Профессиональная этика юриста.
Юрист должен обладать в максимальной степени объективностью, при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий, близости и родства, рассматривая дело с позиций нравственности и справедливости.
15. Основные положения о борьбе с коррупцией.
Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Настоящим Федеральным законом коррупция определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
Уголовный кодекс Российской Федерации разграничивает взяточничество на получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ).
Это две стороны одной медали: взяточничество преступление особого рода, и оно не может быть совершено одним лицом, а требует взаимодействия, по крайней мере, двух – того, кто получает взятку (взяткополучатель) и того, кто её дает (взяткодатель).
Субъектом получения взятки являются должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти (например, работники правоохранительных органов, депутаты), либо выполняющие организационно-распорядительные (например, руководитель учреждения, организации), административно-хозяйственные функции (например, руководитель финансовой службы, службы материально-технического обеспечения) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Специальным субъектом данного преступления являются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий органов власти (губернаторы, главы органов местного самоуправления).
В совершении взяточничества нередко участвуют посредники, которые способствуют совершению преступления (ведут переговоры, передают или получают взятки).
Получение взятки заключается в приобретении должностным лицом имущества или выгод имущественного характера за законные или незаконные действия (бездействия) в пользу дающего.
Дача взятки – начальный этап взяточничества. Она как бы провоцирует должностное лицо, создаёт для него нездоровый соблазн обогащения незаконными средствами с нарушением своего служебного долга.
Если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо, дающее взятку, добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки, то лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.
Взяткой могут быть:
-имущество: деньги, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, бытовые приборы, квартиры, загородные дома, гаражи, земельные участки и т.д.;
-услуги и выгоды имущественного характера: ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, оплата развлечений и других расходов полностью или по заниженной стоимости и т.д.;
Взятка, как материальная выгода, может носить завуалированный характер: подарок, погашение несуществующего долга, заключение трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, «случайный» выигрыш, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и так далее.
Размер взятки для наступления уголовной ответственности значения не имеет. Уголовно наказуемо как заранее оговоренное получение ценностей либо имущественных выгод (взятка-подкуп), так и взятка, следующая за совершением должностным лицом действий (бездействия) в пользу взяткодателя, даже если передающий и получающий до этого ни о чем не договаривались и взятка последним даже не предполагалась (взятка-благодарность).
Действующее уголовное законодательство предусматривает наказание за получение взятки до 12 лет лишения свободы, за дачу взятки до - 8 лет.
Сотруднику органов внутренних дел важно знать:
Предупреждение взяточничества в органах внутренних дел является важной составляющей общей стратегии борьбы с коррупционными проявлениями и выражается руководством к действию при принятии соответствующего комплекса решений.
Необходимо помнить, что получение сотрудниками ОВД денежных средств, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера (оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате) за законные (входящие в его служебные полномочия) или незаконные действия (бездействия), в пользу дающего, расцениваются законодательством как получение взятки и наказываются лишением свободы.
16. Конфликт интересов и способы его устранения.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия (индивидуумы, рабочие группы, организации).
Закон о противодействии коррупции предусмотрел несколько способов урегулирования конфликта интересов на государственной службе:
▪ изменение должностного или служебного положения, являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего, вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей;
отказ такого служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
▪ отвод (самоотвод) государственного служащего в установленных законодательством случаях и порядке.
Статья 32 Закона о гражданской службе дает право представителю нанимателя отстранить от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом ему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.
В случае, если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 11 Закона о противодействии коррупции).
При этом также имеются разночтения в нормах Законов о гражданской службе и о противодействии коррупции относительно вопроса передачи государственными служащими имеющихся активов в доверительное управление.
Так, в Законе о противодействии коррупции речь идет об обязанности государственных служащих передать такие бумаги в доверительное управление без каких-либо условий. Норма содержит лишь цель передачи – предотвращение конфликта интересов. В то же время Закон о гражданской службе устанавливает такую обязанность гражданских служащих лишь при условии, что владение служащими приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов.
С учетом более поздней даты принятия и специального характера Закона о противодействии коррупции, согласно преамбуле которого он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы ее предупреждения и борьбы с ней, применению подлежит статья 11 этого Закона.
Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан и организаций.
Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для него, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского cлужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Конфликт интересов возникает в случае, когда государственный служащий имеет личную заинтересованность в ходе осуществления им своих служебных обязанностей, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное их исполнение. Личная заинтересованность государственного служащего включает в себя любую материальную, карьерную, политическую и всякую иную выгоду для него лично, для его семьи, родственников, друзей, а также для лиц и организаций, с которыми он имеет какие-либо деловые, политические или иные отношения и связи.
2. При поступлении на государственную службу, при назначении на должность, при выполнении соответствующего рода служебных обязанностей, распоряжений руководства государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него какой-либо личной заинтересованности в решении вопросов деловых, политических и всяких других организаций или отдельных лиц (наличие акций, участие в деятельности, предложения о сотрудничестве, о работе и т.д.)
Нравственным долгом государственного служащего при конфликте интересов является: - ответственно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов; - принимать все необходимые меры по предотвращению и урегулированию столкновения интересов; - доводить до сведения вышестоящего руководства информацию о любой коллизии интересов, как только государственному служащему станет об этом известно; - подчиниться любому окончательному решению, требующему разрешения конфликта интересов: отказаться от ведения дела или отказаться от возможной выгоды, породившей столкновение интересов.
4. Государственный служащий обязан осуждать и разоблачать любые виды коррупции и коррупционеров любого уровня. Он может требовать, а в некоторых случаях обязан это делать, публичного признания случаев коррупции судебным порядком или в средствах массовой информации. В разоблачении случаев коррупции государственный служащий не должен считаться с принципом служебной иерархии и коллегиальности.
17. Кодексы профессиональной этики.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Об этом свидетельствуют вавилонские, египетские, индийские и китайские рукописи. Они содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Клятва и сегодня читается и воспринимается как вполне современный, полный нравственной силы документ. В 1969 г. на 1 Международном конгрессе по медицинской этике и деонтологии сочли возможным дополнить ее одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».
Термин деонтология введен в 1834 г. И. Бентамом как обозначение науки о профессиональном поведении человека. Определенная внутренняя связь между деонтологией и этикой прослеживается в целях и практической реализации деонтологических норм и правил.
Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения.
Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение. Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.
Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той организации, в которой они принимаются.
Американская химическая компания «Проктер энд Гэмбл», основанная в 1837 г., имеет этический кодекс, который состоит из 11 разделов. В нем значительное внимание отводится клиентам, поставщикам, заказчикам, партнерам и меньшее – служащим.
Предельно конкретные правила отражены в кодексе профессиональной этики членов Российского общества оценщиков (1994 г.). Этот кодекс состоит из двух разделов: в 12 пунктах одного скрупулезно перечислены этичные действия оценщика имущества, и в 16 пунктах другого – неэтичная практика. Этичность в этом кодексе отождествляется с независимостью от клиентов и партнеров.
На смену кодексу профессиональной этики членов Российского общества оценщиков приходит кодекс профессиональной этики оценочных компаний Российской Федерации, который был утвержден в 2002 г. Советом руководителей общественных организаций оценщиков России. Он создан с целью объединения усилий всех добросовестных оценочных компаний России на пути утверждения оценки в качестве одной из ведущих отраслей экономической науки, установления высоких стандартов профессионализма, повышения авторитета российского оценочного сообщества.
Кодекс состоит из следующих разделов:
этические нормы отношений оценочных компаний с клиентами;
этические нормы отношений оценочных компаний с государством;
этические нормы взаимоотношений между оценочными компаниями;
этические нормы отношений оценочных компаний с прессой, рекламными и рейтинговыми агентствами;
подписание кодекса саморегулируемыми и общественными организациями оценщиков;
присоединение оценочных компаний к кодексу.
Из пяти разделов состоит этический кодекс компании «Кока-Кола».
Первый из них регулирует выполнение обязательств по бухгалтерским счетам и отчетам компании. Сотрудники представляют отчеты о своей деятельности руководству, а оно, в свою очередь, готовит отчеты для акционеров компании, правительственных органов и других юридических лиц.
Во втором разделе описаны потенциальные конфликты, которые могут возникнуть при столкновении интересов служащих. Кодекс запрещает служащим иметь личную заинтересованность в поставщиках компании, в делах конкурента или делах клиента компании.
Третий раздел регулирует взаимодействия компании с государственными учреждениями, официальными лицами, клиентами и поставщиками.
В четвертой части регламентируется участие служащего в деятельности политических партий и других компаний, которая не должна сказываться на качестве его работы.
Пятый раздел содержит указания по реализации правил кодекса.
Современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой, сформулированы американским социологом Л. Хосмером:
- никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными);
- никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях –
честности, открытости, умеренности и т.п.);
- никогда не делай того, что есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию);
- никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо);
- никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. Миллем);
- никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме);
- никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности);
- всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке);
- никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);
- никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).
В России принята национальная Программа «Российская деловая культура». Целью ее является помощь отечественным предпринимателям быстрее овладеть современной деловой культурой.
Российские специалисты должны следовать соответствующему кодексу этики и стандартам профессионального поведения. В настоящее время деловыми профессиональными ассоциациями принято значительное число этических кодексов.
В настоящее время растет влияние социологии на общественные процессы. От точности и объективности информации, представленной социологом, зависит успех социальных преобразований, возможность погашения социальных конфликтов, сохранения социальной стабильности. Нравственная позиция социолога-профессионала во многом зависит от степени усвоения им основ профессиональной этики, дающей моральные ориентиры профессиональной деятельности.
Профессионально этический кодекс консультантов по подбору персонала принят конференций Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) 12.10 1996 г.
Рекомендуется вопросы по профессиональной этике включать в программу экзаменов на присвоение соответствующей квалификации, чтобы специалисты неукоснительно соблюдали положения кодекса профессиональной этики соответствующей специальности. Некоторые фирмы имеют штатных специалистов по деловой этике.
Крупные фирмы, имеющие деловые школы, школы бизнеса, внедряют для обучения студентов программы этики менеджмента, Этики деловых отношений, этики бизнеса, этики речевого воздействия.
Опыт деятельности ряда известных фирм США, Франции, Японии и других стран показывает, что строгое соблюдение установленных правил и проведение соответствующей работы с персоналом обеспечивает им значительную прибыль. В США половина существующих кодексов принята до 1955 г., четыре пятых от их числа – до 1970 г.
Только за последние два десятилетия в США опубликованы сотни монографий, 25 учебников по деловой этике, издаются два специализированных журнала. В качестве обязательной дисциплины этика входит в учебные планы многих университетов. В Вашингтоне с 1977 г. действует «Центр этических проблем», который помогает фирмам и организациям создавать и перерабатывать этические кодексы, поддерживать высокий нравственный уровень рабочей атмосферы, а работникам – разбираться в законах этики и безболезненно гасить нравственные конфликты.
В японских компаниях разрабатываются карты этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее работника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.
1 Об этом, напр.: Кавелин И. Истоки русского пессимизма // «Вестник новой литературы». – 1992, №4, С.292.
2 Лао-цзы утверждал: «Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие шаги, не может [долго] идти» (4).
3 Подтверждением этому могут служить бесчисленные сюжеты из научно-фантастических произведений, где разворачивается логика взаимоотношений вполне созвучная логике земной нравственности