Глава 27 УК РФ: Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Всего в главе 10 статей.
Нормативная база:
1. ФЗ «О транспортной безопасности»;
2. ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
3. Постановление Пленума ВС «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта – предусмотренные Гл. 27 УК общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
Объектпреступлений – транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Виды транспорта – сфера действия Гл. 27 УК РФ:
1. Железнодорожный;
2. Воздушный;
3. Морской;
4. Речной;
5. Автомобильный и другой механический;
6. Магистральный трубопроводный.
Классификация преступлений:
1. Преступления, непосредственно связанные с безопасностью движения и эксплуатацией транспорта (ст. ст. 263, 263.1, 264, 268, 271 УК РФ);
2. Преступления, непосредственно не связанные с безопасностью движения и эксплуатацией транспорта (ст. ст. 266, 267, 269, 271.1 УК РФ).
Статья 264 УК: Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Основной объект – безопасность движения и эксплуатации транспортных средств.
Безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Эксплуатация транспорта – использование транспорта по прямому назначению.
Дополнительный объект – жизнь, здоровье человека.
Предмет преступления – правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.
Виды транспорта по статье:
1. Автомобили;
2. Трамваи;
3. Другие механические транспортные средства.
Признаки транспортного средства по ст. 264 УК РФ:
1. Механическое средство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования;
2. Транспортное средство должно быть оснащено двигателем любого типа;
3. Рабочий объем двигателя должен быть больше 50 куб. см;
4. Максимальная скорость транспортного средства должна превышать 50 км/ч.
Другое механическое транспортное средство (Примечание к ст. 264 УК):
1. Троллейбусы;
2. Трактора;
3. Иные самоходные машины;
4. Мотоциклы;
5. Иные механические транспортные средства.
Объективная сторона выражается в нарушении:
1. Правил дорожного движения;
a. Превышение установленной скорости движения;
b. Выезд на встречную полосу движения;
c. Игнорирование дорожных знаков и т.п.
Правила дорожного движения закреплены в Постановлении Правительства РФ 1993 года «О Правилах дорожного движения».
Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам, иным дорогам и проездам.
2. Правил эксплуатации транспортного средства:
a. Перевозка пассажиров на не предназначенном для этого транспортном средстве;
b. Стоянка машины в неположенном месте;
c. Буксировка на слабом тросе и т.п.
Данные правила имеют законодательное закрепление в установленных Постановление Правительства РФ «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».
Состав материальный. Преступление окончено с момента наступления последствий по ч. 1 ст. 264 УК причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека.
В случае если нарушение данных правил повлекло причинение легкого вреда и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, то наступает административная ответственность в соответствии со ст. 12.24 КоАП РФ.
Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные последствия в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.
Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия (например, лицо для совершения обгона выезжает на полосу встречного движения, не останавливает движение, несмотря на запрещающий сигнал светофора).
Необходимым является причинная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями. Методы установления причинной связи по транспортным преступлениям – метод мысленного исключения. Его суть заключается в том, что мысленно исключают то нарушение правил, которое было допущено виновным. Если последствия без этого нарушения все равно бы наступили, то причинной связи нет. И соответственно наоборот.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект – лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Это может быть:
1. Водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение;
2. Любое другое лицо, управлявшее транспортным средством:
a. Лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил;
b. Лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства;
c. Лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.
Квалифицированные составы:
1. Ч. 2 – деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;
2. Ч. 3 – деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека;
3. Ч. 4 – деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека;
4. Ч. 5 – деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц
5. Ч. 6 – деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
79. Транспортные преступления, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Ответственность за преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатацией транспорта, установлена в следующих статьях УК:
1. Ст. 266 УК: Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями;
2. Ст. 267 УК: Приведение в непригодность транспортных средств и путей сообщения;
3. Ст. 269 УК: Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов;
4. Ст. 270 УК: Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.
Родовым объектом данных преступлений является общественная безопасность
Видовым объектом является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств.
Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие безопасное функционирование различных видов транспорта.
Данные преступления выделены из общей совокупности преступлений Главы 26 УК, так как они непосредственно не посягают на правила безопасности движения и не связаны с эксплуатацией транспорта.
Статья 266 УК: Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
Объект – безопасность функционирования транспорта.
Предмет:
1. Транспортные средства;
2. Пути сообщений;
3. Сети связи;
4. Иное транспортное оборудование.
Объективная сторона выражается:
1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщений, сетей связи, иного транспортного оборудования (ремонт, несоответствующий техническим требованиям, обеспечивающего безопасность функционирования транспорта);
2. Выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства (разрешение использовать транспорт при наличии технических неисправностей).
Состав материальный. Преступление окончено с момента причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью.
Субъективная сторона – неосторожность.
Субъект – специальный:
1. Работники автотранспортных организаций;
2. Работники организаций, на которых возложена обязанность следить за техническим состоянием транспорта;
3. Организации, осуществляющие ремонт по лицензии и др.
Квалифицирующие признаки по ч. 2, 3 ст. 266 УК – причинение смерти по неосторожности, причинение смерти по неосторожности двум и более лицам.
Статья 267 УК: Приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения
Объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта.
Предмет:
1. Транспортные средства;
2. Пути сообщения;
3. Транспортное оборудование;
4. Средства связи и сигнализации;
5. Транспортные коммуникации.
Объективная сторона выражается в совершении следующих альтернативных действий:
1. Разрушение;
2. Повреждение;
3. Приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние;
4. Блокировка транспортных коммуникаций.
Состав материальный, преступление окончено с момента причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, крупный ущерб (1 млн. рублей по Примечанию к статье).
Субъективная сторона – неосторожная форма вины.
Субъект – лицо, с 14 лет.
80. Понятие и виды преступлений в сфере компьютерной информации.