Единоличный исполнительный орган
Единоличный исполнительный орган хозяйственного общества может быть представлен физическим лицом (директором, генеральным директором, президентом), который состоит в трудовых отношениях с хозяйственным обществом, а так же управляющей организацией, которой передаются полномочия единоличного исполнительного органа.
Право принять решение о выборе модели управления в части «конструкции» единоличного исполнительного органа законодатель отдает самому обществу, не обусловливая этот выбор никакими обстоятельствами.
«Множественность» единоличного исполнительного органа
С учетом изменений, внесенных в ГК РФ Законом № 99-ФЗ от 5 мая 2014 года, учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Применительно к корпорациям в ст. 653ГК РФ установлено, что в качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
То есть вероятна ситуация, когда у хозяйственного общества будет несколько директоров, некоторые из которых физические, а некоторые – юридические лица. При этом Закон об АО после внесения в него изменений Законом № 210-ФЗ от 29 июня 2015 года сохранил опцию передачи полномочий только одной управляющей организации или управляющему (индивидуальному предпринимателю) (п. 3 ст. 69 Закона об АО). Аналогично и Закон об ООО на момент написания этого учебного курса не синхронизирован с ГК РФ на предмет возможности назначения нескольких лиц, исполняющих полномочия единоличного исполнительного органа.
В российских компаниях с учетом нормы п. 1 ст. 53 ГК РФ при наличии нескольких директоров в уставе должен быть определен порядок осуществления ими полномочий – совместное или раздельное. Исходя из этого определяется и юридическая ответственность директоров за деятельность в интересах общества: при совместном осуществлении полномочий несколькими директорами ответственность будет солидарной, а при раздельном – индивидуальной. В целях защиты участников имущественного оборота от возможных злоупотреблений вследствие создания «множественного» единоличного исполнительного органа Верховным Судом РФ высказана правовая позиция: если в ЕГРЮЛ содержатся сведения о нескольких лицах, уполномоченных выступать от юридического лица, третьи лица вправе исходить из неограниченности полномочий каждого из них, а при наличии в реестре сведений о совместном осуществлении полномочий несколькими лицами – из неограниченности полномочий лиц, действующих совместно (п. 22 постановления Пленума ВС РФ № 25).
В непубличных корпорациях в отличие от публичных по решению участников, принятому единогласно, допускаются (ст. 66.3 ГК РФ):
- полное или частичное перераспределение полномочий коллегиального исполнительного органа в пользу коллегиального органа управления;
- передача единоличному исполнительному органу функций коллегиального исполнительного органа;
- возможность установить отличные от установленных законодательством требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества.
РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ
- орган внутреннего контроля корпорации.
В публичном обществе ревизионная комиссия является обязательным органом контроля. В непубличном обществе ревизионная комиссия может не создаваться.
Для ООО законодательно установлена особенность: функции ревизионной комиссии общества, если это предусмотрено уставом, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом, членами его органов управления и участниками (п. 6 ст. 32 Закона об ООО).
Функции ревизионной комиссииопределяются уставом общества (в отношении АО - по вопросам, не предусмотренным акционерным Законом). Порядок деятельности комиссии регулируется в АО внутренним документом, в ООО - уставом и внутренним документом общества (п. 2 ст. 85 Закона об АО, п. 4 ст. 47 Закона об ООО).
В соответствии с Законом об АО проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе самой ревизионной комиссии, решению общего собрания акционеров, совета директоров или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества (п. 3 ст. 85 Закона об АО).
Согласно Закону об ООО ревизионная комиссия общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (п. 3 ст. 47 Закона об ООО).
Следует отметить, что предмет проверки финансово-хозяйственной деятельности общества значительно шире сложившегося неправильного понимания ревизии только как проверки соответствия требованиям законодательства бухгалтерского учета и отчетности.
К сфере контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества можно, в том числе, отнести:
- исполнение бюджета общества;
- реализацию инвестиционной программы общества;
- использование средств прибыли общества;
- соблюдение требований кредитной политики, принятой в обществе;
- исполнение смет общехозяйственных расходов;
- соблюдение кассовой дисциплины;
- формирование закупочных цен на сырье, материалы и сбытовых цен на продукцию (работы, услуги);
- соблюдение тендерных закупочных процедур;
- соблюдение норм расхода сырья;
- использование основных производственных средств и соблюдение графиков проведения планово-предупредительных ремонтов;
- организацию договорно-правовой и претензионно-исковой работы и пр.
6. Основные модели управления в хозяйственных обществах.
В зависимости от состава органов управления выделяют модели управления корпорацией.
Модель управления каждого хозяйственного общества определяется его индивидуальными особенностями:
- является ли хозяйственное общество публичным или непубличным,
- распределение в хозяйственном обществе пакета акций (долей), включая наличие или отсутствие контрольного или блокирующего участия в уставном капитале,
- совмещение в хозяйственном обществе функций владельцев акций и менеджеров,
- присутствие в хозяйственном обществе индивидуальных, институциональных инвесторов (инвестиционных, пенсионных фондов, страховых компаний и проч.),
- масштаб деятельности хозяйственного общества,
- организационные особенности (группа компаний) .
Путем выбора модели управления владельцы акций (долей) определяют наиболее оптимальный способ реализации своих интересов.
С учетом изменений, внесенных в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от № 99-ФЗ от 5 мая 2014 г. можно выделить следующие основные модели построения структуры органов управления хозяйственным обществом.
Первая модель
- получила наиболее широкое распространение, она предполагает образование двух обязательных органов управления:
1. общее собрание участников (акционеров) – высший орган управления;
2. единоличный исполнительный орган - текущее руководство деятельностью корпорации.
Вторая модель
- получила распространение в российских коммерческих корпорациях, предполагает образование наряду с обязательными органами управления только одного факультативного органа – коллегиального органа управления (именуемого преимущественно советом директоров) и включает:
1. Общее собрание участников (акционеров) – высший орган управления;
2. Коллегиальный орган управления (совет директоров, наблюдательный совет) – общее руководство деятельностью корпорации;
3. Единоличный исполнительный орган – текущее руководство деятельностью корпорации.
Третья модель
- практикуется, в основном в холдингах (группах компаний), предполагает образование непосредственно в основном обществе наряду с обязательными органами управления также и факультативных органов и включает 4 уровня:
1. Общее собрание участников (акционеров) – высший орган управления;
2. Коллегиальный орган управления (совет директоров, наблюдательный совет) – общее руководство деятельностью корпорации;
3. Коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) – текущее руководство деятельностью корпорации;
4. Единоличный исполнительный орган – текущее руководство деятельностью корпорации.
ЕИО во всех трех названных моделях может быть как генеральный (директор, директор, президент), так и управляющая организация (управляющий), которой по гражданско-правовому договору переданы полномочия единоличного исполнительного органа.
При этом, функции ЕИО могут быть предоставлены нескольким лицам, действующим совместно, или может быть образовано нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).
На базе четырех представленных моделей могут быть образованы модифицированные в зависимости от единоличного исполнительного органа структуры.
Модель управления хозяйственным обществом зависит от того, является ли оно публичным или нет.
В ПАО обязательно должны быть:
- коллегиальный орган управления (совет директоров, наблюдательный совет);
- ревизионной комиссии (ревизора) как контрольный орган.
Для эффективного управления в конкретной корпорации наряду с составом органов управления важнейшее значение приобретает распределение компетенции между органами в той части, где законодатель допускает усмотрение самого общества.