Понятие и принципы наследования по закону в древнем цивильном праве, в классическом (преторском) и Юстиниановом (постклассическом) праве.

Наследование по древнему цивильному праву.Законы XII таблиц знали два основания наследования: наследование по завещанию и наследование по закону, которое имело место, если наследодатель умирал, не оставив завещания.

Таким образом, первым по времени основанием наследования было в Риме, как и везде, наследование по закону, в силу которого имущество оставалось в семье, признававшейся в глубочайшей древности единственной носительницей прав на это имущество.

Однако, законы XII таблиц исходят уже из представления о завещании, как нормальном, наиболее часто встречающемся основании наследования.

При этом характерной чертой римского наследования, которую оно сохранило навсегда, было правило: «Наследование по завещанию несовместимо с наследованием по закону в имуществе одного и того же лица (D. 50.17.7). Но если завещатель назначил наследника, например, к четверти своего имущества, то наследник имеет право и на остальную часть этого имущества, наследники по закону оставались в стороне.

Вероятно, это правило возникло на почве буквального толкования положения законов XII таблиц, в силу которого наследование по закону могло иметь место при отсутствии завещания. Затем к этому положению привыкли, и оно стало одним из основных начал римского наследственного права.

Законы XII таблиц выражают ту стадию развития римского наследственного права, когда принцип свободы завещаний, еще ведя некоторую борьбу с пережитками института семейной собственности, собственности агнатической семьи, однако, уже признан отчетливо и прочно. Когнатическое же родство еще не дает права наследования по закону.

Наследование по преторскому праву.Реформы, осуществленные в области наследования претором, начались еще в республиканский период ("преторское" наследование упоминается в сочинениях Цицерона) и завершились в эпоху принципата.

Они шли следующим путем. Претор создал особый интердикт - interdictum quorum bonorum для ввода во владение наследственным имуществом.

Первоначально этот интердикт давался лицам, которых претор, после суммарного рассмотрения их претензий, считал вероятными наследниками по цивильному праву.

Однако скоро оказалось, что когда ближайший наследник не принимал наследства, оно, не переходя к дальнейшему по порядку призвания к наследованию, становилось выморочным и в древнейшем праве бесхозяйным, а, следовательно, могло быть присвоено любым лицом.

Для устранения этой последней возможности претор стал давать в таких случаях право наследования следующему по порядку родственнику.

Наконец, с распадением старой земледельческой семьи претор стал предоставлять право наследования эмансипированным детям.

Сложившаяся таким образом бонитарная собственность была уже устойчивым институтом римского права.

Так наряду с цивильной системой наследования появилась преторская система, которой суждено было, по существу, парализовать действие цивильной системы. Существенное значение, наряду с деятельностью претора, имела и практика центумвирального суда, которому были подведомственны споры о наследовании.

Императорское законодательство до Юстиниана. Много внимания уделило наследственному праву законодательство времени принципата и особенно империи, обобщившее и закрепившее основные начала преторской системы наследования.

Развитие наследственного права завершено в новеллах Юстиниана: (118. 543 г.) и (127 (548 г.) - реформа наследования по закону и 115 (542 г.) - так называемое необходимое наследование.

Постклассический право. Когнатический характер наследования и далее вводился в законный или интестатный порядок наследования. Полную реформу законного или интестатного порядка наследования завершил Юстиниан новеллами 118 и 127. К законно-интестатному наследованию можно было призывать четыре разряда наследников:

а) первый разряд составляли все потомки наследодателя — десценденты. Потомки одинаковой степени родства делили наследство per capita, в то время как более дальние родственники — внуки и правнуки могли наследовать per stirpes — на основе репрезентации; (534)

б) второй разряд наследников состоял из предков наследодателя — асцендентов, а также из полнородных братьев и сестер наследодателя. Более близкие асценденты — мать и отец — исключали более дальних — бабку и деда. В конкуренции с братьями и сестрами отец и мать делили наследство per capita. Право репрезентации имели лишь внуки братьев и сестер;

в) третий разряд составляли неполнородные братья и сестры (consanguinei и uterini). Родственники той же степени родства делили наследство per capita с применением принципа репрезентации — per stirpes;

г) четвертый разряд наследников составляли боковые кровные родственники — collaterals. Более близкие боковые родственники исключали более дальних. Родственники той же степени родства делили наследство per capita с применением принципа репрезентации — per stirpes;

д) пятый разряд состоял из мужа и жены (vir et uxor). Они согласно преторскому праву могли требовать bonorum possessio. Требовалось улучшить наследственно-правовое положение вдов без приданого, что и было сделано 53 и 117 новеллами. Жене, не имеющей ни приданого, ни других ценностей, Юстиниан дал право наследовать вместе с детьми, при этом такую же часть, что и дети, но без права распоряжения, а лишь с правом пользования плодами (ususfructus);

е) наследство без наследников доставалось государству или корпорации и называлось bonum vacans.

Наши рекомендации