Глава 27 УК РФ: Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Всего в главе 10 статей.

Нормативная база:

1. ФЗ «О транспортной безопасности»;

2. ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

3. Постановление Пленума ВС «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта – предусмотренные Гл. 27 УК общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Объектпреступлений – транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Виды транспорта – сфера действия Гл. 27 УК РФ:

1. Железнодорожный;

2. Воздушный;

3. Морской;

4. Речной;

5. Автомобильный и другой механический;

6. Магистральный трубопроводный.

Классификация преступлений:

1. Преступления, непосредственно связанные с безопасностью движения и эксплуатацией транспорта (ст. ст. 263, 263.1, 264, 268, 271 УК РФ);

2. Преступления, непосредственно не связанные с безопасностью движения и эксплуатацией транспорта (ст. ст. 266, 267, 269, 271.1 УК РФ).

Статья 264 УК: Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Основной объект – безопасность движения и эксплуатации транспортных средств.

Безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Эксплуатация транспорта – использование транспорта по прямому назначению.

Дополнительный объект – жизнь, здоровье человека.

Предмет преступления – правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Виды транспорта по статье:

1. Автомобили;

2. Трамваи;

3. Другие механические транспортные средства.

Признаки транспортного средства по ст. 264 УК РФ:

1. Механическое средство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования;

2. Транспортное средство должно быть оснащено двигателем любого типа;

3. Рабочий объем двигателя должен быть больше 50 куб. см;

4. Максимальная скорость транспортного средства должна превышать 50 км/ч.

Другое механическое транспортное средство (Примечание к ст. 264 УК):

1. Троллейбусы;

2. Трактора;

3. Иные самоходные машины;

4. Мотоциклы;

5. Иные механические транспортные средства.

Объективная сторона выражается в нарушении:

1. Правил дорожного движения;

a. Превышение установленной скорости движения;

b. Выезд на встречную полосу движения;

c. Игнорирование дорожных знаков и т.п.

Правила дорожного движения закреплены в Постановлении Правительства РФ 1993 года «О Правилах дорожного движения».

Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам, иным дорогам и проездам.

2. Правил эксплуатации транспортного средства:

a. Перевозка пассажиров на не предназначенном для этого транспортном средстве;

b. Стоянка машины в неположенном месте;

c. Буксировка на слабом тросе и т.п.

Данные правила имеют законодательное закрепление в установленных Постановление Правительства РФ «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

Состав материальный. Преступление окончено с момента наступления последствий по ч. 1 ст. 264 УК причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека.

В случае если нарушение данных правил повлекло причинение легкого вреда и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, то наступает административная ответственность в соответствии со ст. 12.24 КоАП РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные последствия в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия (например, лицо для совершения обгона выезжает на полосу встречного движения, не останавливает движение, несмотря на запрещающий сигнал светофора).

Необходимым является причинная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями. Методы установления причинной связи по транспортным преступлениям – метод мысленного исключения. Его суть заключается в том, что мысленно исключают то нарушение правил, которое было допущено виновным. Если последствия без этого нарушения все равно бы наступили, то причинной связи нет. И соответственно наоборот.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект – лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Это может быть:

1. Водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение;

2. Любое другое лицо, управлявшее транспортным средством:

a. Лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил;

b. Лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства;

c. Лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Квалифицированные составы:

1. Ч. 2 – деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;

2. Ч. 3 – деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека;

3. Ч. 4 – деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека;

4. Ч. 5 – деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц

5. Ч. 6 – деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

79. Транспортные преступления, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Ответственность за преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатацией транспорта, установлена в следующих статьях УК:

1. Ст. 266 УК: Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями;

2. Ст. 267 УК: Приведение в непригодность транспортных средств и путей сообщения;

3. Ст. 269 УК: Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов;

4. Ст. 270 УК: Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.

Родовым объектом данных преступлений является общественная безопасность

Видовым объектом является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств.

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие безопасное функционирование различных видов транспорта.

Данные преступления выделены из общей совокупности преступлений Главы 26 УК, так как они непосредственно не посягают на правила безопасности движения и не связаны с эксплуатацией транспорта.

Статья 266 УК: Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Объект – безопасность функционирования транспорта.

Предмет:

1. Транспортные средства;

2. Пути сообщений;

3. Сети связи;

4. Иное транспортное оборудование.

Объективная сторона выражается:

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщений, сетей связи, иного транспортного оборудования (ремонт, несоответствующий техническим требованиям, обеспечивающего безопасность функционирования транспорта);

2. Выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства (разрешение использовать транспорт при наличии технических неисправностей).

Состав материальный. Преступление окончено с момента причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью.

Субъективная сторона – неосторожность.

Субъект – специальный:

1. Работники автотранспортных организаций;

2. Работники организаций, на которых возложена обязанность следить за техническим состоянием транспорта;

3. Организации, осуществляющие ремонт по лицензии и др.

Квалифицирующие признаки по ч. 2, 3 ст. 266 УК – причинение смерти по неосторожности, причинение смерти по неосторожности двум и более лицам.

Статья 267 УК: Приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения

Объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Предмет:

1. Транспортные средства;

2. Пути сообщения;

3. Транспортное оборудование;

4. Средства связи и сигнализации;

5. Транспортные коммуникации.

Объективная сторона выражается в совершении следующих альтернативных действий:

1. Разрушение;

2. Повреждение;

3. Приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние;

4. Блокировка транспортных коммуникаций.

Состав материальный, преступление окончено с момента причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, крупный ущерб (1 млн. рублей по Примечанию к статье).

Субъективная сторона – неосторожная форма вины.

Субъект – лицо, с 14 лет.

80. Понятие и виды преступлений в сфере компьютерной информации.

Наши рекомендации