Интернет, новые сми и их правовое регулирование
Необходимо подчеркнуть, что сегодня Интернет стал более важным источником информации, чем периодические печатные средства массовой информации (СМИ). Возможность доступа к сети Интернет позволяет знакомиться с новостями с помощью электронных версий обычных газет, телевизионных или специализированных сайтов. Существование собственных страниц печатных и аудиовизуальных средств массовой информации в сети Интернет делает информационные ресурсы доступными почти из каждой точки мира 24 часа в сутки.
В понятии«информационно-коммуникативный цикл» определяющим является понятие информации. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015) в ст. 2 дает базовые понятия в информационном праве:
информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет";
страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В Интернете есть собственные сетевые издания и сетевые версии обычных СМИ.
На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует четко определенный статус Интернет-СМИ. Закон «О СМИ» в ст. 2 определяет понятие «Средства массовой информации» как «периодическое печатное издание, радио, теле, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная формапериодического распространения массовой информации». При этом в той же статье «под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио, теле, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы», «под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ». В ст. 24. Закона о СМИ подчеркивается, что правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.
Обозначение СМИ, распространяющихся в Интернете многообразно, так, называют Интернет-СМИ, Онлайновые СМИ, Электронные СМИ, Сетевые СМИ, Веб-СМИ, Масс-медиа российского Интернет, Четвертое СМИ и т.д.
Черты интернет-СМИ:
- интерактивность издания;
- демократичность;
- неограниченный охват и оперативность информации;
- низкая себестоимость распространяемой информации;
- возможность повторного использования информации;
- возможность к сохранению и накоплению информации;
- возможность электронной обратной связи и др.
сохранение передаваемой информации у передающего субъекта (именно этим признаком информация отличается от вещных, материальных объектов);
способность к сохранению, агрегированию, интегрированию, накоплению, «сжатию»;
количественная определенность информации;
системность информации.
В настоящее время существуют две системы регулирования Интернета в целом и кибер-СМИ.
Одна из них (восточная) основана на жестком установлении определенных рамок со стороны государства. Другая система (европейская) подразумевает свободу и способность к саморегуляции. Интернет расценивается как источник знаний, к которому открыт доступ всем гражданам.
Среди основных нормативных документов в области Интернета следует назвать:
1. Конференция стран «большой семерки», состоявшейся в Брюсселе 24-26 февраля 1995 года. Цель – создать в кратчайшие сроки глобальную информационную инфраструктуру.
2. Конференция Международного союза электросвязи, проходившая в Женеве в 1997 г. В Проекте Декларации конференции был впервые введен термин «информационное общество».
3. Круглый стол 1998 г. (комиссар Мартин Бангеманн) – проект Международной хартии о связи (США против, создают ICANN, 1998). В 1999 г. – дискуссия перетекает в «Глобальный бизнес-диалог об электронной торговле»
4. Окинавская Хартия глобального информационного общества (2000 г.), в которой излагаются основные базовые положения информационного общества, свободы и доступности Интернета и глобальных коммуникационных сетей. В документе говорилось об использовании возможностей цифровых технологий; преодолении электронно-цифрового разрыва; содействии всеобщему участию; формировании политического, нормативного и сетевого обеспечения; улучшении технической совместимости; расширении доступа и снижении затрат; укреплении человеческого потенциала; поощрении участия в работе глобальных сетей электронной торговли.
5. Международная Конвенция по киберпреступлениям (Европейская Конвенция по киберпреступлениям (преступлениям в киберпространстве) заключена в Будапеште 23 ноября 2001 г. Конвенция четко обозначила правонарушения в Интернете и дала перечень преступлений. 1. «Преступления против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем» к которым относятсянезаконный доступ, незаконный перехват, вмешательство в данные, вмешательство в систему, ненадлежащее использование устройств. 2. «Преступления, связанные с компьютерами»: подлог компьютерных данных, компьютерное мошенничество 3. «Правонарушения, связанные с содержанием»:преступления, связанные с детской порнографией. 4. «Преступления, связанные с нарушениями авторского права и смежных прав»:нарушения, связанные с нарушениями авторского права и смежных прав. 5. «Дополнительная ответственность и санкции»:покушение, пособничество и подстрекательство, коллективная ответственность [http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=4603].
6. «Дополнительный протокол к Kонвенции о борьбе с киберпреступлениями в отношении криминализации деяний расистского и ксенофобского характера, осуществляемых при помощи компьютерных систем», Страсбург, 28 января 2003 г.
7. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, проходившая в Женеве (2003 г.) и Тунисе (2005 г.)
8. 7- 18 июня 2005 г. была принята совместная декларация представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, которая называется «О гарантированности свободы СММИ в Интернете». В этом документа говорится: «Интернет сочетает в себе различные виды средств массовой информации, а также способствует развитию таких новых инструментов публикации, как блоггинг. Лица, публикующие свой материал в Интернете, и электронные журналисты должны быть законодательно защищены в соответствии с основным принципом права на свободу выражения и сопутствующих прав на неприкосновенность частной жизни и на защиту источников» [Аналитическая записка].
9. Модельный закон содружества независимых государств от 3 апреля 2008 г., в котором перечислены цели и принципы информационного законодательства, основные права и обязанности в информационной сфере.
10. 6 -18 декабря 2015 г. в Учжэне (Китай) проходила Вторая Всемирная конференция по управлению Интернетом. Главная тема конференции, как её обозначили организаторы, звучала так: «Взаимосвязанный мир, управляемый всеми - формирование сообщества с единой судьбой в киберпространстве». На конференции среди других были рассмотрены вопросы кибербезопасности, развитие интернет-инфраструктуры и онлайн-торговли.