Стадия возбуждения дела об административном правонарушении: общая характеристика.
1 стадия производства
Основными её задачами являются
1. фиксация события правонарушения
2. сбор документов по делу
3. сбор документов о лице, в отношении которого ведётся производство по делу
базовые вопросы:
1. с какого момента дело об административном правонарушении считается возбуждённым
a. составление первого протокола по делам об административном правонарушении, может быть
i. протокол об административном правонарушении
ii. протокол осмотра места совершения административного правонарушения (по делам о ДТП)
iii. протокол о применении меры обеспечения по делу
b. вынесение определения о возбуждении дела и проведении расследования
c. вынесение постановления по делу в случаях,
i. если выносим постановление б\составления протокола –при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается наказание в виде предупреждения\ административного штрафа, протокол не составляется, а уполномоченное должностное лицо на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение\ налагается административный штраф и лицо не оспаривает
ii. в автономном режиме протокол тоже не составляется, при этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и оформляется как любое постановление по делу об административном правонарушении. Копии направляются лицу.
Административное расследование происходиттогда, когда после выявления административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие временных затрат. Это правонарушения в области антимонопольного законодательств; патентного; о рекламе; о выборах и референдумах; валютного законодательства и т.д. Решение о возбуждение дела об административном правонарушении проведении административного расследования принимается должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административном правонарушении\ прокурором немедленно после факта выявления факта совершения административного правонарушения. Такое решение оформляется должностным лицом в виде определения, а прокурором - в виде постановления. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения не м превышать 1 месяц (может быть продлен еще на 1 мес.\ в случая нарушения таможенных правил, ПДД\ правил эксплуатации ТС, повлекшим причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью – может быть продлен на 6 мес.). По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении\ выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
чтобы дело об административном правонарушении было возбуждено нам необходимо одновременное наличие 2:
- хотя бы 1 повод
- основание
Поводом может быть:
1. непосредственное обнаружение правонарушения должностным лицом при этом
a. должностное лицо находящиеся при исполнении своих служебных обязанностей
b. эти обязанности должны исполняться в отношении конкретного лица
2. поступление обращения, указывающего на наличие события административного правонарушения. Все виды обращений, которые могут получить органы – от другого органа, от юридического лица, граждан
3. сообщение в СМИ. Информация в СМИ доставляет повод, чтобы возбуждать дело.
4. Фиксация правонарушения в области дорожного движения с помощью специальных технических средств, работающих в автономном режиме.
5. подтверждение содержащихся в обращении собственника транспортного средства сведений о том, что транспортное средство находится во владении \ пользовании другим лицом.
Это основные поводы и отдельно выделены поводы для отдельных составов в сфере предпринимательской деятельности. Законодатель посчитал необходимо отдельно выделить обращение собственников имущества унитарного предприятия, обращение органов управления юридического лица, вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства.
Поводы могут быть разные, а основание всегда одно и то же. Основание – наличие достоверных данных, указывающих на событие административного правонарушения. В отличие от уголовного процесса в производстве по делам об административном правонарушение используется более простая процедура. По общему правилу никаких оснований не выносится, есть повод. Исключение составляют те поводы, которые связаны с обращениями (СМИ и л субъектов ПО) – если мы подали обращение, то орган должен вынести мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.Мы можем обжаловать, но при этом не устанавливается срок, в течение которого он должен быть установлен. Исходим из общих сроков составления протокола по ДАП. Протокол должен быть составлен немедленно, но не позднее 2 суток по общему правилу.
80. Протокол об административном правонарушении: понятие, структура,содержание, должностные лица,уполномоченные на составление протоколов.
Протокол по делу об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушение составляется во всех случаях, кроме 2:
1. штраф \ предупреждение и лицо не оспаривает, на месте выносится постановление по делу об административном правонарушение о назначении наказания в виде предупреждения\штрафа.
2. Возбуждение дела прокурором
Прокурор протокол не составляет. Его специфика заключается в том, что он может возбудить дело об административном правонарушении своим постановлением, но в нём есть все сведения, предусмотренные для протоколов. В остальных случаях протокол составляется всегда. Протокол выполняет 2 функции:
1. Фиксирует все основные сведения, необходимые для дальнейшего производства по делу.
2. Выступает важнейшим доказательством по делу. При этом он может являться вообще единственным доказательством по делу.
Протокол составляется немедленно, а при необходимости выяснения дополнительных сведений о субъекте в отношении которого ведётся производство – не позднее 2 суток. При этом срок немедленно и не позднее 2 суток – дисциплинирующие сроки, т.е. их нарушение не является грубым процессуальным нарушением и не влечёт обязательной отмены постановления по делу в случае обжалования.
При этом в протоколе указывается несколько блоков сведений:
1.сведения о лице, которым составляется протокол
2.сведения о лице, в отношении которых возбуждается дело
3.данные о признаках правонарушения, т.е. описание объект стороны + предварительная квалификация.
Суд в определенных случаях может изменить квалификацию. При этом судебная практика исходит из того, что отсутствие описания объективной стороны в протоколе является грубым нарушением, влекущим отмену постановления. Высшие суды исходят из того, что предварительная квалификация тоже дополняет описание объективной стороны, но основное значение имеет описание объективной стороны, суд может изменить квалификацию, но не может изменить описание объективной стороны.
4. сведения, направленные на обеспечение процессу гарантий – данные об ознакомлении лица с правами, это замечания и дополнения, сведения о вручении копий протокола и общая подпись.
Соответственно если в отношении нас составляют протокол, то нужно расписаться 4 раза – 1 из них – замечаний и дополнений не имею, т.е. есть возможность написать, с чем не согласны.
Вопрос о лице, представителе юридического лица \ индивидуального предпринимателя – общее правило – субъект в отношении которого возбуждается дело, должен присутствовать \ должен иметь возможность присутствовать при составлении протокола. Соответственно – если мы составляем протокол на месте, то должен присутствовать надлежащий представитель и он расписывается, ему вручаем копию, его уведомляем о дате, месте, времени рассмотрения дела. Если составляем протокол позже, то должен уведомить о дате, месте и времени составления протокола, причём уведомляем мы в отношении юридического лица единоличный исполнительный орган, а присутствовать при подписании протокола и давать пояснения может как единоличный исполнительный орган, так и уполномоченное лицо – кто может являться уполномоченным представителем юридического лица? – по доверенности. Практика разошлась. ВАС – в принципе им может быть лицо, обладающее доверенностью. - в доверенности должно быть прямо указано полномочие на участие в производстве по ДАП. Соответственно для юридического лица и для представителя – директора филиала – это создаёт возможность иметь 2 доверенности – общую и на участие в производстве.