Порядок проведения выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (заместительруководителя) налогового органа:
· осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;
· по месту нахождения организации;
· по месту жительства физического лица.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:
· более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением особых случаев, предусмотренных НК);
· две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Указанные ограничения не распространяются на:
· выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
· повторные выездные налоговые проверки.
Повторные выездные налоговые проверки могут проводиться:
1. вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2. налоговым органом, ранее проводившим проверку– в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
Срок проведения любой выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.
Общий перечень налогово-проверочных действий, возможных при проведении выездной налоговой проверки, включает:
· инвентаризацию имущества налогоплательщика;
· осмотр (обследование) помещений и территорий;
· истребование документов;
· выемку документов;
· проведение опроса;
· проведение экспертизы;
· осуществление перевода.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1. истребования документов (информации);
2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3. проведения экспертиз;
4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. В содержании акта налоговой проверки в том числе должны быть указаны:
· даты начала и окончания налоговой проверки;
· период, за который проведена проверка;
· наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
· адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
· сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
· перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
· документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
· выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.
После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
37. Мероприятия налогового контроля: истребование и выемка документов, осмотр экспертиза. Привлечение специалистов, переводчиков, понятых, экспертов, свидетелей.
Истребование документоввозможно при проведении и камеральной, и выездной налоговой проверки. Включает необходимость выполнения двух действий:
· направление требования о предоставлении документов;
· получение истребованного.
Цель - получение конкретизированной документально зафиксированной информации, проведение анализа которой необходимо для решения задач налоговой проверки.
Истребование документов может производиться:
· у проверяемого лица;
· у любых иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица.
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Выемка документов и предметов -предполагает принудительное изъятие соответствующих объектов – носителей информации.
Основаниями для проведения выемки в НК названы:
· отказ проверяемого лица, которому направлено требование, от представления запрашиваемых документов;
· непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки.
Причинами проведения выемки документов в НК названы:
· наличие у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
· отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки.
Выемке подлежат две категории документов:
· свидетельствующие о совершении правонарушений;
· запрошенные у проверяемого лица, но не представленные им в установленные сроки.
Документы и предметы, не имеющие отношения к предмету проверки, в ходе выемки изъяты быть не могут.
Изъятие подлинников документов может быть произведено при соблюдении следующих условий:
· для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов проверяемого;
· у проверяющих есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
По результатам выемки документов и предметов составляется соответствующий протокол.
Проведение осмотра
Целью является получение информации, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документальной информации, представленной проверяемым, фактическому состоянию.
Возможными причинами проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки в НК названы:
· необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком;
· выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.
О производстве осмотра составляется отдельный протокол.
НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки:
· территория проверяемого налогоплательщика;
· помещения проверяемого налогоплательщика;
· документы;
· предметы.
Осмотр помещений и территорий.Налоговым органам предоставлено право осматривать любые, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения и территории:
· используемые налогоплательщиком для извлечения дохода;
· связанные с содержанием объектов налогообложения.
Осмотр документов и предметов.В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов может производиться и вне рамок выездной налоговой проверки. К таким исключениям отнесены ситуации, когда:
· документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля.
Проведение инвентаризации
Инвентаризация проводится в целях:
· выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
· сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
· проверки полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризация имущества, принадлежащего налогоплательщику, производится в рамках выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов.
Налоговый кодекс не содержит специальной статьи, посвященной процедуре инвентаризации. В настоящее время этот вопрос урегулирован предписаниями «Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке», утвержденного совместным приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
В составе имущества налогоплательщика, подлежащего инвентаризации, названы:
· основные средства;
· нематериальные активы;
· финансовые вложения;
· производственные запасы;
· готовая продукция;
· товары;
· прочие запасы;
· денежные средства;
· кредиторская задолженность;
· иные финансовые активы.
В рамках налоговой проверки инвентаризация производится в отношении имущества, внесенного в соответствующий перечень. При этом инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от места его нахождения.
Перечень имущества, подлежащего инвентаризации в ходе налоговой проверки, устанавливается руководителем или заместителем руководителя налогового органа.
Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи.Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких-либо претензий к членам комиссии.
Акт инвентаризации по окончании налоговой проверки подлежит приложению к акту налоговой проверки. Акт инвентаризации составляется не менее чем в двух экземплярах.
Проведение опроса
Проведение опроса свидетеля в рамках налоговой проверки заключается в даче им показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в форме налоговой проверки, и последующей фиксации полученной информации.
Процедуре опроса в качестве свидетеля могут быть подвергнуты любые физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Опросу в качестве свидетеля могут быть подвергнуты и лица, участвовавшие в проведении отдельных действий налоговой проверки в качестве привлеченных специалистов.
Опрос не может быть проведен в отношении лиц, которые:
· в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
· получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
По общему правилу опрос свидетеля производится в помещении налогового органа. До момента получения свидетельских показаний должностное лицо, проводящее опрос, обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.
При проведении опроса свидетель имеет право воспользоваться нормой п. 3 ст. 90 Налогового кодекса, дающей ему возможность отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае будут задействованы нормы ст. 57 Конституции, предусматривающей возможность отказа гражданина от дачи свидетельских показаний против своих близких родственников или самого себя.
Налоговым кодексом предусмотрено, что опрос свидетеля может быть проведен по месту его пребывания в случаях:
· болезни свидетеля;
· старости свидетеля;
· инвалидности свидетеля;
· иных достаточных причин по усмотрению проверяющего должностного лица.
Показания свидетеля заносятся в протокол. В протоколе должна быть сделана отметка о том, что перед началом дачи показаний свидетель был предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Данная отметка должна быть удостоверена подписью свидетеля. После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.
Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол опроса свидетелей подлежит включению в состав приложений к акту налоговой проверки.
Проведение экспертизы
Экспертиза назначается в том случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Предмет проведения экспертизы должен находиться в пределах специальных познаний эксперта. Вопросы, поставленные эксперту, не могут выходить за пределы его специальных познаний.
Право заявлять отвод эксперту, как при назначении, так и в ходе производства экспертизы предоставлено проверяемому лицу.
Нормами НК определена возможность проведения в рамках налоговой проверки трех форм экспертизы:
· первичной;
· дополнительной;
· повторной.
Первичной является экспертиза, назначаемая впервые по поводу разъяснения определенных вопросов.
Дополнительной признается экспертиза, назначаемая по окончании проведения первичной экспертизы при недостаточной ясности или полноте данного экспертом первоначального заключения.
Дополнительная экспертиза может быть назначена в случаях, если:
· форма ответов эксперта на поставленные вопросы при производстве первичной экспертизы подразумевает возможность неоднозначного понимания сущности и смысла таких ответов;
· ответы эксперта на поставленные вопросы не являются исчерпывающими, и в связи с этим объем первоначального заключения эксперта не может быть признан полным;
· в рамках одной и той же налоговой проверки после проведения первичной экспертизы возникли новые вопросы, для разъяснения которых необходимо привлечение к участию в деле эксперта.
Проведение дополнительной экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу.
Повторной признается экспертиза, назначаемая при необоснованности или ошибочности первоначального заключения эксперта. Повторная экспертиза проводится в случаях:
· необоснованности заключения эксперта;
· сомнений в правильности заключения.
Проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту.
Назначение и проведение экспертизы.Экспертиза назначается соответствующим постановлением должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку. По факту ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснением ему в связи с этим его прав составляется отдельный протокол.
По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение эксперта по окончании проверки подлежит обязательному приложению к акту налоговой проверки. В заключении эксперта излагаются:
· проведенные им исследования;
· сделанные в результате их выводы;
· обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Эксперт может отказаться от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы в следующих случаях:
· если предоставленные ему материалы являются недостаточными для проведения экспертизы;
· если эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
Отказ эксперта имеет форму сообщения о невозможности дать заключение.
Осуществление перевода
Проведение перевода может быть поручено только тому специалисту, который обладает статусом переводчика.
Переводчикомявляется не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. В том числе и лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.
Инициатива назначения проведения перевода согласно НК может принадлежать только должностному лицу со стороны проверяющего. Привлечение переводчика для осуществления перевода происходит на основании соответствующего вызова.
При проведении налоговой проверки лицо в качестве переводчика может быть привлечено только на договорной основе.
Обязанности переводчика заключаются:
· в обязательстве явиться по вызову назначившего его должностного лица для проведения процедуры перевода;
· обязательстве точно выполнить порученный ему перевод.
Обязанность точно выполнить перевод предполагает осуществление по возможности дословного перевода. Если же таковая процедура невозможна в силу лингвистических особенностей языка, с которого осуществляется перевод, то основным требованием к переводу является точная передача смысла сказанного (написанного, если речь идет о переводе документа).
По результатам проведения перевода оформляется соответствующий протокол. В протоколе о проведении перевода должен быть отмечен факт предупреждения переводчика об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо за заведомо ложный перевод. Указанная запись должна быть удостоверена подписью переводчика.