Тексты, реализующие речевой жанр призыва

К экстремистским действиям

Призыв представляет одну из разновидностей императивных речевых жанров, «один из видов директивных речевых актов, который имеет целью побуждение слушающего к действию / бездействию» [Бринев 2013: 69].

А.Н. Баранов понимает призыв как «речевой акт, обращенный к адресату с целью побудить его выполнить некоторое действие или совокупность действий, осмысляемых как важная часть общественно-значимой деятельности, способствующей достижению некоторых идеалов, или побудить адресата учитывать в своем повседневном поведении эти идеалы, причем говорящий и адресат являются политическими субъектами или их представителями, а сам речевой акт рассматривается как часть общественно-политической коммуникации» [Баранов 2007: 42].

К.И. Бринев так описывает семантическую структуру определенных призывов [Бринев 2013: 70-71]:

А) хочу, чтобы было Х;

Б) знаю, что Х не может произойти само;

В) знаю, что если делать У, то, возможно, будет Х;

Г) знаю, что если буду говорить тебе, что необходимо, чтобы было Х, возможно, что ты будешь делать так, чтобы было Х;

Д) знаю, что если буду говорить тебе, что нужно делать, чтобы было Х, возможно, что ты будешь делать то, что говорю тебе, и наступит Х;

З) говорю тебе: делай У;

И) говорю это тебе для того, чтобы ты делал так, чтобы было Х.

М.А. Осадчий подчеркивает, что «важнейшим условием успешного призыва как коммуникативного события является согласие адресата с ролью S (исполнителя действия, к которому осуществлен призыв) при заполненности слотов Р и О (ясном осознании способа совершения действия и объекта действия)» [Осадчий 2013: 109]. Лингвист описывает вербальные составляющие успешного призыва:

ü Наличие в высказывании вербального императива (И)

ü Наличие в высказывании способа совершения действия (Д)

ü Наличие в высказывании образа объекта действия (О)

ü Наличие в высказывании образа адресата (А)

Модель призыва имеет следующий вид по М.А. Осадчему:

А – Д – О – И

Например:

«Пусть твари в погонах и креслах госучреждений умоются своей грязной кровью! Пусть они жалеют, что вообще когда-либо посмели перейти дорогу Национал-Социализму!»

В первой группе высказываний образ говорящего не представлен, зато реализованы образ адресата (твари в погонах и креслах госучреждений; они), РЖ пожелания (пусть умоются своей грязной кровью, пусть жалеют), который передает образ совершения действий, вербальный императив выражен формами инфинитива в сочетании с частицей пусть.

«Мы открыто и недвусмысленно заявляем путинской чекистско-террористической банде (образ адресата + оценка его), что то, за что мы выступаем, на их официальном языке называется «подрыв государственной безопасности и территориальной целостности» их империи»

Во второй группе высказываний есть образ говорящего(мы), реализован РЖ Провозглашение (заявляем), объект речи(то, за что мы выступаем),объект речи «с чужой точки зрения» (на их официальном языке называется).

Вербальный императив –предикат или группа предиката с побудительным значением. Данный элемент может быть выражен императивной формой глагола (Убей!) или семантически эквивалентными формами:
- инклюзивный волитив (Избавим! Сметем!);
- формы прошедшего времени в составе восклицательных высказываний (Сделаем это! Поднялись!);
- формы инфинитива в составе восклицательных высказываний
(Взять! Вставать!);
- формы инфинитива в сочетании с частицами давай, пусть (Давай
бороться! Пусть сильнее грянет буря!);
- неглагольные формы со значением побуждения в составе восклицательных высказываний (Смерть врагам! Вперед!) [См. Осадчий 2013:109, Баранов 2007: 434 и далее; Бринев 2013: 69 -71].

Образ способа совершения действия, как полагает М.А. Осадчий,имеет вид шкалы от нуля до максимума. Нулевой образ способа совершения действия реализуется «в призывных конструкциях, содержащих «чистое» побуждение. Например: Русский, решайся! Давай же, вперед!» … Максимальная конкретность образа способа совершения действия достигается при использовании глаголов с конкретным значением («Выгнать их с рынка!», «Ты их пинай ногами»» [Осадчий 2013: 110].

Образ объекта действия также представляет собой шкалу от нулевой до максимальной степени выраженности. Нулевую степень проявления образа объекта действия М.А. Осадчий усматривает в призывных высказываниях типа Русский, решай! Все на борьбу! [Осадчий 2013: 111].

Этот же тип реализуется «при наличии в высказывании лексического репрезентанта объекта действия – лексемы с абстрактной семантикой в условиях минимального контексте» - например, «плакатное высказывание, получившее распространение в блогосфере рунэта – Долби систему!» [Осадчий 2013: 111].

Образ адресата,как считает лингвист, «в успешном призыве всегда равен адресату речи – декларированному или фактическому». Образ адресата так же может быть выражен с разной степени конкретности (от нуля до максимума): «Русский, выбирай», «Гражданин, защищай свои права!», «Скажи власти свое “нет”!», «Вперед на борьбу с этой властью!» [там же].

В зависимости от того, какое количество компонентов модели призыва реализуется и какими средствами переданы компоненты, призывы делятся на сильные и слабые, прямые, косвенные, открытые и скрытые (см. типологию призывов в [Осадчий 112 -120]. А.Н. Баранов предлагает другую классификацию [Баранов 2007: 420-432].

Схема 2. Типология призывов по М.А. Осадчему

Тексты, реализующие речевой жанр призыва - student2.ru

Для того чтобы распространенный публично текст был квалифицирован как призывом к совершению экстремисткой деятельности, он должен соответствовать группе признаков:


- в высказывании реализована полная или сокращенная схема призыва;

- вербальный императив побуждает к совершению действия (действий) одним или несколькими из перечисленных способов: путем насильственных действий; путем террористической деятельности; путем нарушения прав, свободы и законных интересов; путем воспрепятствования, соединенного с насилием либо угрозой его применения; путем совершения преступлений (в т. ч. убийство, причинения вреда здоровью, побои, хулиганство, вандализм и т.д.); путем пропаганды и публичного демонстрирования; путем организации, подготовки, подстрекательства; путем финансирования либо иного содействия в организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

- вербальный призыв побуждают к совершению действий в отношении одного или нескольких из перечисленных объектов: существующий конституционный строй; население; человек и гражданин в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; избирательные права граждан и право на участие в референдуме или нарушение тайны голосования; законная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций; человек как представитель политической, идеологической, расовой, национальной, социальной группы / предмет как атрибут политической, идеологической, расовой, национальной, социальной группы [Осадчий 2013: 121 -123].

Тексты, не реализующие указанную совокупность параметров, не будут признаны экстремистскими призывами. Косвенные и скрытые призывы не соответствуют описанной модели, т.к. призывные компоненты выражены в них нечетко.

Наши рекомендации