Правовое положение домовладыки.

Отцовская власть. Самостоятельным лицом (persona sui iuris) был только отец, все его подвластные обозначались термином (personae alieni iuris) лица чужого права. Подвластные мужского пола, обладая статусом свободы и статусом гражданства, в публично-правовой сфере стояли наравне с pater familia, однако в семье они всецело подчинялись отцовской власти независимо от возраста, даже имея своих детей. Власть над детьми принадлежала исключительно отцу, а не обоим родителям.

Власть патерфамилиа в ранний период была безгранична. Он имел право манципировать подвластных третьим лицам, отвечал за гражданские правонарушения подвластных, определяя, возместить ущерб или выдать потерпевшему провинившегося с головой. Кроме того, он имел права суда над своими домочадцами, вплоть до вынесения им смертного приговора. С развитием социально-экономических отношений в древнем Риме, развитием ремесла и торговли, стимулировавших экономическую самостоятельность взрослых членов семи, что привело к ослаблению патриархальных устоев, разложению патриархальной семи и возрастанию значения кровного родства. Юридическое положение подвластных менялось в зависимости от двух обстоятельств: а) в случае смерти домовладыки; б) по его воле, когда он считал нужным, или возможным освободить из-под своей власти (эманципировать) подвластных - сына, выдать за муж дочь, освободить раба.

Отцовская власть устанавливалась рождением ребенка от родителей, состоящих в законном браке, а так же путем узаконения или усыновления.

Узаконение. Узаконение – признание законными детей рожденных вне законного брака (детей конкубины). Узаконение производилось: а) браком родителей внебрачного ребенка; б) путем получения соответствующего императорского рескрипта.

Усыновление. Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Различали два вида усыновления:

1. Arrogatio (аррогация) – усыновление лица своего права, совершалась путем утверждения этого решения на народном собрании, а позднее путем получения на это особого императорского рескрипта.

2. Adoptio – усыновление лица находящегося под отцовской властью, осуществлялось путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого.

Условия усыновления: а) усыновлять может только мужчина (женщины только в исключительных случаях – если она персона своего права и имела детей до усыновления, но потеряла их); б) усыновитель не должен быть подвластным; в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет (усыновление подражает природе); г) при аррогации требовалось, чтобы магистрат выяснил, не приведет ли усыновление к негативным последствиям для усыновляемого.

Родители и дети взаимно были связаны алиментными обязательствами. Отцу давался иск против любого третьего лица, которое удерживало его подвластного.

Подвластные сыновья имели право заключать сделки, но все приобретения становились собственностью домовладыки. Однако, обязанными по сделкам являлись подвластные, хотя отвечать по сделкам им было нечем в связи с отсутствием собственного имущества. Исполнение обязательства в этой ситуации зависело исключительно от доброй воли домовладыки. Для ведения хозяйственной деятельности подвластным (сыновьям и рабам) стали выделять определенную долю имущества и состава имущества домовладыки (пекулий), который служил гарантией исполнения обязательства подвластным. Пекулий передавался подвластным на условиях управления и пользования, а собственником оставался домовладыка. В начале принципата появляется военный пекулий – имущество, которое сын приобрел на военной службе (жалование, военная добыча, подарки) Это имущество принадлежало подвластному на праве собственности. В 4 в. сформировался квазивоенный пекулий, в состав которого относили все имущественные приобретения сына сделанные на государственной, придворной и духовной службе, а так же на службе в качестве адвоката.

Прекращалась отцовская власть: а) со смертью домовладыки; б) смерть подвластного; в) утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; г) лишение домовладыки прав отцовской власти ( оставление подвластного без помощи); д) приобретение подвластным некоторых почетных званий; е) Эмансипация – освобождение от отцовской власти по воле домовладыки с согласия самого подвластного.

Брак и приданое.

Брак (nuptiae). Брак, как социально значимый союз мужчины и женщины, определяет правовое положение детей рожденных в этом союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права. По отношению к этим правам брак предстает юридическим фактом, однако заключение брака зависит от воли будущих супругов и является юридической сделкой. Важно так же отметить мнение Ульпиана, который считал, что брак создается не сожительством, но согласием супругов (намерением состоять в браке). Утрата этого намерения, на любом этапе совместной жизни прекращает брак.

Заключению брака предшествовала sponsalia (помолвка, обручение). В древнейший период и в начале классического стороны заключали договор в форме клятвенного обещания заключить брак, а в классический период помолвка могла быть заключена в свободной форме. Заключение помолвки приводило к возникновению определенных обязательств и отношений между женихом и невестой и их семьями (не могут быть принуждаемы к даче свидетельских показаний друг против друга, заключение двух помолвок не допускалось, убийство женихом невесты и наоборот считалось убийством родственника, ограничение на брак между семьями жениха и невесты, даже в случае срыва брака).

Для заключения брака требовалось согласие самих супругов и их домовладык (тех, кто сходятся и тех, в чьей власти они прибывают). В классический период при воспрепятствовании в заключении брака со стороны домовладыки без достаточных оснований, его можно было принудить к этому через претора.

Помимо согласования воль для заключения брака необходимо было наличие еще ряда условий: а) достижение брачного возраста (14 лет для мужчин и 12 для женщин); б) не допускался брак с лицом, состоящим в не прекращенном браке, а так же брак с вдовой до истечения срока траура (1 год); б) лица заключающие брак должны быть вменяемыми; в) необходимо было, чтобы вступающие в брак обладали ius conubii.

В римском праве сформировалось две формы брака: а) cum manu, когда жена переходила под власть мужа; б) sine manu, без власти мужа в ее прежнем понимании.

Переход под власть мужа, строгий брак, оформлялся с помощью двух церемоний - религиозной (поедание лепешек), которая была доступна исключительно патрициям и с помощью весов и меди (символической покупкой невесты). Брак, заключенный без соблюдения этих обрядов не устанавливал абсолютной власти мужа и жена могла легко с ним порвать. Однако даже при браке сине ману жена попадала под власть мужа, если супруги непрерывно находились в браке в течение года (по давности владения). Для того чтобы избежать этого, супруга должна была ежегодно покидать дом на три ночи подряд (в соответствии с законами 12 таблиц), делая это по своему усмотрению или по приказу своего домовладыки.

При браке кум ману жена полностью подпадала под власть мужа и занимала в семье место на одинаковых основаниях с детьми мужа (на правах дочери). При браке сине ману жена оставалась под властью прежнего домовладыки (отца), а если женщина до вступления в брак являлась persona sui iuris, то она сохраняла самостоятельность и после вступления в брак. Вместе с тем, доминирующая роль мужа сказывалась и в данной форме брака. Жена перенимала сословное положение мужа, его место жительства делалось для нее обязательным, последствия нарушения супружеской верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа.

Кроме изложенных выше требований предъявляемых к законности брака, существовал еще ряд обстоятельств, не соблюдение которых делало брак недействительным. В частности запрещены были браки между патрициями и плебеями (до 445 г.), между перегринами и римскими гражданами, между свободнорожденными и вольноотпущенными, актрисами, своднями и проститутками. Ничтожными признавались браки между родственниками по прямой линии, а так же между родственниками по боковой линии, из которых хотя бы один стоял к общему предку в первой степени родства (брат-сестра, тетка-племянник).

Основаниями для прекращения брака являлись: 1) смерть одного из супругов; 2) утрата свободы или гражданства одним из супругов; 3) развод. В римском праве утвердился принцип свободы развода. Расторжение брака могло происходить как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему отказу от брака. Одностороннее расторжение брака допускалось в случае нарушения супружеской верности, бесплодия жены, импотенции, покушении на жизнь супруга и др. Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа, но брак все же расторгался.

От брака отличался конкубинат, дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального положения мужа, а дети от конкубины не подлежали отцовской власти. В республиканскую эпоху для мужчины считалось допустимым наряду с законным браком состоять в конкубинате.

4. Имущественные отношения супругов. При браке кум ману все имущество жены поступало в собственность мужа, даже в случае прекращения брака имущество привнесенное женой ей не возвращалось, она получала лишь долю в наследстве в случае смерти мужа. При браке сине ману имущество супругов оставалось раздельным. Муж осуществлял управление имуществом жены исключительно с ее согласия, на основе договора поручения. Все приращения имущества жены, полученные в период брака, так же переходили в ее собственность. В случае возникновения имущественных споров между супругами действовала презумпция, в соответствии с которой все имущество приобретенной в браке относится к имуществу супруга, до тех пор, пока жена не докажет обратное.

В классический период имущественные отношения супругов выравниваются. Каждый из них сохранял за собой имущество, принадлежавшее ему до брака и приобретенное в течение него. Не воспрещались сделки между самими супругами, за исключением дарений. Имущество, которое предоставлялось мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для создания новой семьи называли dos (приданое).

Дотальное имущество следует отличать от собственного имущества супруги, которое могло быть приобретено в период нахождения в браке путем наследования, дарения и т.п. Приблизительно во 2 веке до н. э. в практику входит заключение соглашения, по которому муж обязывался возвратить приданое в случае расторжения брака.

В классический период режим приданого получает правовую регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, наделенным правом распоряжаться им. Вместе с тем, в целях защиты интересов жены, ему запрещалось отчуждать, без согласия жены, принесенные в приданом земельные участки и другую недвижимость. Приданое получало исковую защиту, как в строгом, так и в преторском праве. Право требовать возвращения приданого при наличии соглашения об этом предоставлялось жене и ее наследникам, без соглашения только жене. Право требовать возврата приданого предоставлялось так же лицам его предоставившим (домовладыке или опекуну). Муж имел право удержать из приданого долю на содержание детей, а так же в виде штрафа, если развод наступал по вине жены.

Брак cum manus.

В браке «cum manu» жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, manus mariti (или власти его paterfamilias, если муж лицо alieni iuris), которая в принципе не отличается от patria potestas отца над детьми. Муж может истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу (in mancipium). Он вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Не обладает имущественной правоспособностью. Но обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старшей семьи, из агнатов, оставшихся после вступления ее в брак ее когнатами. Почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.

Имущественные отношения супругов при браке cum manu.

1). В случае брака «cum manu» все имущество жены поступало в полную собственность мужа. Это имущество не возвращалось жене даже после развода.

Жена лишена правоспособности в области имущественных отношений, так же, как рабы и дети. Все, что ей принадлежало до брака становится в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать во все время существования брака, например, имущество, подаренное ей ее отцом, принадлежит мужу.

2). Жена является наследницей мужа -, одна, если у него нет законного потомства, или на равных началах с детьми, если они есть. Понятно, что она - агнатка всех агнатов мужа и, следовательно, наследует в соответствующих случаях и после них.

Брак sine manus.

Брак sine manu не менял юридического положения, в котором жена была до вступления в брак. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. Она по-прежнему sua heres своего paterfamilias, по-прежнему агнатка своих старых агнатов. Если до вступления в брак sine manu жена была persona sui iuris, она остается persona sui iuris и после вступления в брак.

Имущественные отношение супругов при браке sine manu.

1). При браке «sine manu» имущество супругов оставалось раздельным.Имущество, принадлежавшее жене до брака, остается ее имуществом, а все, что она приобретает во время брака, принадлежит ей одной. Она вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами (для того, чтобы обеспечить полную имущественную независимость супругов одного от другого). Впрочем, в начале III в. н.э. было постановлено, что, если даритель умер, не потребовав дара обратно, то дарение становится действительным.

С течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов начинает смягчаться. Было признано, что в случаях имущественной ответственности одного супруга перед другим он пользуется правом отвечать только в пределах имеющихся у него средств. Претор стал давать мужу интердикт для истребования к себе жены и отказывать в таком же иске отцу, когда тот пытался истребовать свою дочь, состоявшую в браке sine manu. Так постепенно сложилось некоторое общее положение о личных отношениях супругов: муж должен охранять жену: defendi uxores a viris... aequum est (D. 47. 10. 2), жена обязана почитать мужа, reverentia quae maritis exhibenda est (D. 24. 3. 14. 1).

Наши рекомендации