Неправительственные организации.
Термин имеет юридический смысл — в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится:
«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».
Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет её обязанности в соответствии с уставом.
По данным Минюста на август 2014 численность НКО 430 131 (226 124 зарегистрированных). На октябрь 2015 года в России зарегистрировано более 226 тыс. некоммерческих организаций, что в целом соответствует итогам прошлого года. Таким образом, продолжавшееся на протяжении ряда лет снижение числа зарегистрированных НКО в текущем году не отмечено.
Количество занятых в «третьем секторе» 828 000 чел. – 1,1% от общего количества занятых (в США и ЕС – 7,1%).
Доля социально ориентированных НКО – 13,5% (в США и ЕС – 60-70%).
Доля НКО в ВВП – 0,9% (в США и ЕС – 6,5%).
В странах Западной Европы в деятельность третьего сектора вовлечено до 10 % экономически активного населения. В России в общественную деятельность сегодня вовлечено всего около 1 % активного населения, но все равно это уже около 1 млн человек – тех, кто участвует в гражданских инициативах на постоянной основе.
Исследование, проведенное в рамках проекта «Перспектива», впервые показало объемную картину гражданской активности в России, которая включает не только деятельность зарегистрированных некоммерческих организаций, но и разнообразные неформализованные гражданские сообщества и отдельные гражданские инициативы, которые преимущественно развиваются на платформе социальных сетей1
На текущий момент перечень организационно-правовых форм НКО требует дальнейшего регулирования и доработки. Это связано, в том числе, с наличием среди НКО организаций, активно работающих на рынке, но не ставящих своей целью извлечение прибыли.
С 2014 года Гражданский кодекс Российской Федерации включает закрытый перечень организационно-правовых форм НКО:
1) потребительские кооперативы;
2) общественные организации;
3) ассоциации (союзы);
4) товарищества собственников недвижимости;
5) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ;
6) общины коренных малочисленных народов;
7) фонды;
8) учреждения;
9) автономные некоммерческие организации;
10) религиозные организации;
11) публично-правовые компании.
Однако в реестр Министерства юстиции Российской Федерации включены в том числе политические партии с региональными представительствами (4162), профессиональные союзы (26 625) и др.
Таким образом, реестр НКО, который ведет Министерство юстиции Российской Федерации, не соответствует перечню организационно-правовых форм НКО по Гражданскому кодексу и ведется с учетом ранее принятых организационно-правовых форм НКО. Это связано с тем, что Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не приведен в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации. В связи с этим в 2015 году в Министерстве юстиции Российской Федерации был разработан законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях (в части приведения в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации)».
Властно-политическая природа Гражданского общества хорошо подтверждается и иллюстрируется на примере ряда западных стран (Германии, Франции и т.п.). В частности, структурным построением и институтами. Структурно в него входят многие общественные движения, организации, не находящиеся во власти партии.
Институты Гражданского общества – это профессиональные общественные объединения, с помощью которых осуществляется выполнение вышеперечисленных функций и задач, стоящих перед данным авангардом общества. К ним относятся:
– Общественное самоуправление;
– контролирующие и дублирующие в случае необходимости, работу органов исполнительной власти, теневые правительства, часть кадрового состава которых в критической ситуации (например, в период кризиса) даже делегируется во власть;
– Общественный парламент;
– Экспертное сообщество;
– Конституционная Комиссия;
– правозащитные организации;
– система народных дружин;
– Общественные трибуналы, дублирующие судебные органы;
– Общественная система СМИ, коммуникаций;
– Интернет-система;
– Международные Координационные Советы по взаимодей-ствию с институтами Гражданского общества других стран;
– Народные Общественные палаты;
– структуры по организации уличных и других массовых мероприятий;
– Советы старейшин;
– Университет Гражданского общества и т.п.
Международная общественная организация — неправительственное/негосударственное объединение, членами которого (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей) являются субъекты из разных стран и зарегистрированное в государстве законодательство, которое позволяет иностранным физическим или юридическим лицам (без какой-либо дискриминации по национальному признаку) создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. Выбор такой формы деятельности — когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии.