Признаки соучастия в преступлении и их закрепление в законодательстве

Как и абсолютно любая деятельность человека, преступная деятельность представляет собой объединение объективного и субъективного. Нельзя разорвать поведение человека с его психологическим отношением к его действиям. С точки зрения научного анализа преступления, рассмотрение объективных и субъективных признаков являются необходимыми, поскольку взятый по отдельности признак никогда не даст полного представления о преступном явлении. Лишь совокупность всех его признаков может создать наиболее полное и правильное представление о произошедшем явлении.

Поскольку соучастие является особой формой преступной деятельности, то оно характеризуется особыми признаками, благодаря которым его можно отграничить от простого случайного совпадения действий нескольких лиц при совершении одного и того же преступления.

Закон называет следующие признаки соучастия: объективные - участие двух или более лиц; совместное участие в совершении преступления; субъективные — умышленное совместное участие в совершении преступления; совместное участие в совершении умышленного преступления[17].

Соучастие, прежде всего, предполагает участие нескольких лиц в совершении преступления. При этом необходимо иметь в виду, что эти лица должны обладать признаками субъекта преступления: возрастом, с которого наступает уголовная ответственность, и вменяемостью (ст. 19, 20 УК ДНР). Количественный признак относят к числу объективных признаков соучастия в преступлении.

В связи с обсуждаемым количественным признаком соучастия отметим, что в теории уголовного права и в судебной практике необоснованно расширяется понятие такой разновидности соучастия, как совершение преступления группой лиц[18].

В ст. 19 УК ДНР законодатель устанавливает два возрастных критерия привлечения к уголовной ответственности: общий — по достижении 16 лет и исключительный в отношении ограниченного круга деяний — по достижении 14 лет. Поэтому быть соучастником в преступлениях, ответственность за которые установлена с 16 лет, могут лишь 16-летние; если же ответственность может наступать с 14 лет, то и иные соучастники могут привлекаться к ответственности по достижении этого возраста.

Исходя из этого имеется необходимость отличать соучастие в преступлении от посредственного причинения вреда, когда виновное лицо использует для реализации преступного замысла не подлежащих уголовной ответственности невменяемых или малолетних лиц. В этом случае множественность субъектов отсутствует, и поэтому виновный должен признаваться исполнителем преступления, а привлеченный им невменяемый или малолетний лишь орудиями совершения преступления.[19]

Вместе с тем, при совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение этого преступления, в силу части 2 статьи 32 УК ДНР (ч. 2 ст. 33 УК РФ[20])несёт ответственность за содеянное как исполнитель путём использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных уголовным законом. Данная позиция подтверждена в п. 42 действующего постановления Пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», где отмечается следующее: «В случае совершения преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее его в совершение преступления, в силу части 2 статьи 33 УК РФ несёт ответственность за содеянное как исполнитель путём посредственного причинения»[21].

Другим объективным признаком соучастия является «совместность участия» двух или более лиц в совершении преступления.

Совместность участия определяется как «определенная психическая общность", предполагающая "знание о присоединяющейся деятельности других лиц и стремление достигнуть определенного результата путем объединения усилий», или «умышленная координация общественно опасных действий двух или более лиц».[22]

Совместность участия означает, что преступление совершается сообща несколькими лицами, т.е. каждый соучастник совершает действия (бездействия), необходимые для выполнения преступления, в большей или меньшей степени содействуя другим соучастникам.

Статья 31 УК ДНР подчеркивает, что соучастие есть совместное участие в совершении преступления. В этом проявляется специфичность данного вида преступной деятельности. Словосочетание «совместное участие» свидетельствует о том, что лица, участвующие в преступлении, совершают общественно опасное деяние во взаимосвязи и совместными усилиями причиняют преступный результат.

Следует заметить, что признак совместности участия, его существо, исследован в науке уголовного права недостаточно и имеет различное толкование у разных авторов. Редко кто из авторов предлагает обобщенное понятие совместности участия, ограничившись формулировкой, что это есть деятельность, которая направлена на совершение одного и того же преступления, или это есть совершение одного и того же преступления сообща.

Некоторые авторы считают, что совместная деятельность — это когда действия каждого из соучастников создают необходимые условия для выполнения своей роли другими соучастниками[23].

Совместность участия — это форма поведения лиц, она имеет внешнее проявление в объективной действительности, поэтому является объективным признаком, который, бесспорно, отражает (материализует) субъективный признак. Преступное действие, совершаемое в соучастии, представляет собой проявление во вне преступных намерений субъекта. Именно вина, мотив, цели предопределяют те или иные объективные формы поведения людей. Любое преступление представляет собой единство объективных и субъективных свойств. При этом никто не сомневается в правильности подхода к анализу признаков состава преступления: отдельно объективных и отдельно субъективных. Не совсем понятно, почему в отношении соучастия, являющегося одним из видов преступной деятельности, требуется иной подход. Вычленение явления из всеобщей связи с целью его глубокого исследования вполне применимо и при анализе соучастия.

Общим для соучастников является то обстоятельство, что действия каждого соучастника являются составной частью общей деятельности по совершению преступления, они взаимно дополняют друг друга в направлении совершения единого преступления. Иначе говоря, действия одного соучастника в конкретной обстановке являются необходимым условием выполнения преступления другим соучастником[24].

Участие лица в преступлении как общественно опасное поведение выражается в двух внешних формах: действии или бездействии.

Большинство преступлений, совершаемых в соучастии, осуществляется при помощи активных действий. Но иногда вклад в общее преступное дело может быть внесен при помощи бездействия. Например, работник охраны по предварительному сговору с преступниками намеренно отлучился с охраняемого объекта, сделал вид, что спит, или не заметил преступников, создав условия для хищения материальных ценностей. Поведение каждого из соучастников (действие или бездействие) по своему характеру должно быть значительным, т.е. способным повлиять на достижение общего преступного результата.

Совместность участия как объективный признак, естественно, должен базироваться на каких-либо объективных характеристиках, через которые в конечном итоге и образуется понятие совместности. Все существующие точки зрения по данному вопросу не отличаются большим разнообразием в своей основе. Но, тем не менее, следует отметить, что нет единства в определении количества этих характеристик.

По мнению некоторых авторов, умышленное совместное участие означает, во-первых, осознание каждым соучастником общественно опасного характера своего собственного поведения и общественно опасного характера поведения других соучастников (по меньшей мере, одного из них) плюс осознание объективной взаимосвязи своего поведения с поведением других соучастников; во-вторых, предвидение возможности или неизбежности преступного результата от соединенных усилий; в-третьих, желание или сознательное допущение того, что этот результат будет достигнут именно путем сложения усилий всех соучастников или, по меньшей мере, усилий двух из них[25].

Субъективные признаки определяют отношение соучастников к совершаемому деянию и его результату. Психологическим отношением соучастников охватывается:

1) их собственное деяние;

2) определенный общественно опасный результат;

3) причинная связь между своим деянием и общественно опасным результатом.

Содержание субъективных признаков соучастия отражает усложненный характер совершения преступления с участием в нем нескольких лиц[26].

Субъективные признаки соучастия характеризуются умышленной виной.

К основным характеристикам общей вины в соучастии можно отнести следующие:

а) осознание общественно опасного (или предосудительного) характера собственных действий;

б) осознание характера поведения других участников;

в) осознание факта взаимодействия при подготовке или совершении преступления;

г) предвидение наступления общего преступного результата;

д) желание либо сознательное допущение его наступления.

С точки зрения интеллектуального и волевого моментов поведения соучастников совместность их вины обладает некоторыми особенностями, которые обусловлены таким объективным свойством, как взаимодействие в процессе совершения преступления[27].

Статья 31 УК ДНР (аналогично ст. 32 УК РФ) определяет соучастие как умышленное участие в совершении умышленного преступления. Употребление термина "умышленное" дважды в тексте закона не является случайным. Из содержания данной статьи вытекает, что соучастие в преступлениях, совершенных по неосторожности, невозможно.

Несмотря на имеющиеся в уголовно-правовой науке точки зрения о возможности наличия соучастия и в случае совершения несколькими лицами одного и того же неосторожного преступления, большинство ученых-правоведов считают, что соучастие возможно лишь в случаях умышленного участия в совместном совершении только умышленного преступления. Поэтому в уголовном законе (ст. 31 УК ДНР и ст. 32 УК РФ) подчеркивается, что для субъективной стороны соучастия обязателен умысел. [28]

В формальных составах, а также в тех случаях, когда цель прямо указана в диспозиции статьи или вытекает из содержания деяния (изнасилование, хищение, бандитизм), соучастие возможно только с прямым умыслом[29].

Мы солидарны с теми авторами, которые, считают, что для соучастия присущ только прямой умысел. Так, например, А. В. Плужников отмечает, что все содеянное соучастниками должно быть ими совершено с прямым умыслом. Совершение преступления с косвенным умыслом или по неосторожности исключает возможность признания преступления совершенным в соучастии[30].

Субъективные признаки соучастия характеризуются взаимной осведомленностью о совместном совершении преступления. Некоторые авторы справедливо называют взаимную осведомленность соучастников дву- или многосторонней субъективной связью.[31]

По мнению некоторых авторов, умышленное совместное участие означает, во-первых, осознание каждым соучастником общественно опасного характера своего собственного поведения и общественно опасного характера поведения других соучастников (по меньшей мере, одного из них) плюс осознание объективной взаимосвязи своего поведения с поведением других соучастников; во-вторых, предвидение возможности или неизбежности преступного результата от соединенных усилий; в-третьих, желание или сознательное допущение того, что этот результат будет достигнут именно путем сложения усилий всех соучастников или, по меньшей мере, усилий двух из них[32].

Названные выше два субъективных признака соучастия в преступлении, т.е. взаимная осведомленность и согласованность, непосредственно вытекают из Уголовного кодекса РФ и ДНР и предопределяются своеобразием причиняющего фактора при каждой конкретной форме проявления такой преступной деятельности.

Таким образом, соучастие в преступлении как особая разновидность преступной деятельности в соответствии с действующим уголовным законодательством характеризуется следующими признаками:

1. Участие двух или более лиц в совершении преступления (причем такие лица имеют общие признаки субъекта преступления).

2. Общность деятельности виновных, что предполагает:

а) корреляционная связь между соучастниками (обусловленность действия одного соучастника преступным поведением другого);

б) объединение совместных усилий соучастников на достижение единого преступного результата;

в) необходимая причинная связь между преступной деятельностью каждого из соучастников и преступным результатом наступившего года.

3. умышленный характер совместной деятельности, что находит свое отражение во взаимной осведомленности и в едином намерении соучастников совершить преступление совместно.

Наши рекомендации