Оперативно-розыскная деятельность: понятие, принципы, основания и органы

1.1.Понятие оперативно-розыскной деятельности

Раскрытие многих преступлений осуществляется посредством проведения оперативно-розыскной деятельности, т.е. путем гласного или тайного вторжения оперативных служб в частную жизнь граждан. Порядок и пределы такого вторжения определяются Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред.от 21.12.2013).

Сфера действия этого закона достаточно широка, от борьбы с преступностью до обеспечения государственной безопасности. Для выполнения таких задач закон предусматривает перечень мероприятий, проводимых оперативными службами, каждое из которых в той или иной степени вторгается в сферу частной жизни лица. Такое положение предопределило необходимость судебного контроля за деятельностью оперативно-розыскных органов, и в первую очередь за деятельностью, ограничивающей конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, права на неприкосновенность жилища.

С принятием закона об оперативно-розыскной деятельности обозначен круг органов, полномочных осуществлять такой вид деятельности. Никто, кроме указанных в законе органов и должностных лиц государства не вправе заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации.

1.2.Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности

Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности основаны на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принцип конспирации позволяет при осуществлении оперативно-розыскной деятельности сохранять в тайне от окружающих ход и результаты своей деятельности. Правовой гарантией этого принципа является федеральный закон о государственной тайне, обеспечивающий секретность деятельности оперативных служб. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств определяет самостоятельность оперативных сотрудников в выборе организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Помимо принципов, закрепленных в ст.3 указанного закона, можно назвать ряд законодательных положений, имеющих принципиальный характер при осуществлении оперативно-розыскной деятельности:

1) Оперативно-розыскная деятельность должна быть направлена только на достижение целей и решение задач, сформулированных в законе, а именно:

· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

· осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

· добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

2) Оперативно-розыскная деятельность может проводиться в отношении любого лица, находящегося на территории Российской Федерации.

3) Лицо, в отношении которого осуществлялась оперативно-розыскная деятельность вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд.

1.3.Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

ü Наличие возбужденного уголовного дела;

ü Получение органами ОРД информации о подготовке, совершении либо совершенном преступлении, если нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела;

ü Поручение органа предварительного расследования или суда, а также иных органов, осуществляющих ОРД;

ü Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц;

ü Запросы международных правоохранительных органов.

Кроме этого, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе собирать информацию в отношении конкретного лица, для принятия решения:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) о допуске к особо значимым общественным работам, представляющим повышенную опасность для общества и экологии;

3) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности;

4) об установлении с лицом отношений сотрудничества при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

5) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД;

6)о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

1.4.Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

На территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность представляется оперативным подразделениям следующих государственных органов:

ü Органов внутренних дел РФ;

ü Органов федеральной службы безопасности РФ;

ü Органов федеральной службы охраны;

ü Таможенных органов РФ;

ü Служы внешней разведки РФ;

ü Органы Федеральной службы исполнения наказаний;

ü Органы по контролю за оборотом наркотических средств.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:

  • Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений
  • Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе
  • Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц
  • Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
  • Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Наши рекомендации