Понятие, особенности и значение административного права как отрасли права.
Предмет административно-правового регулирования.
Предмет АП – это совокупность общественных отношений возникающих в процессе функционирования субъектов публичной администрации и осуществления административного судопроизводства.
В предмет АП входят разнообразные обществ отношения, которые могут носить как регулятивный так и охранительный характер, а так же материальные и процессуальные отношения.
Группы отношений:
*госуд-управленческие (возникающие внутри системы гос власти): отношения м/у ИОГВ; внутриорганизационные; госуд-служебные отношения.
*процедурно-статусные - возникают по поводу реализации частным лицом своих прав и обязанностей;
*контрольно-надзорные – м/у органом публичной власти и частным лицом с целью обеспечения безопасности и выявления возможных нарушений.
*админ-деликтные – м/у субъектом публичной власти и гражданами или ЮЛ, совершившими нарушение законодательства.
*админ-производственные (конфискация, лишение спец права…)
Метод административно-правового регулирования.
Метод – совокупность правовых средств и способов регулирования административных правонарушений.
Используются три основных средства правового регулирования:
1.предписание
2.запрет
3.дозволение (предусматривает выбор варианта поведения по своему усмотрению).
Метод АП хар-ся тем, что основным способом регулирования АП-отношений явл-ся предписание.
Императивный (админ.-прав.) метод
Признаки:
1.это метод властных предписаний;
2.невозможность сторон административного правоотношения изменить его характер по своему усмотрению
3.юридическое неравенство сторон (подчинение одной стороны другой; разные роли, задачи субъектов).
Система административного права.
Система АП как отрасли права - это внутр. строение АП, отражающее объединение и дифференциацию админ.-пр. норм.
В большинстве учебников АП система АП делится на общую и особенную часть.
1.Традиционная концепция системы АП.
Деление АП на общую и особенную часть (Бахрах). Автор вкл в общую часть след прав институты:
*адм-пр статус индив субъектов;
*адм-пр статус элементов публичной администрации (гос органы преимущественно исп власти, гос служащие)
*админ-пр статус гос предприятий, учреждений и орг-ций.
*адм-пр статус негос ор-ций(регистрации, лицензирование)
*формы и методы властного воздействия публичной администрации на субъектов права.
*законность деятельности публ администрации (гос. контроль, адм надзор)
*принуждение по АП
*адм судопроизводство
Особ часть АП подразделяется авторами на 4 подотрасли:
*адм-полит деят-сть по обеспечению гос безопасности
*орг-хоз деятельность субъектов публ администрации
*соц-культ деятельность субъектов публ администрации.
*деят-ть субъектов публ администрации по орг-ции и осуществлению связей с др странами.
2.Нетрадиционная концепция системы АП.
Проф., д.ю.н. К.С.Бельский («Полиц. право»)
Автор выделяет в системе АП 3 подотрасли, которые соответственно делятся на прав институты.
1)Управленческое право
2)Полицейское право
3)Право адм юстиции (контрольное право)
3.Д.ю.н. профессор Ю.Н. Старилов
Автор делит систему АП на общую и особенную часть. В общую часть включает:
-орг-управленч право (матер нормы)
-управленч процесс
-адм процесс
-адм-деликтное право
Особ часть включает:
-образоват право
-служебное право
-градостроительное право и др.
Это концепция «списана» автором в системе немецкогоАП.
Понятие административно-правовых норм и их особенности.
Административно-правовая норма-это устанавливаемое гос-вом правило поведения, целью к-рого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся, прекращающихся в сфере функционирования публ администрации и осуществления адм судопроизводства.
Особенности административно-правовых норм:
Вторичность по отношению к нормам КП: админ –правовые нормы содержат механизм реализации норм КП.
Иерархичность адм-пр норм: адм-пр нормы не равны по своей юр силе.
Имеют собственные юр средства защиты – админ ответственнгсть.
Императивность адм.-пр. норм (норма не может быть изменена соглашением сторон)
Универсальность: норма может быть обращена к одному субъекту, одновременно регулируя поведение др субъекта.
! Не регулируют отношения м/у гражданами.
Виды ОИВ.
По уровню: 1.фед. ОИВ; 2.ОИВ Субьектов РФ.
По предметной компетенции: 1.органы общей компетенции.
(занимаются всем) 2.органы определенной компетенции
(закрытый перечень дел) н-р. отраслевая компетенция
(определенная сфера). 3.органы функциональной компетенции
(определ. ф-ии.)
По территориальной компетенции: 1. центр. ОИВ. (они возглав.
систему всего ведомства, самостоятельны и не входят в состав др.орг).
2. территориальные. (на территор. одного субъекта или межрегиональные
( на территор. двух субьектов).
По характеру подчинения: 1. орг. прямого подчинения.
2. орг. двойного подчинения. (н-р милиция обществен. безопасности в составе ОВД )
По порядку деятельности: 1. единоначальные. 2. коллегиальные.
По сроку деятельности: 1. временные. 2. постоянные.
Юридические лица-это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.
УБЪЕКТ-это лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью).
общие
специальные
физические лица, отражают особенности
достигшие 16-летнеготрудового, служебного
возраста и обладающие положения;
вменяемостью, то есть прошлое противоправное
осознают последствия, поведение и т.д.
общественную опасность. К ним относят должностных
лиц.
Понятие, особенности и значение административного права как отрасли права.
1. Понятие, значение и особенности административного права как отрасли права
Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).
Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля. Военного управления, аппаратах ЦИК РФ, счетной палаты и иных государственных органах. А также управленческие отношения. Возникающие в сфере негосударственного управления, направленные в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (ДНД, товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).
Административное право как понятийная категория означает прежде всего государственно-управленческое право как публичную отрасль, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными и подвластными субъектами права.
Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.
Административное право как отрасль права – это совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами власти, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.
Административное право как отрасль законодательства – это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственной и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и отношения управленческого характера, возникающих при реализации других форм государственной власти: законодательной, института президентуры, судебной, органов прокуратуры РФ, счетной палаты РФ, центрального банка России и др.
2. Предмет и метод административно-правового регулирования.
Предмет отрасли АП – управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами. Кроме того, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, например земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.
Объектом АП являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности аппаратов исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и др.
Если сильно сужать предмет отрасли права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы предмета до границ объекта, то можно утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как она смыкается с предметами других отраслей права.
Административный метод – это властный метод, осуществляемый от имени государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам на основании и в порядке, определенных законом (например, ДНД для доставления правонарушителя и составления административного протокола).
Кроме административного (властного) метода в административном праве широко используются методы административно-договорные, например заключение контракта о прохождении военной службы или иной специализированной службы в государственных органах. Во время заключения административного договора действует принцип равноправия сторон, когда же договор о контрактной службе подписан сторонами, то в действие вступают административные методы. Однако есть исключение, когда заключается равноправный административный договор между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом исполнительной власти субъекта РФ и федеральным органом исполнительной власти.
В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения (моральные и материальные), налоговые льготы и др. Значительно реже используются методы административного принуждения, так как это дорогостоящие методы и не всегда эффективные. Методы государственного управления и регулирования в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения в соответствии с условиями и действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и должностных лиц государства как субъектов административно-правовых отношений.
Система отрасли административного права – это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношений в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.
Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы – Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы.
Общая часть:
Государственное управление, исполнительные органы власти;
АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
Субъекты административного права;
Формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
Административное правонарушение и административная ответственность;
Административная юрисдикция;
Административный процесс и виды административного производства;
Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.
Особенная часть:
Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений;
Административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;
Административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
Административно-правовое регулирование в иных сферах.
Главным образующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческая природа отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.