Особенности регулирования труда работников, направленных на работу за границу
В соответствии со ст. 337 ТК РФ направление работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительство федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей производится специально уполномоченными органами федеральной власти и государственными учреждениями Российской Федерации. К числу органов федеральной исполнительной власти относятся федеральные министерства, федеральные службы и агентства, федеральные надзоры, а также Главное управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ, Управление делами Президента РФ. На основании решений Президента РФ и Правительства РФ государственные учреждения могут иметь представительства за границей, на работу в которые могут направить перечисленные в ст. 337 ТК РФ органы. Таким образом, для заключения трудового договора на работу в перечисленных в ст. 337 ТК РФ учреждениях за границей необходимо направление соответствующих органов. Следовательно, заключению трудового договора в этом случае предшествует данное направление.
Для направления на работу за границу также необходимо прохождение предварительного медицинского осмотра. Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 года N 208 "Об утверждении списка заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей" определены заболевания, которые являются препятствием для направления работников на работу в представительства Российской Федерации за границей. Наличие у лица указанных в этом списке заболеваний является законным основанием для отказа в направлении его на работу в представительство Российской Федерации за границу и в заключении с ним трудового договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 338 ТК РФ с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается срочный трудовой договор на срок до трех лет. Трудовой договор с неопределенным сроком с указанными работниками не заключается. Однако по окончании срока трудового договора он может быть перезаключен на новый срок, который также не может быть более трех лет. Тогда как для других трудовых договоров, заключенных на определенный срок, процедура перезаключения не предусмотрена. В связи с чем продолжение трудовых отношений по истечении срока трудового договора, в том числе и при его перезаключении, по общему правилу означает возникновение договора с неопределенным сроком. В отличие от общего правила с работниками, работающими в представительстве Российской Федерации за границей, возможно перезаключение трудового договора на новый срок.
В ч. 2 ст. 338 ТК РФ работнику, занимающему должность в соответствующем органе федеральной исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, при направлении на работу за границу в представительство Российской Федерации по ее окончании гарантируется прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника - другая работа (должность). В связи с чем в трудовой договор работника вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. Поэтому по окончании работы за границей трудовые отношения с работником не прекращаются, так как продолжает действовать прежний трудовой договор, за исключением внесенных в него условий о работе за границей.
В соответствии со ст. 339 ТК РФ условия труда работников, направленных на работу в представительства Российской Федерации за границей определяются трудовым договором. Условия трудового договора указанных лиц не должны ухудшать их положение по сравнению с трудовым законодательством. Наличие таких условий позволяет признать их не подлежащими применению.
Порядок и условия выплаты компенсации в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, определяются Правительством РФ с учетом климатических и иных условий пребывания. Таким образом, гарантии и компенсации, предоставляемые указанным работникам, призваны обеспечить возмещение расходов и оградить от воздействия неблагоприятных факторов, в частности, климатических условий в стране пребывания, при переезде к месту работы и выполнении трудовой функции. В настоящее время порядок их предоставления регламентируется Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 года № 911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей».
Прекращение работы в представительстве Российской Федерации за границей может быть произведено в связи с окончанием срока трудового договора. Работники, которые состояли в штате органа государственной власти или государственного учреждения, направившего их на работу за границу, по окончании срока трудового договора возвращаются на прежнюю или аналогичную работу. Их увольнение может быть произведено только по основаниям, предусмотренным законодательством. Лица, не состоящие в штате указанных органов и учреждений, по окончании срока трудового договора подлежат увольнению по п. 2 ст. 77 ТК РФ в связи с его истечением.
В ч. 2 ст. 341 ТК РФ перечислены основания досрочного прекращения работы за границей. К их числу относятся: 1) возникновение чрезвычайной ситуации в стране пребывания; 2) объявление работника персоной нон грата либо получение уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в этой стране; 3) уменьшение установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства; 4) несоблюдение работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали; 5) невыполнение работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами его семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства; 6) однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора; 7) временная нетрудоспособность продолжительностью свыше двух месяцев подряд или наличие заболевания, препятствующего работе за границей в соответствии с утвержденным Правительством РФ постановлением от 10 апреля 2003 года N 208 списком заболеваний, препятствующих работе за границей.
При прекращении работы в представительстве Российской Федерации за границей по одному из перечисленных оснований с лицами, которые не состоят в трудовых отношениях с органом государственной власти или государственным учреждением, направившим их на работу за границу, увольнение производится по п. 2 ст. 77 ТК РФ, то есть по окончании срока трудового договора. Таким образом, наличие перечисленных оснований позволяет признать трудовой договор с указанными лицами закончившим свое действие, что предполагает издание приказа об увольнении по п. 2 ст. 77 ТК РФ. Работники, которые состоят в штате названных органов или учреждений, после прекращения работы за границей по перечисленным основаниям возвращаются на работу в орган государственной власти или государственное учреждение, с которым они состоят в трудовых отношениях. Названным работникам гарантируется по окончании работы за границей, в том числе и досрочно уволенным по перечисленным основаниям, предоставление прежней или аналогичной работы. Увольнение этих работников может быть произведено по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, в частности перечисленным в ст. 81 ТК РФ. Перечисленные в ч. 2 ст. 341 ТК РФ случаи не являются основаниями для увольнения указанных работников с работы, они лишь позволяют досрочно прекратить их работу за границей. В то время как их увольнение может быть произведено лишь по общим основаниям, имеющимся в содержании трудового законодательства, в том числе в ст. 81 ТК PФ.
Специальное правовое регулирования труда работников, направленных на работу в представительства Российской Федерации за границей, также призвано адекватно отразить особый характер выполняемых ими обязанностей. Выполнение этих обязанностей связано не только с соблюдением действующего законодательства, но и других норм и правил поведения. Причем соблюдение правил поведения должно быть обеспечено не только самими работниками, но и членами их семьи.