Правительственные и ведомственные административные акты:понятие,значение, регулятивные свойства, порядок принятия и опубликования.
Правительственные акты обладают следующими отличительными признаками:
• это исполнительные, подзаконные акты, детализирующие и конкретизирующие отдельные положения федеральных законов и указов Президента;
• среди них много актов межотраслевого, общерегламентационного характера, комплексно регулирующих различные сферы и области жизни страны;
• это акты, занимающие высшую ступеньку в иерархии актов федеральной исполнительной власти, выступающие фундаментальной основой для ведомственных нормативных актов;
• эти акты обязательны к исполнению на всей территории РФ;
• исполнение этих актов обеспечивается системой федеральных органов государственной власти.
федеральный закон не предусматривает конкретный срок для принятия правительственных актов, этот срок определяется по усмотрению Правительства и закрепляется в плане его правотворческой деятельности. Правительственные акты, издаваемые во исполнение указов Президента, должны быть приняты не позднее чем в месячный срок после вступления в силу соответствующих указов, если этими указами не установлен иной срок.
Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, называютсяраспоряжениями.
Постановления Правительства можно дифференцировать по функциональному предназначению:
• программно-целевые акты, обеспечивающие экономические, социальные и правовые условия развития определенных сфер и отраслей жизнедеятельности;
• регламентационные акты, устанавливающие правила деятельности или порядок реализации прав и обязанностей граждан и организаций;
• статутные акты, закрепляющие правовое положение органов исполнительной власти и иных государственных организаций и их должностных лиц;
• правонаделительные акты, управомочивающие государственные органы и их должностных лиц на совершение определенных действий;
• внутриорганизационные акты, определяющие деятельность аппарата Правительства.
Проекты правительственных актов вносятся после проведения необходимой экспертизы (юридической, экологической, научно-технической). В качестве приложения они должны иметь пояснительную записку, содержащую расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий их реализации.
Постановления Правительства, если они затрагивают права, свободы и обязанности граждан и организаций, вступают в силу по истечении семи дней со дня их первого официального опубликования, но не ранее дня их официального опубликования; со дня их подписания, в том числе постановления, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера; с иной даты, указанной в самом постановлении. Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания, если в них не указан иной срок.
Постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Распоряжения Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания.
Акты Правительства могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента.
ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ— подзаконный акт министерства, государственного комитета, ведомства, адресованный организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (ведомства), изданный в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов и постановлений правительства.
Ведомственные нормативные акты можно разделить на:
• внутриведомственные (обязательны только для организаций, сотрудников соответствующего органа),
• общего действия (общеобязательные).
Издание ВНА включает в себя следующие стадии:
1) подготовительные работы;
2) разработка проекта акта;
3) принятие акта;
3) государственная регистрация акта;
4) опубликование акта.
Основным способом контроля за ВНА в России выступает их государственная регистрация, осуществляемая Минюстом России.
В соответствии с Правилами государственной регистрации подлежат ВНА:
• затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
• устанавливающие правовой статус организаций;
• имеющие межведомственный характер
Указанные акты должны регистрироваться независимо от срока их действия и содержания в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера.
Центральные федеральные органы представляют подлежащие государственной регистрации нормативные акты в 10-дневный срок со дня их подписания (утверждения) в Министерство юстиции, которое принимает окончательное решение о необходимости регистрации.