Лоббизм как институт гражданского общества.

В условиях усложнения общественно-экономической структуры появление лоббизма неизбежно. Движущим мотивом действий является стремление реализовать свой специфический интерес.

Лобби́зм (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) — давление на органы государственной власти, применяемые заинтересованными группами для достижения благоприятных для себя решений и условий. Лоббирование — это институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Специфический институт политической системы, механизм влияния частных и общественных организаций на процесс принятия решений органами государственной власти по вопросам внутренней и внешней политики.

В более широком понимании лоббизм — деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.

Сегодня лоббизм делится на формальный (законодательно регулируется и разведён, таким образом, с коррупцией) и неформальный. Лоббизм обратно связан с развитием партийной системы и корпоративизма. Законный — петиции, письма, публикации и незаконный — подкуп, давление.

Задачей лоббистов является донести эти заключения/предложения изменений до субъектов, принимающих решения и разместить их в важных решающих органах (так называемое «консультирование политики» (ger. Politikberatung)). Размещение происходит с помощью аргументированного воздействия лоббистов на субъектов, принимающих решения. Это воздействие чаще всего проходит успешно, потому что депутаты и чиновники при их насыщенном графике принятия решений по разным темам, не обладают достаточной компетенцией во всех отраслях. Поэтому информация, предоставленная заинтересованными сторонами, хотя и очень избирательно подобранная и обобщенная, помогает им для принятия решений. Чем лучше депутаты и чиновники оснащены научными сотрудниками, тем тяжелее для лоббистов сделать свои услуги необходимыми для них. В большинстве государств взяточничество и гарантия других преимуществ запрещены законом. Но тем не менее, часто случается так, что высокопоставленные субъекты, принимающие решения (напр. политики или министры) меняют свои позиции — бросают свои должности и уходят в предприятия, агентства по связям с общественностью или коллегии адвокатов.

В рамках работы с общественностью лоббисты пытаются повлиять на общественное мнение через СМИ. К применяемым ими методам относятся заявления в прессу и рекламные кампании, при которых авторство не скрывается. Но также используются методы, при которых авторство завуалировано. На телевидение они, как носители собственного мнения, приглашаются в качестве гостей для дискуссии перед телеаудиторией, на ток-шоу и интервью.

Для оказания влияния через печатные СМИ, в СМИ передаются эти интервью, а также уже написанные статьи и рейтинги. Журналистам предлагаются льготы, например, журналистам, пишущим про автомобили, эти автомобили поступают в долгосрочное пользование, все беседы и интервью, а также информационные мероприятия проводятся совместно с светскими мероприятиями.

Если при проведении пиар-акции (PR-action) будет выяснено, что они проводились частными лицами, то тогда речь идет о астротурфинге. Под это понятие попадают составление писем читателей, записи на форумах и в блогах, а также редактирование статей в Википедии.

Группы интересов оказывают поддержку группам посетителей в офисах столичных городов и организуют для них свои мероприятия, Они стараются всеми возможными способами стать единственными представителями своей отрасли в столице.

Иногда учителям предоставляются материалы для занятий, которые хорошо подготовлены, но тем не менее содержат оказывающую влияние информацию.

Формы (технологии) лоббизма

- через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и компаний в СМИ, а также судебных процессов);

- использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний);

- использование формальных контактов (разработка проектов нормативных правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти);

- использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч).

Лоббизм существовал ещё в советские времена, правда, в весьма своеобразных административных формах. Процесс фрагментации государственной власти на рубеже 80-90-х годов стимулировал подлинный «взрыв» лоббистской деятельности. В этой связи были предприняты попытки установить правовое регулирование в данной сфере: всего со времени созыва первой Государственной Думы нового образца было внесено пять законопроектов о лоббизме, причем самый первый законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в РФ» появился ещё в 1992 году. Однако единый закон так и не был принят.

В качестве действующих лоббистских структур можно рассматривать Торгово-промышленную палату, Российский топливный союз, Ассоциацию нефтепереработчиков и нефтехимиков, Энергетический клуб России, Ассоциацию операторов сетей GSM, Союз независимых производителей газа, Ассоциацию производителей табачной продукции, Ассоциацию российских банков, Всероссийский союз страховщиков, Национальную ассоциацию участников фондового рынка, Российскую ассоциацию организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, Российскую ассоциацию развития игорного бизнеса, Российский союз автостраховщиков, Российский союз промышленников и предпринимателей, Деловой союз Евразии, Российское газовое общество, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России, Союз производителей алкогольной продукции, Союз производителей нефтегазового оборудования, Союз экспортеров металлопродукции России. Данные объединения отстаивают интересы входящих в них компаний. Их основные усилия сосредоточены на желании институционализировать себя в системе принятия государственных решений. Представляя интересы бизнеса, они не стремятся к политической ответственности, но заинтересованы в формулировании данных интересов на общенациональном уровне, чтобы оказать влияние на процесс принятия решений.

Наши рекомендации