Развитие науки административного права: основные концепции, тенденции.

В современной науке административного права РФ произошли значительные изменения. Эти изменения коснулись, прежде всего, методологии науки. Советская методология, базировавшаяся на основе марксистско-ленин-ского учения о государстве и праве, партийность, идеологизированность, политизация, классовый подход к освещению важнейших понятий науки, в современных условиях не применима.

Методологической базой современной науки признаются общенаучные методы, которые используют все науки юридического профиля.

Основным научным центром науки в РФ является Российская Академия Наук, образованная на базе Академии Наук СССР Указом Президента РФ от 21 ноября 1991 года. В ее составе

находится Институт государства и права, ведущий научный центр юридических исследований в стране. Кроме того, функционируют региональные отделения РАН - Уральское, Сибирское, Дальневосточное и их филиалы.

Широкое исследование проблем административного права ведется в вузовской науке -разветвленной сети университетов, институтов и их филиалов.

Эффективное развитие науки в любом государстве зависит от наличия научных кадров. Так, в публикациях Б. Н. Топорина, И. А. Петрухина и других ученных поднимается проблема развития

высшего юридического образования и наличия научных кадров в РФ. Авторы отмечают, что в последние годы заметно вырос интерес исследователей к изучению теории и практики дореволюционной России. Юристы РФ обратились к глубокому изучению трудов Б. Н. Чичерина, А. Д. Градовского, Л. И. Петражицкого, Н. М. Коркунова, Ф. Ф. Маршенса и других корифеев русского правоведения.

Необходим детальный анализ работ конца XIX - середины XX веков ученых-

административис- тов И. Т. Тарасова, В. Ф. Дерюжинского, В. В. Ива-новского, Н. И.

Лазаревского, Э. Н. Берендтса, А. И. Елистратова, В. Л. Кобалевского и других.

Исследуются проблемы исполнительной власти и ее составной части - государственной службы (И. Т. Тарасов "Административное (полицейское) право", В. В. Ивановский "Государственная служба"). Проводится важнейшая параллель между проблемами начала и конца ХХ века. Особо следует отметить работу Э. Н. Берндса "Опыт системы административного права" где теоретически раскрывается сущность административного права, акцентируется внимание на системный подход к познанию традиций русского народа, его истории.

А. И. Елистратова можно назвать основоположником науки административного права в России. Его работы "Административное право" (1911), "Основные начала административного права" (1914), " Советское административное право" (1929) положили основы познания науки административного права. Им определяется системный подход и распределяются административно-правовые институты: субъекты, формы административного обеспечения (акты, принуждение, соблюдение законности).

В первые годы после октябрьских событий (1917) появляются ряд работ крупных ученых-административистов А. И. Елистратова, М. Д. Загрянцева, Н. П. Карадже-Искрова, В. Л. Кобалевского и других. В основном исследования посвящены формам административной деятельности.

В РФ функционирует сегодня более 500 государственных вузов и более 200 негосударственных учебных заведений. По статистике на 1995 году в РФ 95 государственных вузов готовили студентов по специальности 0211-111.438. Значительное превышение цифры приема над выпуском говорит о росте в РФ престижности и популярности профессии юриста. Необходимо отметить, что бум юридического образования в РФ, начавшийся в 1991 - 92 годах вызван рядом причин, к числу которых относят развитие рынка и предпринимательства, оживление политической жизни и активный законодательный процесс, рост преступности и необходимость борьбы с ней в рамках закона.

Система юридического образования РФ охватывает сегодня:

государственные вузы и факультеты;

муниципальные образовательные учреждения;

негосударственные вузы и факультеты.

В РФ были образованы юридические академии (в Москве, Уральске, Саратове, Хабаровске и в других городах), 53 юридических факультета государственных университетов и 26

юридических факультетов государственных институтов.50

В 1994 году по данным Госкомвуза РФ в стране насчитывалось 17 тысяч докторов наук 117 тысяч кандидатов, из них около 3 % - юристы. Общая динамика кадров науки показывает, что с 1986 года общее число докторов наук растет, тогда как кандидатов наук становится меньше. К причинам

такого положения следует отнести падение престижа преподавателей в вузе, сокращение аспирантуры, падение конкурса в аспирантурах и адъюнктурах.

Значительно снизилась заработная плата профессорско-препо-давательского состава вузов. Например, заработная плата профессора в 1957 году в сравнении с заработной платой рабочего, находилась в соотношении 400 % в пользу профессорского состава, тогда как в 1995 году снизились до 117 %, зарплата доцентов в 1957 году - 270 %, в 1995 -81 %. Следовательно, наблюдается нарушение п. 3 ст. 54 Закона РФ об образовании, так как зарплата научного работника не превышает заработную плату рабочего в два раза. Новая тарифная сетка работников высшего образования продолжает сегодня находиться на уровне1995 года.51

В настоящее время в науке административного права идет активное обсуждение важных проблем отрасли. Широко обсуждаемой проблемой стала концепция нового юридического образования, в том числе и по административному праву.

Последняя советская программа по административному праву была утверждена в 1984 году, но она устарела и не отвечала потребностям преобразований. По данной проблеме выступили Д. Н. Бахрах, В. М. Манохин, Д. В. Осинцев и другие ученые. На обсуждение была вынесена учебная программа курса административного права, разработанная Н. М. Кониным и В. М. Манохиным на кафедре административного права Саратовского юридического института. Изменения курса коснулись прежде всего раздела "Субъекты административного права" и отдельно раскрыты три важнейших института -граждане, аппарат управления, негосударственные организации. Среди целей административно-правового регулирования особо подчеркнуты - создание условий для эффективной деятельности аппарата государственного управления, создание условий для нормальной жизни общества и его членов, ограничение и вытеснение административного произвола. Особого выделения требуют в программе разделы "Административный процесс", а так же "Административно-правовые режимы", " Разрешительная система".52

Новые программы по административному праву работают так же с сентября 1992 года на кафедре административного права Уральской юридической академии (состоит из трех блоков - общая часть, принуждение, административно-правовая основа безопасности в РФ.). В Саратове с 1980 года введены в преподавание новые темы "Поощрения", "Стимулирование". Реализация с 1993 года разделения властей в РФ побудила ученых ввести в общую часть курса тему "Административная (исполнительная) власть" и чаще стали использовать термин "исполнительная" власть как синоним понятия "государственное управление". Во второй Особенной части стали чаще употреблять термин "административное пресечение" (административное задержание, принудительное лечение, применение огнестрельного оружия и т. д.), а также дисциплинарное принуждение и административная ответственность. Введена новая тема "Административная ответственность организаций".

В третьей части, наряду с традиционными темами, стали рассматривать темы "Чрезвычайная ситуация", "Чрезвычайный режим", "Оперативно-розыскная деятельность как особый вид административной деятельности", "Военная служба" и т.д.

Важно отметить, что в обновленных программах большое внимание стали уделять четкой структуризации предмета административного права и выделили в качестве одного из элементов внутриорганизационную деятельность как самостоятельный вопрос, требующий углубленного исследования.

Среди актуальных проблем российского административного права и тем научных исследований выделяются: проблема административно-деликтного права (А. П. Шергин, В. Д. Филимонов); проблемы принятия нормативных актов об административных правонарушениях и ответственности (Б. М. Лазарев, Н. Г. Салищева, М. С. Студеникина, о развитии и проблемах административного законодательства (А. Ф. Ноздрачев, Ю. М. Козлов, М. П. Лебедев, Л. Л. Попов, В. С. Пронина, Б. Б. Хангельдыев); проблемы системы административного права (К. С. Бельский, Ю. М. Козлов,

Ю. А. Тихомиров и другие).53

Таким образом, в науке административного права РФ, несмотря на слабую государственную помощь и финансирование, ставится и обсуждается целый ряд острейших проблем развития административного права.

Наши рекомендации