Дигесты Юстиниана о правовых институтах опеки и попечительства.
Опека (tutela) – установление правового покровительства одного лица в отношении других, которые в силу традиции или прямых требований закона признавались нуждающимися в опеке, или «охраняющем управлении».
Формы опеки:
– обязательная опека домовладыки в отношении всех членов своей семьи и всех подвластных;
– завещательная опека, которая устанавливалась по завещанию домовладыки в отношении наследника, если он не обладал необходимыми качествами, которые бы сделали его лицом «своего права»;
– наставленная опека, когда опекун назначался по решению уполномоченного на то магистрата в отношении лиц, признанных в этом нуждающимися по своим правовым или социальным качествам.
Опека – публичная повинность, от которой можно отказаться лишь при наличии уважительных причин (например, отправление государственных обязанностей, неграмотность, болезнь, возраст свыше 70 лет, ученые занятия, частые отлучки по общественным или государственным делам). Нельзя было брать на себя более трех опек.
Опека устанавливалась в отношении:
– несовершеннолетних – до достижения опекаемым лицом определенного возраста. Несовершеннолетние: дети (infantes) – лица в возрасте до 7 лет; подростки (infantes raaj ores) – лица в возрасте от 7 до 12 лет, мальчики – до 14 лет; юноши – до 25 лет;
– женщин – постоянно и не зависела от достижения какого-либо возраста. При этом опека устанавливалась как в отношении замужней, так и в отношении незамужней женщины, но ее назначение осуществлялось во втором случае по личному пожеланию женщины. Опекун не имел прав ни в отношении личности женщины, ни над ее имуществом, но соучаствовал только в совершении тех юридических действий, которые нуждались в гарантии и в его утверждении по законам. Попечительство (cura) – особый вид законной опеки, устанавливаемой только по решению властей в отношении сумасшедших и безумных, а также расточителей.
Попечительство устанавливалось по решению магистрата, который исследовал психическое состояние и социальное поведение интересующего лица. В отношении безумных могло быть принято решение о полной их недееспособности, тогда попечитель полностью принимал на себя ведение дел и возможных судебных процессов опекаемого, но могло быть признано наличие «светлых промежутков», тогда действия опекаемого, совершенные в – эти промежутки, имели полную правовую силу. В – отношении расточителей принималось решение об их ограниченной дееспособности: они не могли совершать сделки отчуждения, заключать обязательства личного характера и так далее, но они сохраняли все права по приобретению имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и другие.
Не могли быть опекунами и попечителями: несовершеннолетние, неграждане, расточители, безумные, глухие, немые, тяжелобольные, рабы, женщины, солдаты, лица духовного звания, муж в отношении жены, кредиторы, должники и т. д.
Опека или попечительство (исключая опеку над женщинами) прекращались:
– с исчезновением условий для назначения опеки (если безумный выздоровел, если расточитель исправился, если несовершеннолетний достиг необходимого возраста);
– смертью опекуна или попечителя либо уменьшением его правоспособности по решению суда.
26 и 27 книги Дигестов Юстиниана регулировали опеку и попечительство.
От 549 дигеста и ещё дофига написал крч.
15. Дигесты Юстиниана о правовых институтах опеки и попечительства.
КНИГА 26:
1. Опекунами же являются те, кто обладает этой силой и властью, от этого они и получили свое название, ведь они называются опекунами, то есть как бы охранителями и защитниками, подобно тому, как охраняющие храмы называются храмовыми смотрителями.
2. Немой не может быть назначен опекуном, так как он не может совершать утверждение.
11. Павел в 3-й книге «Комментариев к Вителлию». Если безумный будет назначен опекуном, то это назначение может быть признано лишь тогда, когда он вновь будет в своем уме.
1. Также если подопечный обращен в рабство, то опека заканчивается.
2. Также и другими способами опекуны перестают быть (опекунами), если, например, кто-либо захвачен в плен врагами, будь то подопечный или опекун.
3. Если кто-либо был назначен на время, то с истечением (этого) времени опекун перестает быть опекуном.
4. Кроме того, перестает быть опекуном тот, кто устранен (от опекунства), как подозрительный.
5. И если кто-либо был назначен под определенным условием, то равным образом при осуществлении условия он перестает быть опекуном.
15. Если какой-либо опекун не был захвачен врагами, но был отправлен к ним в качестве посла или даже если он был ими отпущен либо сбежал, то, поскольку он не сделался рабом, он остается опекуном, но на время его отсутствия наместник провинции назначает другого опекуна.
3. Если по завещанию опекуном назначен безумный, то Прокул считает, что он назначен правильно, если, конечно, (оговорено), что он станет опекуном, когда перестанет быть безумным; если же он назначен безусловно, то Прокул отрицает значимость такого назначения. Но скорее всего, как говорит и Помпоний, и в этом случае назначение опекуна будет правомерным, но только с того момента, когда он перестанет быть безумным.
4. Чужой раб может быть назначен опекуном таким образом: «Если он будет свободным, то он будет опекуном». Если даже он назначен без указания условия, то считается, что содержится условие: «когда будет свободен». Также на этом основании всякий может защищать свободу по фидеикомиссу для чужого раба, ведь какая разница, записал ли (завещатель) опекуном своего раба или чужого, когда ради благоприятствования сироте и для общественной пользы в суде будет защищаться свобода личности того, кто был назначен опекуном? Следовательно, и в этом случае свобода по фидеикомиссу может защищаться в суде, если воля хозяина совершенно открыто этому не сопротивляется.
1. И если однажды будет совершен переход к завещательной опеке, а затем завещательный опекун откажется от опеки, то в данном случае мы говорим, что следует назначить опекуна на место отказавшегося, а не возвращаться к опеке через законного опекуна.
2. То же самое мы говорим и в случае, если опекун будет отстранен от опеки, ведь он и отстраняется для того, чтобы на его место был назначен другой.
3. Но если опекун, назначенный по завещанию, умрет, то опека вновь перейдет в законную, потому что здесь сенатусконсульт не применяется. Точно так же и в случае, если будет два или несколько опекунов по завещанию, на место того, кто умрет или будет отсутствовать в государстве, сможет быть назначен другой; однако если никто из них не останется в живых или никого из них не будет в государстве, то будет установлена законная опека.
1. Если отец будет обременен тремя опеками или попечениями, то сын его не будет нести это бремя. И это таким образом было постановлено божественными Севером и Антонином. Это же является значимым и в противоположном случае: а именно следует, чтобы опеки сына предоставляли отцу освобождения (от опек), опять-таки (опеки) обоим общие, то есть одна - сына, две - отца, или наоборот. Таким образом, в этом случае действует следующее: бремя опеки ложится на один дом, без различия обязанных.
5.Достаточно, чтобы в одном доме было три опеки. Соответственно, если чей-либо отец, сын или брат, который находится под той же властью, выполняют три обязанности, которые относятся к ответственности их отца, поскольку они выполняют его волю, освобождение от опеки относится ко всем, но если они не исполняют отцовскую волю, тогда предписанное часто не имеет силы.
6..Если к имеющему две опеки присоединят одновременно две другие, третья по порядку помогает ему в освобождении от четвертой, даже если сам император назначает ему четвертую или третью опеку, так что если другая опека будет определена ранее, чем императорская, тогда (опекун) будет призван именно к ней. Если же порядок не будет ясным, но в один день будут предложены два вступления в опеку по различным документам, тогда будет выбирать не назначенный, а назначающий, какую опеку ему принимать.
1. Грамматики, ораторы, врачи, именуемые обходящими, имеют освобождение как от прочих (общественных) обязанностей, так и от опеки и попечительства.
По закону XII таблиц расточителю запрещается управлять своим имуществом, что изначально было установлено по обычному праву. Однако и сегодня преторы или наместники (провинции) имеют обыкновение, "если найдут такого человека, который не знает ни времени, ни конца расходам, а, разоряя и рассеивая, расточает добро свое>61, назначать ему попечителя по примеру безумного; и столько оба они будут под попечением, пока или безумный не выздоровеет, или тот не вернется к разумному поведению: и если такое случится, то в силу самого права они перестанут быть во власти попечителей.
1. Однако сыну отказывается в позволении осуществлять попечение над тем, кому запрещено управлять своим имуществом; тем не менее существует рескрипт божественного Пия о том, что попечительство над безумным отцом предпочтительно предоставлять сыну, если он, однако, честен.
2..Однако пусть проконсул даст попечителей и другим (лицам), которые не могут управлять своими делами, или прикажет дать их, и пусть, не колеблясь, приставит сына попечителем к отцу.
3.Пока назначенные наследники раздумывают над вступлением в наследство, претор назначает к имуществу попечителя.
4. Попечение над безумной матерью принадлежит сыну: ибо благочестие по отношению к родителям должно быть равным, хотя власть их и не равна.
16. Особенности и основные этапы развития имущественного права в Древнем Риме.
Доклассический период
Как выражение начального состояния центральный институт гражданского права – институт частной собственности – в полной мере еще не сложился. Земля являлась племенной или государственной собственностью. Право на нее со стороны отдельных членов римского народа первоначально ограничивалось простым владением. Лишь с течением времени на основе разложения коллективной собственности развивается частная собственность, которая впоследствии окончательно вытеснила более раннюю форму.
В условиях неразвитой частной собственности большое значение имел институт владения. Исторически владение предшествовало праву собственности, составляло начальную ступень его развития. Значительно позднее оно определялось римскими юристами как фактическое господство лица над вещью. Владелец земельного участка был ограничен в праве распоряжаться ею. Наряду с правом собственности и владением в квиритском праве получают развитие и сервитуты – правовой институт, предусматривающий пользование чужой вещью в каком – либо отношении.
Классический период.
Этот период характеризуется тем, что “утверждается наиболее абсолютное право индивидуальной частной собственности”. Собственник обладал тремя правомочиями: правом владения – держать вещь в своих руках, пользования – извлекать хозяйственную выгоду из самой вещи и её продуктов, распоряжения - решать судьбу самой вещи.
Важным моментом в утверждении наиболее неограниченного права частной собственности был переход земельных владений в собственность отдельных лиц и семей. Сохранение общинно – государственной собственности был переход земельных владений в собственность отдельных лиц и семей. Сохранение общинно – государственной собственности на землю пришло в противоречие с интересами наилучшей обработки земли. Результатом поражения движения Гракхов было принятие закона Спурия Тория(111 г. до н. э.), которым переделы земли общинно – государственной земли преращались. Отныне земельный наделы становились полной частной собственностью их владельцев. Укреплению частной земельной собственности способствовало и перераспределение земель в ходе гражданских войн, в особенной степени наделение землей ветеранов. Однако более общее значение для утверждения частной собственности имело развитие преторской (бонитарной собственности). В нем преодолеваются черты былой коллективности и скованности права собственности, получает яркое выражение индивидуализм римского классического права. Преторская собственность возникла и утвердилась в деятельности претора в связи с необходимостью регулировать развитие товарно-денежные отношения.
Утверждение наиболее абсолютного права индивидуальной частной собственности проявлялось также в постепенном разложении семейной собственности, например в расширении права завещательного распоряжения, расширении имущественных прав женщины, все более частом предоставлении взрослым детям имущественной самостоятельности.
Таким образом, частная собственность утверждается как единое, наиболее неограниченное, исключительное для данного лица правовое господство над вещью, как право, дающее всестороннюю возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ею. Принципиальная позиция римских юристов, по мнению Косарева, состояла в том, что “собственник может делать со своей вещью все, не запрещенное законом[2] [2]”. Наиболее неограниченное право частной собственности не следует понимать в смысле полного отсутствия стеснений. Такие стеснения частной собственности продолжали существовать, отчасти возникали вновь. Например, представление о полном разложении к концу республики и в ранней Империи семейной собственности и фамилии преувеличено. В сознании римлян все еще сохранялись представления о первичности, приоритете прав гражданской общины, разросшейся до масштабов огромной державы, на всю совокупность имуществ и, в частности, на землю.
Наряду с правом частной собственности развивается, обогащается содержанием институт владения. Оно четко отграничивается от собственности с точки зрения способов и средств защиты.
Право частной собственности и другие вещные права в Риме энергично защищались как с помощью норм уголовного права, так и средствами гражданского права.
17. Дигесты Юстиниана об обязательственном праве.
90. Обязательство заключается передачей вещи, например, когда дают в заем.
92. Обязательство словами заключается посредством вопроса и ответа, например: «Обязуешься торжественно дать? Обязуюсь. Обещаешь? Обещаю. Ручаешься? Ручаюсь. Сделаешь? Сделаю.»
93. Но что касается следующего вида словесного обязательства: «Обязуешься ли торжественно дать? Обязуюсь (Spondes I Spondeo)», то он свойствен только римским гражданам. Прочие же виды принадлежат общенародному праву и употребляются между всеми людьми - как между римскими гражданами, так и иностранцами.
97. Если то, что мы стимулируем,1 не может быть дано, то стипуляция будет ничтожна, например, если кто при помощи стипуляции будет требовать для себя свободного, которого считал рабом, или покойника, которого считал живым...
97а. Точно так же если кто будет стимулировать, чтоб ему дали вещь, которая в действительности не существует... то стипуляция будет недействительна.
102. Кроме того, стипуляция недействительна, если кто-либо не отвечает на предложенный вопрос, или когда кто будет стипулировать, чтобы ты дал 10 сестерциев, а ты обещаешь 5 сестерциев, или я стипулирую безусловно, а ты обещаешь под условием.
104. Кроме того, ничтожна стипуляция, когда я стипулирую от подвластного мне или когда он стипулирует от меня.
106. Сумасшедший не может совершать никакого юридического акта, так как он не понимает что делает.
107. Малолетний совершает законно всякую сделку, если только опекун принимает участие там, где утверждение опекуна необходимо...
108. То же самое правило применяется относительно женщин, находящихся под опекой.
128. Обязательство основывается на письменном документе, если, например, оно заносится в приходно-расходную книгу...
135. Обязательства возникают путем простого соглашения между сторонами при купле-продаже, найме, товариществе, поручении).
136. Говорят, что в этих случаях возникает обязательство в силу согласия (consensus) сторон, потому что нет никакой необходимости ни в словах, ни в письме, но достаточно, чтобы те, кто заключают обязательство, пришли к соглашению. Вот почему такие сделки заключаются и между отсутствующими...
139. Купля и продажа заключаются, как скоро сошлись в цене, хотя бы цена не была еще уплачена и не был дан задаток, ибо то, что дается в виде задатка, есть только доказательство заключения контракта.
142. Договор найма и купля-продажа подчинены тем же законным правилам; договор найма признается заключенным тогда, когда точно определена наемная плата.
148. Товарищество мы обыкновенно заключаем или с тем, чтобы вступить в общение всем своим имуществом, или ради совершения какой-нибудь сделки.
149. Возник, однако, важный вопрос, можно ли заключить договор товарищества таким образом, чтобы один получил большую выгоду или понесет меньшие убытки... Сервий Сульпиций, мнение которого одержало верх, думал, что такое товарищество может состояться... ведь известно, что можно заключить договор товарищества и так, что один вносит деньги, другой их не вносит, а прибыль у товарищей общая, потому что часто труд одного равносилен деньгам (другого).
150. Известно и то, что если между товарищами не состоялось никакого точно соглашения на счет частой прибыли и, убытков, то прибыль и убытки распределяются между ними поровну...
151. Товарищество продолжается до тех пор, пока существует взаимное соглашение членов; но если кто из товарищей выйдет из его состава, то товарищество прекращается.
152. Товарищество прекращается также вследствие смерти одного из членов, потому что тот, кто заключает договор товарищества, Выбирает себе определенное лицо.
154. Товарищество прекращается также, если продается публично или приватно имущество одного из товарищей.
154а. Товарищество, о котором мы говорим, то есть то, которое заключается путем простого соглашения, принадлежит к общенародному праву, таким образом, оно применяется между всеми людьми по началам естественного разума.
168. Обязательство исполняется преимущественно платежом должного...
169. Равным образом прекращается обязательство через акцептиляцию; акцептиляция же есть воображаемая уплата. И в самом деле, если ты желаешь простить мне то, что я тебе должен по вербальному обязательству, то можешь этого достигнуть, если позволишь мне произнести следующие определенные слова: «получил Ли ты то, что я тебе обещал?», а ты ответишь: «получил».
173. Есть еще другая форма символической уплаты посредством меди и весов, которая была принята в определенных случаях, если, например, следует что-либо на основании юридического акта, заключенного посредством меди и весов, или если долг возник по судебному решению.
182. Перейдем теперь к обязательствам, возникающим из деликтов, если, например, кто-либо совершил воровство, разграбил имущество, причинил убыток, нанес обиду, обязательства, возникающие во всех этих случаях, относятся к одному роду...
183. По мнению Сервия Сульпиция и Масурия Сабина, воровство бывает четырех видов: manifestum, пес manifestum, conceptum и oblatum. Лабеон принимает два вида: явное (manifestum) и пес manifestum (тайное), но не соглашается признать воровством два последних вида, усматривая в них лишь виды исков о воровстве. Последнее, по-видимому, справедливо.
184. По мнению некоторых, явное (manifestum) воровство будет тогда, когда вор застигнут при совершении преступления; другие же идут далее и полагают, что явное воровство будет тогда, когда вор уличен на месте преступления:.. Из двух вышеприведенных мнений и то и другое признано справедливым; большинство, однако, держится последнего.
189. Наказание за явное воровство, по законам XII таблиц, было весьма тяжелое... Но впоследствии такая жестокость наказания, была отвергнута, и преторским эдиктом установлен был особый иск как против свободного лица, так и против раба со штрафом, вчетверо большим цены украденной вещи.
190. За тайное воровство взыскивался по закону XII таблиц тройной штраф; этот штраф также одобрялся претором.
195. Воровство бывает не только тогда, когда кто-либо уносит чужую вещь, но и вообще, когда кто присваивает себе чужую вещь вопреки воле ее господина.
196. Таким образом, если кто пользуется вещью отданной ему на хранение, то он совершает воровство. Если кто получит вещь для определенного пользования и обратит ее на другое употребление, то он отвечает как вор...
200. В известных случаях совершают даже воровство своей вещи, если, например, должник похитит вещь, данную верителю в залог, или если я тайком отнимаю свою вещь от добросовестного ее владельца. Поэтому решено: тот, кто скрывает, что к нему возвратился раб, которым добросовестно владел другой, совершает воровство.
18. Особенности и основные этапы развития обязательственного права в Древнем Риме.
Обязательственное право в Риме возникло из договоров и деликтов.
В древнейшем периоде договоры (контракты) были немногочисленны и отличались формализмом, имели односторонний характер - кредитор имел право требовать, должник имел только обязанности. Контракты (договоры) были абстрактные. Существовали следующие виды договоров:
1. Нексум - аренда, отчуждение собственности, заем. Заключался подобно манципации, фиктивный обряд отвешивания меди и произнесение особой словесной формулы кредитором, в которой определялась суть обязательства должника. Гарантией обязательства являлась сама личность должника. Кредитор мог держать должника в течение 60 дней в заточении в своем доме и выводить трижды в базарные дни к претору на Форум, затем должник продавался в рабство за границу. В 326 г. до н.э. Законом Петелия долговое рабство и продажа за границу были отменены.
2. Стипуляция - заем, ссуда, хранение. Заключался при произнесении строго определенных словесных формул, но только в отношении неманципируемых вещей.
В Законах XII таблиц были отражены частные и общественные деликты. Частный деликт - как посягательство на права частного лица — это личная обида, тяжелые членовредительские повреждения, воровство, порубка чужих деревьев или неосторожный поджог строения или скирды хлеба, сложенной около дома. В основном налагалась обязанность уплатить штраф в пользу потерпевшего (от 25 до 200 ассов). В случае членовредительства допускался талион, а кража, если вора ловили на месте преступления с поличным, влекла бичевание. За ночную кражу вор мог быть убит. Многие из этих деликтов стали уголовными преступлениями. Публичные деликты (взыскания шли в пользу государства) - преступления против республики, убийство, распевание песен, позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, его потрава или жатва в ночное время и т.д. По Законам XII таблиц часто применялась смертная казнь, которая могла быть заменена утратой римского гражданства и изгнанием для римских граждан, также были и членовредительские наказания, штрафы, конфискации имущества, ограничение гражданского статуса (запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. В целом нормы уголовного права еще не получили большого развития.
В классическом и постклассическом периоде обязательственное право становится наиболее разработанной частью, являвшейся юридической формой товарно-денежного обращения. Обязательства как связь двух лиц утратили свой былой формализм, из односторонних превратились в двухсторонние. Наиболее тщательно разрабатываются договоры (контракты). Требовалось согласие сторон, выраженное добровольно, а не в результате заблуждения, обмана или угрозы. Договоры заключались устно или письменно, в том числе, и посредством переписки. Они являлись нерушимыми и должны были строго соблюдаться.
В Институциях Гая было 4 группы договоров:
1. Вербальные (словесные) договоры. Распространенным видом являлась стипуляция.
2. Литеральные (письменные). Обязательства возникали в силу записи в специальных книгах доходов и расходов одной их сторон, составления деловых расписок сторонами.
3. Реальные (рес - вещь) требовали обязательной передачи вещи, составляющей предмет договора, заема, ссуды, хранения, заклада.
4. Консенсуальные (соглашение). Простое соглашение сторон по всем основным условиям контракта: купля-продажа, договор найма вещи (аренды земли), найма рабочей силы, поручения, товарищества.
В этот период многие публичные деликты стали преступлениями. Появились новые виды частных деликтов - обман, который порождал обязательство уплатить вознаграждение, равное по размеру причиненному ущербу, а также угроза, влекущая за собой возмещение ущерба в 4- кратном размере, обман кредиторов.
19. Особенности и основные этапы развития наследственного права в Древнем Риме.
В развитии римского наследственного права можно проследить четыре этапа:
а) наследственное право древнего цивильного права;
б) наследование по преторскому эдикту;
в) наследование по императорскому доюстиниановскому законодательству
г) результат реформ Юстиниана, произведенных его новеллами.
Наследование по древнему цивильному праву. Законы XII таблиц знали два основания наследования: наследование по завещанию и наследование по закону, которое имело место, если наследодатель умирал, не оставив завещания.
При этом характерной чертой римского наследования, которую оно сохранило навсегда, было правило: nemo pro parte testatus, pro parte intestatus decedere potest (D. 50. 17. 7) — наследование по завещанию несовместимо с наследованием по закону в имуществе одного и того же лица; если завещатель назначил наследника, например, к четверти своего имущества, то наследник имеет право и на остальную часть этого имущества, наследники по закону остаются в стороне. Вероятно, это правило возникло на почве буквального толкования положения законов XII таблиц, в силу которого наследование по закону могло иметь место при отсутствии завещания, «si intestate moritur». Затем к этому положению привыкли, и оно стало одним из основных начал римского наследственного права.
Законы XII таблиц выражают ту стадию развития римского наследственного права, когда принцип свободы завещаний, еще ведя некоторую борьбу с пережитками института семейной собственности, собственности агнатической семьи, однако, уже признан отчетливо и прочно. Когнатическое же родство еще не дает права наследования по закону.
Наследование но преторскому праву. Реформы, осуществленные в области наследования претором, начались еще в республиканский период («преторское» наследование упоминается в сочинениях Цицерона) и завершились в эпоху принципата. Они шли следующим путем. Претор создал особый интердикт — interdictum quorum bonorum для ввода во владение наследственным имуществом. Первоначально этот интердикт давался лицам, которых претор, после суммарного рассмотрения их претензий, считал вероятными наследниками по цивильному праву. Это облегчало положение цивильных наследников, которые нередко были заинтересованы в изъятии наследственного имущества из рук посторонних лиц до разрешения спора о правах на наследство по существу. Претор действовал в этих случаях iuris civilis adiuvandi gratia — в целях содействия применению, развитию цивильного права. Тем самым он служил, разумеется, интересам имущих слоев населения, ибо наследниками, хотя бы и по завещанию, чаще всего были лица, связанные с наследодателем, обладателем наследственного имущества, кровною или иною личною связью.
Однако скоро оказалось, что интересы господствующих классов в области наследования сложны и разнообразны, и в частности не всегда оказывалось приемлемым правило, в силу которого в тех случаях, когда ближайший наследник не принимал наследства, оно, не переходя к дальнейшему по порядку призвания к наследованию, становилось выморочным и в древнейшем праве бесхозяйным, а, следовательно, могло быть присвоено любым лицом. Для устранения этой последней возможности претор стал давать в таких случаях honorum possessio следующему по порядку родственнику, т.е. допускал в отличие от цивильного права так называемое successio graduum et ordinum. В этом случае претор действовал уже iuris civilis supplendi gratia — в целях восполнения цивильного права.
Наконец, с распадением старой земледельческой семьи претор признал несоответствующим новым жизненным условиям сложившееся в древнейшие времена устранение эманципированных, т. е. освобожденных от patria potestas детей, от наследования после отца, и honorum possessio стала предоставляться эманципированным детям. В таких и однородных случаях претор действовал уже iuris civilis corrigendi gratia — в целях исправления цивильного права, утверждая таким образом когнатическую кровную связь в качестве основы наследования по закону. На первых порах претор предоставлял honorum possessio после исследования в каждом отдельном случае обстоятельств дела (causae cognitio) и вынесения личного решения (decretum), вследствие чего полученная таким образом honorum possessio называлась honorum possessio decretalis. Но когда в практике сложились некоторые правила об условиях, при которых предоставляется honorum possessio, преторы стали вносить эти правила в эдикт, causae cognitio отпала, и для получения honorum possessio достаточно было доказать наличие условий, с которыми эдикт связывал ее предоставление. Сложившаяся таким образом honorum possessio edictalis была уже устойчивым институтом римского права.
Сделать bonorum possessor'a цивильным наследником претор не мог, он и называл его не наследником, а possessor'ом, обладателем наследственного имущества, но создавал для него положение по существу однородное с положением цивильного наследника, предоставляя ему иски последнего в качестве actiones in factum: honorum possessor и становился heredis loco (I. 3. 9. 2).
В то же время, отказывая цивильному наследнику в исках для получения наследства, претор оставлял за таким лицом одно лишь имя heres.
Так наряду с цивильной системой наследования сложилась мало-помалу преторская система, которой суждено было, по существу, парализовать действие цивильной системы.
Императорским законодательством до Юстиниана было закреплено наследование по jus honorum.
Юстиниан изменил порядок призвания наследников по закону, провел дальнейшую разработку института необходимого наследования, унифицировал завещательные распоряжения (новеллы118 (543 г.), 127 (548 г.); 115 (542 г.).
20. Дигесты Юстиниана о наследственном праве.
1. Владение наследством или (наследственным) имуществом, как пишет Лабеон, не следует понимать как владение вещами: ибо это скорее владение правом, чем телесной вещью. Поэтому, даже если в наследстве нет ничего вещественного, все же, как говорит Лабеон, владение (наследственным) имуществом принято в соответствии с правом.
2. Следовательно, владение (наследственным) имуществом мы правильно определим как право истребования и удержания имущества или вещи, которая принадлежала кому-либо в момент смерти.
3. Никто, однако, не приобретает владение (наследственным) имуществом против своей воли.
4. Владение (наследственным) имуществом могут принимать муниципии, товарищества, муниципальные сенаты и корпорации. Поэтому если принимает их представитель или кто другой от их имени, то владение (наследственным) имуществом применяется правильно. Но даже если никто от имени муниципия не истребует и не примет владение (наследственным) имуществом, муниципий получит владение (наследственным) имуществом на основании преторского эдикта.
5. Предоставляться может владение (наследственным) имуществом как отца семейства, так и подвластного сына, если только он имел право завещать, обладая воинским или подобным ему пекулием.
6. Но нет никакого сомнения в том, что можно принять владение (наследственным) имуществом и того, кто умер в плену врага, пусть он скончался в рабстве.
1. Несовершеннолетний не может ни принять владение (наследственным) имуществом без разрешения опекуна, ни отвечать по иску.
11. Если кто-либо из детей записан в завещании наследником, он не должен призываться к владению (наследственным) имуществом вопреки завещанию: ведь, поскольку он может получить владение по завещанию, зачем давать ему (владение) вопреки завещанию? Конечно, если другой начинает основывающийся на эдикте процесс о наследстве, то и он допускается к владению (наследственным) имуществом вопреки завещанию.
12. Но если он записан в завещании под условием, он не может принимать владение (наследственным) имуществом вопреки завещанию, и это написал также Юлиан в 23-й книге дигест. А что, если условие не наступит? Тогда будет правильным утверждение, что он получает владение (наследственным) имуществом вопреки завещанию.
13. Если эманципированный сын назначен наследником под таким условием, наступление которого не находится в его власти, то он, поскольку записан наследником, может и должен принять владение (наследственным) имуществом согласно завещанию, а вопреки завещанию - не может; и если, может быть, условие не наступит, он будет пользоваться защитой претора настолько, насколько это нужно, если он принял владение (наследственным) имуществом вопреки завещанию.
3. Если сын лишен наследства по отношению к одному из наследников, то Марцелл в 9-й книге дигест пишет, что сын не считается лишенным наследства, поэтому он может истребовать владение (наследственным) имуществом вопреки завещанию против любого из наследников.
4. Если сын был лишен наследства (среди наследников одной очереди) и назначен наследником (в другой), то, по моему мнению, при наступлении той очереди, в которой он назначен, он может истребовать владение (наследственным) имуществом вопреки завещанию, если другой сын на основании эдикта начал дело о наследстве.
21. Рецепция римского права и ее значение в истории мировой правовой культуры.
Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие:
римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства; короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами; повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству. Изучение римского права начинается уже с XI века. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов - комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в ХШв, юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV века на первый план выходит школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени.
Варвары, образовавшие после падения Римской империи новые государства в Галлии и Испании, продолжали применять римское право. В этих государствах составлялись сборники римского права (Leges romanae), наиболее известный из которых, Lex Romana Visigothorum, или Breviarium Alaricianum, был составлен в вестготском государстве при Аларихе II, в 506 г. Он был единственным средством ознакомления с римским правом вплоть до возобновления в XI веке его систематического изучения. Меньшее значение имели Edictum Theodorici - сборник, составленный между 511 и 515 гг. для латиноязычного и германского населения остготского государства и Lex Romana Burgundionum, иначе Papian, составленный около 517 г. в Бургундском государстве.
Римское право активно применялось в южной Франции и средней Италии. В 529-534 годах в Византии был составлен Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis). Он имел огромное значение для дальнейшего развития римского права.
Научные занятия по римскому праву начались в Италии в XII веке и особенно усилились во Франции в XVI веке. Они проводились в университетах, прежде всего в Болонском. Исследователей римского права называли глоссаторами.
Интерес к римскому праву был связан с тем, что с усилением королевской власти появилось стремление правителей ослабить знач