Частная охранная деятельность
Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.
Оказание охранных услуг, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников.
Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:
1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;
2) не достигшие восемнадцати лет;
3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации;
5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
7) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника;
8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности;
9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;
10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;
11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
12) повторно привлеченные в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
13) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Частная охранная деятельность осуществляется частным охранником в целях охраны лица или его имущества, посредством предоставления следующих видов услуг:
1) защиты жизни и здоровья граждан;
2) охраны имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
3) проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультирования и подготовки рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения, после чего должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).
В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ.
Литература, рекомендуемая к изучению:
1) Атмажитов В.М., Бобров В.Г., Оперативно-розыскные мероприятия: актуальные вопросы теории и практики, // Государство и право, 2005, № 3, с.23-31;
2) Азаров В.А., Таричко И.Ю., Функция судебного контроля в истории, теории и практике уголовного процесса России, - Омск, 2004, 378с.
3) Бойков А.Д., Третья власть в России. Книга вторая. Продолжение реформ. – М., 2002г.
4) Бутылин В.Н. Полиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан. Тюмень, 2001.
5) Крюков В.Ф., Уголовное преследование и прокуратура // Российская юстиция, 2007, с.31-34;
6) Лазарева В.А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе. Самара: изд-во «Самарский университет», 1999.
7) Мамина О.И., О месте и роли органов правосудия в механизме государственной власти // Российская юстиция, 2007, № 3, с.54-56;
8) Пашин С.Краткий очерк судебных реформ и революций в России // Журнал «Отечественные записки», 2003, №2 (10)
9) Петрухин И.Л. Судебная реформа: проблемы и перспективы. М., 2000.
10) Рожкова М.А., К вопросу о содержании понятий «компетентный суд» и «подведомственность дела». // Журнал российского права, 2006, № 1, с.19;
11) Сапунова М.О., Юридическая ответственность судей // Российская юстиция, 2007, № 1, с.52-54;
12)
[1] См. ФЗ от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; ФЗ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» и др.