ВОПРОС Сущность и значение кассационного обжалования
Сущность института кассационного обжалования состоит в том, что лица, участвующие в деле, имеют право в установленный законом срок подать жалобу, а прокурор – принести кассационное представление на вступившее в законную силу решение и определение суда первой инстанции.
Дело по жалобе (представлению) проверяется вышестоящим судом, который или подтверждает правильность обжалованного акта, или изменяет, или отменяет его.
Для лиц, участвующих в деле, возможность обжалования гарантирует возможность отстаивать свою позицию и после вынесения решения добиваться отмены судебного постановления, противоречащего их интересам. Прокурор пользуется правом оспаривания решений суда первой инстанции в том случае, если он участвовал в деле по основаниям, предусмотренным в ст. 45 ГПК.
Суд второй инстанции устроен так, что имеет полную возможность быстро, без волокиты устранить ошибки, допущенные судом первой инстанции, и тем самым обеспечить скорейшее окончательное разрешение спора. Законодательно основная задача суда второй инстанции сформулирована в ст. 347 ГПК и состоит в проверке законности и обоснованности обжалованных решений и устранении таким путем обнаруженных ошибок. Кроме того, существует и другая, не менее серьезная задача кассационного контроля – руководство деятельностью нижестоящих судов. В юридической литературе отмечается, что кассационный пересмотр решений оказывает чрезвычайно сильное влияние на состояние правосудия на местах и является важным методом формирования единообразной судебной политики и практики.
Вопрос 106. Право кассационного обжалования
В настоящее время судопроизводство в суде кассационной инстанции представляет собой пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу.
Объект обжалования:
1. Вступившие в законную силу судебные постановления, принятые по 1-ой инстанции;
2. Судебные акты, принятые при пересмотре решений в апелляционном порядке;
3. Судебные акты, принятые ранее по делу в порядке кассационного производства.
Исключением из объекта обжалования выступают Постановления Президиума Верховного Суда РФ.
Необходимым условием обжалования выступает подтверждение заинтересованным лицом, что им были исчерпаны все установленные ГПК способы обжалования судебного акта до дня его вступления в законную силу.
Субъекты обжалования:
1. Лица, участвующие в деле;
2. Их представители;
3. Должностные лица прокуратуры, если ранее в деле участвовал прокурор;
4. Лица, которые не были привлечены в процесс, но чьи права и интересы были нарушены судебным актом.
Срок обжалования – 6 месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.
Порядок обращения в суд;
1. Составляется жалоба. Судебная жалоба должна непосредственно содержать в себе наименование суда, в который она подается, наименование лица, подающего жалобу, указание на то какое судебное постановление обжалуется, а также указание на то, какие нарушения были допущены судом;
2. Прилагаются копии жалобы и копии судебных актов по данному делу по числу лиц, участвующих в деле;
3. Оплачивается госпошлина;
4. Жалоба со всеми документами предъявляется непосредственно в суд кассационной инстанции.
Основания возвращения жалобы без рассмотрения по существу:
1. Подана субъектом, неуполномоченным на обжалование или принесение представления;
2. Нарушения требования, предъявляемые к жалобе, представлению;
3. Нарушен срок обжалования, а вопрос о восстановлении пропущенного срока не ставится;
4. Отзыв кассационной жалобы или представления;
5. Нарушены правила подсудности.
Срок рассмотрения кассационной жалобы или представления:
1. В суде кассационной инстанции за исключением Верховного суда:
a. Если дело не истребовано 1 месяц;
b. Если дело истребовано 2 месяца.
2. В Верховном суде РФ:
a. Если дело не истребовано 2 месяца;
b. Если дело истребовано 3 месяца.
Рассмотрев жалобу или представление, суд выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в суде кассационной инстанции или определение о передаче жалобы.
В данных определениях суд обязательно указывает основания и мотивы, по которым он отказал в передаче или передал жалобу для рассмотрения.