Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции: налогоплательщики и основные элементы налогообложения

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Особенностью данного специального налогового режима является то, что его применение непредусматривает введения какого-либо налога и установления его элементов. Нормы главы 26.4 НК РФопределяют лишь особый порядок учета доходов и расходов при уплате налогов и сборов, относящихся кобщему режиму налогообложения.

Глава 26.4 НК РФ введена в действие с 1 января 2004 года, до этого все налоговые отношения посоглашениям о разделе продукции (далее СРП) регулировались Федеральным Законом № 225-ФЗ «Осоглашениях о разделе продукции»

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налоговогорежима, установленного главой 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашенияв соответствии с вышеуказанным законом № 225-ФЗ.

Сторонами соглашения являются :

Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ и орган исполнительной властисубъекта РФ, на территории которого исполняется СРП;

Инвестор, представленный юридическим лицом либо объединением юридических лиц, которыеосуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств в разработку месторождения.

Налогообложение при СРП предполагает замену уплаты части налогов и сборов, установленных российскимналоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения.Но по договоренности возможна уплата в денежной форме. Таким образом, можно наблюдать уникальный внаши дни случай введения обязательного платежа в натуральной форме. Налоги и сборы, предполагаемыедля каждого налогоплательщика, включены в этот обязательный платеж. Указанный платеж нельзя считатьльготой по налогу, поскольку суммы налога включаются при определении суммы платежа (за исключениемнекоторых налогов).

Главой 26.4 НК РФ предусмотрено применение двух вариантов раздела продукции.

Согласно первому традиционному (обычному) варианту происходит раздел как произведенной продукции,так и прибыльной. Доля инвестора в произведенной продукции для возмещения его затрат не должнапревышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе - 90% общего объема произведенной продукции.

Второй вариант раздела продукции используется реже, в качестве исключения. При этом пропорции разделаопределяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, а такжепоказателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора не должнапревышать 68% от произведенной продукции, а доля государства должна быть не ниже 32%.

При первом варианте соглашения инвестор уплачивает следующие налоги и сборы :

НДС;

налог на прибыль организаций;

единый социальный налог (с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное страхование);

налог на добычу полезных ископаемых;

платежи за пользование природными ресурсами;

плату за негативное воздействие на окружающую среду;

плату за пользование водными объектами;

государственную пошлину;

таможенные сборы;

земельный налог;

акцизы.

При этом установлено, что суммы указанных выше налогов, за исключением налога на прибыль организацийи налога на добычу полезных ископаемых, должны в дальнейшем быть возмещены инвестору в составевозмещаемых расходов.

Вместе с тем, налогоплательщик может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов исборов по решению соответствующего законодательного или представительного органа государственнойвласти или представительного органа местного самоуправления. Законодатель также установил, что приданном варианте соглашения налогоплательщик освобождается от уплаты налога на имуществоорганизаций в отношений основных средств, нематериальных активов, использующихся исключительно дляпредусмотренной соглашением деятельности. В случаях, когда имущество организации используется вцелях, не предусмотренных соглашением, налогообложение такого имущества производится в общемпорядке. Кроме того, налогоплательщик освобождается от уплаты транспортного налога за исключением техслучаев, когда транспортные средства используются в непредусмотренных соглашением целях. Исключениев данном случае составляют легковые автомобили.

Второй вариант раздела продукции предполагает уплату налогоплательщиком следующих налогов иплатежей :

НДС;

единый социальный налог (с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное страхование);

плату за негативное воздействие на окружающую среду;

государственную пошлину;

таможенные сборы;

Второй вариант раздела продукции, в отличие от первого, уже не предусматривает возмещение уплаченныхналогов. Аналогично, как и при традиционном разделе продукции, инвестор может быть освобожден отуплаты региональных и местных налогов, если законодательные органы субъекта РФ и местногосамоуправления примут соответствующие решения.

Глава 26.4 НК РФ освобождает инвестора от уплаты таможенных пошлин (для обоих вариантов) в частитоваров, ввозимых на таможенную территорию РФ для выполнения работ по заключенному соглашению, атакже в части продукции, произведенной в соответствии с условиями соглашения и вывозимой с российскойтаможенной территории.

Налоговой базой для тех налогов, которые подлежат уплате при выполнении СРП, признается денежноевыражение подлежащей налогообложению прибыли. По каждому соглашению она определяется раздельнои исчисляется по итогам каждого отчетного периода. НК РФ установлено, что в случае, если налоговая базаявляется для соответствующего налогового периода отрицательной величиной, она признается равнойнулю. При этом налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу на величину полученнойотрицательной величины в последующие налоговые периоды в течение 10 лет, но не более срока действиясоглашения.

Особенностью СРП является то, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период втечение срока действия соглашения с учетом положений статьи 87 НК РФ, запрещающих проведениеповторных проверок.

60. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): налогоплательщики и основные элементы налогообложения

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН) устанавливается НК и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными налоговым законодательством. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется добровольно и предусматривает:

1. для организаций – замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН уплатой единого сельскохозяйственного налога;

2. для индивидуальных предпринимателей – замену уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и ЕСН в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого сельскохозяйственного налога.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками НДС (кроме «таможенного»). Иные налоги и сборы, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваются в общем порядке.

Налогоплательщики – сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, производящие с/х продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими с/х продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из с/х сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

3. организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4. бюджетные учреждения.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая база представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика, уменьшенных на величину расходов.

Налоговый период – календарный год, отчетный период – полугодие. Налоговая ставка – 6%.

Порядок исчисления и уплаты. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа производится по местонахождению (месту жительства) налогоплательщика не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Наши рекомендации