Вступить в законный брак с матерью ребенка (например, все-таки развелся в предыдущем браке или жена умерла). Ребенок автоматически приобретал статус отца.
• Узаконение ребенка по рескрипту императора о признании данного ребенка ребенком данного лица. Без вступления в брак.
• Наиболее распространенный способ: можно было отдать мальчика в сословие местных декурионов (от слова «курия» - административно-территориальная единица). Декурионы – это особое социальное сословие, которое занималось в Риме сбором налогов с определенной территории – курии. Соответственно, с ребенком отец должен был передать ему определенное имущество, чтобы декурион мог расплатиться в случае недоимки.