По порядку формирования или способу приобретения полномочий органы подразделяются на избираемые, назначаемые и формируемые иным образом.
В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ порядок образования органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Образование органов может происходить путем назначения или избрания.
Назначение - это возможность какого-либо органа или должностного лица поставить другое лицо на должность; в этом случае имеет место безальтернативность, кандидатуры для выбора отсутствуют.
Напротив, при избраниидолжен происходить выбор уполномоченными лицами одной кандидатуры из нескольких предложенных. К выборным органам в самом законодательстве непосредственно относятся совет директоров, ревизионная комиссия акционерного общества (п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 85 Закона об АО), единоличный и коллегиальный исполнительные органы общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41 Закона об ООО). В других случаях в законодательстве используется правовая конструкция "образование органа": применительно к исполнительным органам акционерного общества - п. 3 ст. 69 Закона об АО, к совету директоров общества с ограниченной ответственностью - п. 2 ст. 32 Закона об ООО. В этом случае порядок образования органа управления (назначение или избрание) должен быть предусмотрен в самом уставе хозяйственного общества.
Особое положение в классификации органов корпорации по способу формирования занимает общее собрание акционеров (участников). Состав этого органа не избирается и не назначается, он определен самим фактом членства в хозяйственном обществе. В этой связи представляется несколько условной формулировка п. 1 ст. 65.1 ГК РФ о формировании участниками корпоративной организации общего собрания, поскольку формирования, в классическом понимании, представляющем собой некий процесс, деятельность, приводящий к образованию (появлению) чего-либо, применительно к общему собранию не происходит.
По составу
По составу традиционно выделяют коллегиальные и единоличные органы корпораций.
Коллегиальным органом признается группа физических и возможно юридических лиц, избранных или назначенных в его состав в установленном действующим законодательством и уставом порядке, принимающих совместно решения по вопросам, отнесенным к компетенции этого органа. Из этого определения следуют два обстоятельства:
1. Количественный состав коллегиального органа не может быть меньше двух человек;
2. Решение коллегиального органа принимается в результате, как правило, совместного обсуждения и голосования.
Порядок принятия решения коллегиальным органом - простым или квалифицированным большинством голосов - чаще всего определяется на основе диспозитивных норм законодательства уставом общества.
Здесь, как правило, присутствуют два подхода:
- когда в законодательстве имеется перечень вопросов, по которым орган должен принимать решение квалифицированным числом голосов, и этот перечень может быть расширен уставом общества. Так, например, регулируется порядок принятия решений общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью (п. 8 ст. 37 Закона об ООО);
- когда в законодательстве отсутствует какой-либо перечень вопросов, принятие решений по которым требует квалифицированного большинства, и определение порядка принятия решений полностью отдается на усмотрение самому обществу. Такой подход применяется, например, по отношению к принятию решений правлением акционерного общества (п. 2 ст. 70 Закона об АО).
Особым случаем является правовое регулирование порядка принятия решения общим собранием акционеров публичного общества, когда перечень вопросов, по которым решения принимаются квалифицированным большинством голосов, не может быть расширен уставом общества (п. п. 2, 4 ст. 49 Закона об АО).
При принятии решений члены совета директоров, коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии имеют, как правило, по одному голосу. При этом в отношении совета директоров акционерного общества имеется специальная норма, устанавливающая возможность предусмотреть уставом общества право решающего голоса председателя совета директоров при принятии решений советом в случае равенства голосов его членов (п. 3 ст. 68 Закона об АО). По аналогии такое положение может быть предусмотрено в уставе общества с ограниченной ответственностью.
Как мы уже упоминали ранее, что даже возможное наличие у председателя совета директоров права решающего голоса при принятии решений советом директоров не делает его самостоятельным субъектом управления и не позволяет говорить о наличии у него компетенции.
В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо, назначенное или избранное в установленном законодательством и уставом общества порядке, которое единолично, если иное не предусмотрено уставом общества, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
С момента внесения изменений в ГК РФ Федеральным законом 99-ФЗ от 5 мая 2014 года единоличный исполнительный орган может быть «множественным». При этом множественность возможна в двух формах, в зависимости от предусмотренного уставом: 1) когда полномочия единоличного исполнительного органа предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или 2) когда образовано нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Вторая конструкция делает единоличный исполнительный орган сходным с коллегиальным органом управления, но не тождественным ему. Дело в том, что несколько единоличных исполнительных органов не принимают решения коллегиально путем голосования, а выполняют свои полномочия самостоятельно, «независимо друг от друга», что в полной мере позволяет сохранять классификацию органов на единоличный и коллегиальные.
По характеру выполняемых функций