Принятие и введение в действие законов о налогах и cборах.
Порядок введения в действие законов о налогах и сборах имеет свои особенности. В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой же статьей. При этом федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Что касается иных нормативных правовых актов, то их введение в действие подчинено общему порядку, предусмотренному Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"1. В соответствии с ним акты Президента РФ и акты Правительства РФ должны быть опубликованы не позднее 10 дней после их подписания и вступают в силу по истечении 7 дней после этого, если в них не установлено иное. Нормативные же акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования, а те из них, которые затрагивают права и интересы граждан, должны, кроме того, пройти предварительную регистрацию в Минюсте РФ.
Налоговые правоотношения, понятие и структура.
Налоговые правоотношения - это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.
Налоговые отношения, составляющие предмет налогового права, имеют свои отличительные черты:
- эти отношения связаны со сферой перераспределения и носят имущественный характер;
- они ориентированы на формирование публичных доходов (при этом главенствующее значение приобретает проблема справедливости распределения налогового бремени);
- специфический круг участников — государство (субъект публичного права), наделенное властными полномочиями, и налогоплательщики (субъекты частного права), не обладающие таковыми.
Под структурой налоговых правоотношений понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Структуру налоговых правоотношений, как впрочем, и структуру любых правовых отношений образуют следующие элементы:
· субъекты правоотношения;
· содержание правоотношения;
· объект правоотношения.
Наука налогового права.
Наука налогового права является составной частью науки финансового права.
Науканалоговогоправа –этосистемакатегорий,выводовисужденийо правовыхиэкономико-правовыхявлениях,составляющихеепредмет,и представляетсобойопределеннуюсовокупностьструктурированныхи материальнозакрещенныхзнании,теоретическихположенийивыводово содержании,роли,значении,атакжеоразвитииналоговогоправакак составнойчастироссийскогоправа.
Предметом науки налогового права являются общественные отношения, которые возникают в процессе налогообложения, в т. ч. в процессе функционирования и развития налоговой системы России, установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений.
Методы исследования:
· специально-юридический метод заключается в описании и анализе норм и правоотношений, их объяснении, толковании и классификации;
· сравнительно-правовой метод основывается на сопоставлении правовых институтов, принадлежащих правовым системам различных стран;
· конкретно-социологический метод включает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью налоговых органов, проведение социологических исследований;
· исторический метод, который предполагает ретроспективное исследование, направленное на выявление правовых проблем, закономерностей эволюции тех или иных правовых институтов, органов, видов налогов;
· метод живого познания предполагает личное участие исследователя в интересующих его правоотношениях.
Кроме того, наука налогового права использует также системный и статистический методы.