Двойное налогообложение. Механизм устранения двойного налогообложения на межгосударственном уровне.
Уже не вызывает сомнения негативный характер, который несет за собой двойное (многократное) налогообложение не только для лица, которое ему подвергается, но для экономик государств, поскольку непосильное налоговое бремя приводит к снижению экономической инициативы частных субъектов, снижению общего объема объектов налогообложения, а значит, и поступлений в бюджет государства, что приводит к снижению конкурентоспособности государства и его национальных субъектов на мировом пространстве, а следовательно, служит угрозой экономической безопасности.
К признакам двойного (многократного) налогообложения можно отнести следующие:
- сопоставимые налоги должны быть уплачены два или более раза. На сопоставимость объекта указывает совпадение объекта налогообложения;
- совпадение временного промежутка взимания (налоговый период, за который взимается налог, должен совпадать);
- налогоплательщик налога совпадает для юридического многократного налогообложения и не совпадает для многократного экономического налогообложения.
Основной причиной многократного налогообложения является конфликт налоговых систем, возникающих в рамках обычной работы норм национального налогового права и приводящего:
для прямых налогов:
- к признанию одного субъекта резидентом в двух и более государствах;
- признанию одного и того же дохода доходом от источника в двух и более государствах;
- признанию обязанности по уплате налога с одного объекта налогообложения в двух и более государствах;
для косвенных налогов:
- к применению разных принципов взимания косвенных налогов (территориального и резидентного);
- использованию разных принципов взимания косвенных налогов во взаимной торговле (принципов назначения и происхождения);
- признанию двух и более территорий территориями происхождения или назначения товаров, работ или услуг.
К основным трудностям предотвращения и устранения международного многократного налогообложения А.А. Шахмаметьев относит:
1) конфликт интересов, проявляющийся на уровне как международном (каждое государство стремится увеличить налоговые поступления в свой бюджет и обеспечить максимальные преимущества для "своих" резидентов за рубежом), так и отношений национальной налоговой юрисдикции и налогоплательщика (последний, используя либеральные условия международной экономической деятельности, получает возможность для выбора ее территориальной локализации, в то время как государство вынуждено одновременно озаботиться и созданием для него приемлемых условий ведения дел, и обеспечением фискальных поступлений в свой бюджет);
2) необходимость ограничения государствами налоговых претензий. Например, государство, признавая исключительное право другой страны на взимание налогов от деятельности на своей территории, лишает себя тем самым возможности получения соответствующего фискального дохода;
3) многоступенчатую процедуру принятия мер. В упрощенном виде она может быть представлена следующим образом. Создавая условия для избежания международного многократного налогообложения, государство первоначально должно разработать приемлемые для своей налоговой системы изменения, затем согласовать их со своими партнерами и, наконец, вновь на национальном уровне обеспечить их принятие. На практике, естественно, процесс более растянут из-за сложности организации механизма согласований и их многократности;
4) поиск компромисса между фискальными и внешнеэкономическими интересами государства. В качестве примера реализации такого компромисса можно привести следующую условную схему. Политика государства по привлечению иностранного капитала предполагает, как правило, механизм устранения двойного налогообложения зарубежных инвесторов и предоставление им иных налоговых льгот, вследствие чего происходит соответствующее сокращение налогов;
5) обоснование целесообразности и необходимости устранения двойного налогообложения. При этом выгода от такого устранения, как правило, отдаленная и просчитываемая только теоретически, в то время как сокращение налоговой базы способно проявить себя почти моментально;
6) сложности юридико-технического характера, обусловленные чрезвычайной казуистичностью налоговых систем отдельных государств;
7) разницу в экономическом развитии между странами <1>.
--------------------------------
<1> Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014. С. 663 - 664.
Наиболее эффективным в этой связи способом устранения двойного налогообложения представляется заключение государствами международных соглашений, которые предлагают разные механизмы его устранения в зависимости от того, к какому типу относится налог: прямому или косвенному.