Административная жалоба: понятие, признаки, виды. Процедура разрешения административных жалоб.
Административная жалоба - это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган. Административная жалоба - не исковое обращение. Она направляется не в судебный орган. Она не несет судебный характер и рассматривается во внесудебном порядке в административном процессе.
АЖ бывает общая и специальная.
Особенности общей административной жалобы:· не ограничено по содержанию право на жалобу (могут быть обжалованы аморальные, незаконные действия государственных органов); · по форме жалоба может быть письменной, индивидуальной, коллективной (устные жалобы принимаются при личном приеме граждан); · запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, на действие которого подана жалоба; · срок рассмотрения жалобы 30 дней со дня регистрации письменного обращения (допустимо продление срока не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина); · жалоба подлежит обязательной регистрации в течении 3 дней с момента поступления в государственный орган; · жалоба должна быть подписана; · если нет ФИО и обратного адреса, то ответ не дается; · предусматриваются случаи возврата жалобы – когда обжалуются судебные решения, при этом разъясняется порядок обжалования судебного решения; · если жалоба содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы должностному лицу, то государственный орган вправе оставить жалобу без ответа по существу и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом; · если текст жалобы не поддаётся прочтению – ответ не даётся; · допускается прекращение переписки с гражданином в случае, если в жалобе содержится вопрос, на который уже давался ответ, таким образом, руководитель может решить о безосновательности переписки по данному вопросу; · предусматривается ответственность за нарушение закона – гражданин имеет право на возмещение убытков, компенсацию морального вреда по решению суда; · если гражданин сообщил ложные сведения, то расходы, связанные с рассмотрением данного дела, возлагаются на гражданина по решению суда.
Специальные жалобы обладают своим рядом особенностей: · наличие специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними; · специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т. д.), прямо названные в законе; · четкое определение субъектов жалобы, признание таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; · четкое определение письменной формы и адресатов жалобы; · специальные сроки подачи жалоб; · особенности в производстве по конкретным видам жалоб.
В числе специальных — жалобы:
а)на действия и бездействие таможенных органов; б) на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых устанавливаются в) на постановления по делам об административных правонарушениях, что регламентируется г) вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, рассмотрение которых определяется федеральным законодательством, их уставами и положениями; д) иные жалобы, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок рассмотрения.
Административная жалоба рассматривается единолично работником органа, рассматривающего жалобу, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению органа, рассматривающего жалобу, - коллегиальным составом такого органа.
Административная жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее подачи. Законодательством об административных процедурах могут быть предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения административных жалоб.
При рассмотрении административной жалобы органом, рассматривающим жалобу, принимается одно из следующих решений: об оставлении административной жалобы без рассмотрения; об оставлении административного решения без изменения, а административной жалобы без удовлетворения; об отмене административного решения и принятии нового административного решения; о направлении административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению.
Решение по административной жалобе вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении.