Разграничение утверждений, оценки, сведений, мнения
Как разграничить утверждение, оценку, сведение, мнение? Юристы и лингвисты договориться по этому поводу не могут.
К.И. Бринев придерживается следующей позиции. «Утверждение о фактах – высказывание, которое в отличие от оценочных и директивных высказываний может быть истинным или ложным» [Бринев 2013: 92]. Лингвист противопоставляет утверждения о фактах оценкам («последние включают в себя аксиологические высказывания и директивные или деонтически высказывания») и фактитивным (констативным) высказываниям с выраженной модальностью [там же: 93]. К.И. Бринев рассматривает семантический уровень противопоставленности оценок и утверждений о фактах, видя основное отличие в том, что вторые могут быть истинными или ложными, первые не обладают такими свойствами [там же].
Например,
1.Когда кто-то утверждает, что Х довел завод до состояния банкротства, это является утверждением о факте плохого руководства заводом и о факте банкротного состояния завода, оба утверждения могут быть ложными, если Х не делал того, что называется «довести предприятие до банкротства», если завод не находится в состоянии, которое квалифицируется как «банкротство».
2.Когда кто-то утверждает, что «нужно банкротить убыточные предприятия», это является оценочным высказыванием, которое не может быть истинным или ложным, хотя оно противоречит принятым в социуме нормам. Говорящий утверждает ценность, которая не является широко распространенной на момент произнесения речи или написания текста.
Фактитивные высказывания с выраженной модальностью, по мнению К.И. Бринева, противопоставлены утверждениям о фактах «на прагматическом уровне». Первые содержат маркеры «мнения» - «на мой взгляд», «вероятно», «думаю», «считаю» и пр. Говорящий, вводя такие конструкции, смягчает категоричность утверждения, «оставляет за собой право на ошибку», «не возлагает на себя ответственность за истинность» [Бринев 2013: 94]. Лингвист видит противопоставленность утверждений о фактах и предположений в том, что в первом случае говорящий берет на себя ответственность за истинность высказывания, реализуя формулу «Сообщаю тебе, что истинно Х». Во втором случае «говорящий предполагает истинность какого-либо высказывания, оставляя за собой право на ошибку», реализуя формулу «Возможно, истинно Х, но возможно, что неверно, что истинно Х»» [там же].
Напомним, что каждый раз лингвист анализирует речевые единицы и произведения. Именно поэтому говорилось о высказывании, а не о предложении.
Высказывание - единица речи (в устном или письменном вариантах), оформленная по законам данного языка. В. может быть единичным, может входить в состав более крупных речевых единиц - диалога, монолога и др. Порождая В., говорящий осуществляет некоторые коммуникативные установки, выдвигая на первый план те или иные компоненты В. В рамках В. выявляются его референционная часть (соотнесение с действительностью), модальная часть (отношение автора к сообщаемому) и собственно текстовая часть - элементы, включающие данное В. в более широкие коммуникативные рамки // Энциклопедия русского языка. Режим доступа: http://russkiyyazik.ru/category/v/
Конфликтные высказывания содержат негативную информацию и являются негативными. Негативные высказывания – высказывания, передающие негативную информацию.
Негативная информация- «сведения, которые содержат отрицательную характеристику лица - юридического или физического - с точки зрения здравого смысла, морали, ("неписаного закона") или с правовой точки зрения (в той мере, в которой это может понимать любой дееспособный гражданин, не имея специальных познаний в области юриспруденции)» [Цена слова 2002: 200].
Утверждение– высказывание (мнение, суждение), в котором утверждается что-либо и в котором отображается связь предмета и его признаков. Грамматически утверждение (утвердительное суждение) выражается формой повествовательного предложения – как невосклицательного, так и восклицательного.
Утверждение может содержать слова и словосочетания, подчеркивающие достоверность сообщаемого (например: известно, точно, доподлинно, без сомнения, фактически и т.п.). Утверждения могут быть истинными (соответствуют действительности) или ложными (не соответствуют действительности) [Как повести лингвистическую экспертизу спорного текста 2006: 46-52].
Например:
«ОмПО "Радиозавод имени Александра Попова"» (РЕЛЕРО) за девять месяцев 2013 года заемные средства и кредиты у него превысили 2,9 миллиарда рублей, а валовая выручка за этот период составила всего 1,868 миллиарда рублей».«Омскрегион» от 10.02.2014
В данном высказывании содержится информация о конкретном предприятии – радиозаводе им. А. Попова, информация касается превышения кредитов и займов (указывается определенный срок, определенная сумма заемных средств и кредитов), валовой выручке (указывается сумма валовой выручки и акцентируется ее меньшая величина по сравнению с величиной заемных средств). Если указанные величины за указанные период не соответствуют действительности, то высказывание ложное. Если соответствуют действительности – истинное. В любом случае такая информация является негативной и по отношению к руководителю предприятия и по отношению к самому предприятию.
Е.Н. Галяшина подчеркивает, что утверждение – высказывание, «в котором информация о факте (положении дел) или действиях какого-либо лица (событии) дается в словесной форме, в группе сказуемого и понимается аудиторией как важная, новая … Грамматические утверждение о факте или событии отображается через показатели объективной модальности (в форме изъявительного наклонения) и распознается в тексте по отсутствию маркеров субъективной модальности, оценочных слов и конструкций и иных показателей, выражающих неуверенность, сомнение автора в достоверности сообщаемого» [Галяшина Электронный ресурс http://sodeks.ru/public/f11.htm].
М.А. Осадчий настаивает на том, что между утверждениями и сведениями устанавливаются «отношения не равенства, а инклюзии: y ˃ c, где у – утверждения, а с – сведения» и что «высказывания, содержащие сведения об x, содержат утверждения об х, при этом не любое утверждение об у содержит сведения об у» [Осадчий 2013: 30].
Мнение (о фактах, событиях, лицах)- суждение, выражающее чью-нибудь точку зрения, отношение к кому-чему-нибудь. Распознается по наличию маркеров - определенных слов и конструкций (например: по моему мнению, мне кажется, я думаю, надо полагать, что и др.). Мнение может опираться на факты, этим оно отличается от домысла, и содержать оценку фактов и их комментарии, в этом его отличие от знания.
Например:
«Согласно балансу ОАО «ОмПО "Радиозавод имени Александра Попова"» (РЕЛЕРО) за девять месяцев 2013 года, опубликованному в открытых источниках, заемные средства и кредиты у него превысили 2,9 миллиарда рублей, а валовая выручка за этот период составила всего 1,868 миллиарда рублей».«Омскрегион» от 10.02.2014
Информация о негативном финансовом положении радиозавода им. А. Попова в данном высказывании приведена со ссылкой на опубликованный в открытых источниках баланс завода за определенны период. В данному случае высказывание представляет собой суждение, выражающее точку зрения официального документа – баланса завода (неясно, кто его составлял и где конкретно - в каких открытых источниках он содержится).
Еще в одном высказывании - «Возможно, дойдет и до процедуры банкротства» («Альянс руководителей региональных СМИ» от 11.02.2014) – мнение издания о негативном развитии дел на радиозаводе им. А. Попова выражено в гипотетической форме с помощью вводного слова возможно.
Мнение может формироваться на основе фактов или же быть предвзятым, не основанным на фактах. Человек может формировать свое мнение сознательно, рационально оценивая факты, или бессознательно, не отдавая отчета в том, почему он так считает.
Оценка (фактов, событий, лиц),оценочное суждение - суждение, содержащее субъективное мнение в определенной форме. Выражение оценки распознается в тексте по наличию определенных оценочных слов и конструкций, в том числе эмоционально-экспрессивных, в значении которых можно выделить элементы «хороший/плохой» или их конкретные разновидности (добрый, злой и др.).
К оценочным высказываниям, «устанавливающим абсолютную или сравнительную ценность какого-либо объекта, относятся собственно оценки (отражающие, в частности, отношения основания – вывода); утверждения о целях, а также стандарты, нормы конвенции, идеалы». «Показателями оценочных высказываний могут быть слова: по-видимому, впрочем, очевидно, таким образом, как видно и др.» [Галяшина Электронный ресурс http://sodeks.ru/public/f11.htm].
Например:
«У Полякова действительно есть большие проблемы в бизнесе. Согласно балансу ОАО «ОмПО "Радиозавод имени Александра Попова"» (РЕЛЕРО) за девять месяцев 2013 года, опубликованному в открытых источниках, заемные средства и кредиты у него превысили 2,9 миллиарда рублей, а валовая выручка за этот период составила всего 1,868 миллиарда рублей. Это весьма опасная тенденция».
Первое и последнее высказывание в данном фрагменте текста передают негативную оценку профессиональной (финансовой, коммерческой) деятельности директора завода им. А. Попова Полякова и негативной тенденции превышения сумм займов и кредитов над суммой валовой выручки завода. Субъект оценки не указан. Зато первое высказывание содержит показатель достоверности – действительно, а последнее – усилитель оценки – весьма (ср. опасная тенденция и весьма опасная тенденция).
Сведения- то же, что информация (см. информация).
Информация (сведения)– «совокупность языковых высказываний о мире, событиях и о положении дел, об отношении отправителя информации к этим событиям. Информация может быть: фактологической – о конкретных ситуациях, происшествиях или событиях, о поступках или поведении физического лица, о деятельности лица юридического; обобщающей – о типичных событиях, типичном поведении типичных представителей каких-либо групп, о житейских обычаях; оценочной – о качествах и поступках людей, о ситуациях или событиях, которые в какой-либо картине мира, в какой-либо ценностной системе описываются как хорошие или плохие (в конкретных разновидностях добра или зла: сенсорного, рационального, эмоционального, социального, утилитарного, этического, эстетического); концептуальной – теоретико-аналитическая информация о природных или социальных закономерностях, директивная – организующая поведение людей» [Как повести лингвистическую экспертизу спорного текста 2006: 48].
Факт– «положение дел в реальном мире делающее высказывания … истинным или ложным; реальное событие, которое происходило (происходит) в конкретное время в конкретном месте» [Бринев 2013: 95].
Например,
«Модель его бизнеса с уходом Сердюкова (бывшего главы министерства обороны РФ, которого обвинили в коррупции. — Прим. ред.) рухнула».
Ср. варианты без примечаний и без отсылки к Сердюкову: Модель его бизнеса с уходом Сердюкова рухнула // Модель его бизнеса рухнула.
В исходном высказывании в форме утверждения дается несколько фактов: модель бизнеса (директора завода) резко потерпела неудачу (рухнула), причина данного явления – уход Сердюкова, Сердюков – был главой министерства обороны РФ, Сердюкова обвинили в коррупции. Связывание в одном высказывании нескольких негативных фактов (непосредственно и опосредованно относящихся к герою публикации) так показывает события, что создается негативный портрет «героя». Средствами усиления негативной характеристики являются оформление в виде примечаний информации о бывшем министре обороны РФ и о обвинении его в коррупции. На уровне фрагмента текста создается прочная связь фактов: раз Сердюков коррупционер, то и директор завода им. А. Попова, пользовавшийся его поддержкой тоже не чисто «на руку».