Тема 1. Профессиональная этика, её специфика и виды. Юридическая этика: предмет, задачи, структура (2 ч.).

Пояснительная записка

Курс «Юридическая этика» представляет собой частно-научную этическую дисциплину, являющуюся одним из прикладных разделов этического знания, занимающегося изучением особенностей применения нравственных норм в юридической сфере. Данный курс призван помочь будущим юристам в формировании должного уровня нравственно-правовой культуры, проявляющейся в умении реализовывать на практике требования морали и закона в сложных условиях профессиональной деятельности.

Главная цель преподавания дисциплины «Юридическая этика» состоит в том, чтобы помочь студентам (будущим юристам) получить знания, которые впоследствии в сочетании с их жизненным и профессиональным опытом помогут им в выработке самостоятельной нравственно-правовой позиции, необходимой в процессе выполнения профессиональных (юридических) функций.

Этой цели можно достигнуть, если в процессе преподавания дисциплины выполнить ряд задач. Во-первых, ознакомить студентов с нравственным содержанием права. Во-вторых, продемонстрировать роль права в нравственном развитии личности и роль морали в правовой культуре общества. В-третьих, ознакомить студентов с нравственной сущностью основных норм права, регулирующих отношения между людьми в процессе юридической деятельности. В-четвертых, способствовать формированию убеждённости в необходимости применения моральных принципов в юридической практике.

В результате выполнения поставленных целей и задач студенты должны:

– знать об основных закономерностях взаимодействия правового и морального регулирования, о сущности права и его значении в нравственном развитии общества, о морали как ценностном критерии права, о нравственных началах юридической деятельности, закреплённых законодательством;

– уметь характеризовать и анализировать существующие правовые механизмы с позиций высших моральных ценностей;

– иметь навыки критического анализа принимаемых законов и иных нормативных актов, проверки их уровня нравственного содержания, а также навыки применения моральных норм в юридической практике.

Для наиболее эффективного выполнения поставленных целей и задач при изучении данной дисциплины особое значение имеют знания по:

· теории и истории государства и права;

· уголовному праву и уголовному процессу;

· криминалистике и криминологии;

· этике.

Содержание дисциплины

Тема 1. Профессиональная этика, её специфика и виды. Юридическая этика: предмет, задачи, структура (2 ч.).

Возникновение профессиональной этики. Специфика и виды профессиональной этики. Место и роль профессиональных кодексов в общей системе морали. Профессиональная мораль и принципы общественной морали: особенное и общее. Проблема соотношения профессиональной морали и профессиональной этики.

Профессиональная этика юриста. Особая роль требований морали в профессии юриста. Предмет и задачи юридической этики. Структура юридической этики: теоретическая и прикладная часть. Судебная этика как составная часть юридической этики.

История возникновения и развития юридической этики. Ф.Скорина и его вклад в создание судебной этики. Идеи А.Волана о праве как о свободе. Л.Сапега и его вклад в развитие адвокатской этики. А.Ф.Кони – основатель судебной этики в России.

Тема 2. Право и мораль как социальные регуляторы (2 ч.).

Общее и различное в правовом и моральном регулировании. Структура правовой и моральной систем. Правовая и моральная норма: общее и различное в них. Правомерность и противоправность как основные оценочные категории правового регулирования. Добро и зло как оценочные категории морального регулирования. Взаимосвязь оценочных категорий права и морали. Мораль как ценностный критерий права.

Должное и сущее как уровни морального и правового регулирования, их диалектическое единство и взаимосвязь. Должное как система прав и обязанностей в моральной и правовой сферах. Связь юридических и нравственных прав, свобод и обязанностей личности.

Сущность права как нравственного явления: право как равенство, право как свобода, право как справедливость.

Варианты письменной работы

Вариант 1

1. Основные учения об этике в Древней Греции.

2. Этические аспекты решения вопроса о недопустимости доказательств.

Вариант 2

1. Основные этические учения в эпоху Средневековья.

2. Основа содержания судебного решения (приговора) – закон или мораль?

Вариант 3

1. Основные методологические проблемы профессиональной этики юриста и возможные пути их разрешения.

2. Моральные особенности выступлений защитника.

Вариант 4

1. Значение и роль этикета в работе юриста.

2. Особенности нравственной оценки поведения следователя (во время осмотра места происшествия, при проведении обыска).

Вариант 5

1. Способы предотвращения конфликта в профессиональной деятельности юриста.

2. Нравственные аспекты предъявления для опознания живых лиц.

Вариант 6

1. Парадокс моральной оценки.

2. Этические требования при проведении допроса несовершеннолетних.

Вариант 7

1. Реализация воспитательной функции морали в работе юриста.

2. Этические особенности подготовки и проведения следственного эксперимента.

Вариант 8

1. Соотношение морали и права.

2. Нравственный аспект принудительного освидетельствования потерпевших

Вариант 9

1. Презумпция невиновности в России – миф или реальность?

2. Этика судебной защиты по уголовным делам.

Вариант 10

1. Власть и мораль в деятельности юриста: проблема их взаимоотношений.

2. Этические основы использования отдельных видов доказательств.

Вариант 11

1. Нравственные аспекты взаимодействия юриста со средствами массовой информации.

2. Личная жизнь: пределы вмешательства.

Требования к выполнению контрольной работы

1. Первая (тест) и вторая (письменная работа) части оформляются каждая отдельным документом/ файлом.

2. Примерный объем письменной работы должен составлять 10 – 15 страниц машинописного текста. Каждый вопрос раскрывается в следующей структуре: введение, содержание основной части, заключение и список использованной литературы.

3. Страницы работы должны быть пронумерованы, и иметь поля (2-2,5 см).

1. Текст должен быть набран в машинописном виде. Произвольные сокращения слов и терминов (кроме общепринятых) не допускаются.

2. Не допускается давать ответ путем прямого переписывания текста из литературных источников.

3. Вопросы письменной работы необходимо записывать непосредственно перед каждым ответом.

4. Во введении обосновывается актуальность темы исследования и степень ее изученности в опубликованных литературных источниках.

5. В основном разделе работы раскрываются важнейшие аспекты темы исследования, и описывается самостоятельное видение оптимальных путей решения проблем и задач по данной теме.

6. В заключении подводится итог исследования проблемы, и формулируются возможные пути применения полученных знаний.

7. Завершает работу список использованной литературы, который должен быть оформлен в соответствии с установленными правилами:

- при ссылке на учебник, учебное пособие, монографию указываются фамилии и инициалы авторов, точное наименование издания, место издания, название издательства и год издания;

- при ссылке на журнальные статьи указываются фамилии и инициалы авторов, наименование статьи, название журнала, год и номер выпуска.

Контрольные работы должны быть представлены не позднее, чем за 10 дней до начала сессии. Работу можно сдать в учебную часть методисту на бумажном носителе или отправить по электронной почте Вашему преподавателю Юрочкиной Ирине Николаевне по адресу: [email protected]

Пояснительная записка

Курс «Юридическая этика» представляет собой частно-научную этическую дисциплину, являющуюся одним из прикладных разделов этического знания, занимающегося изучением особенностей применения нравственных норм в юридической сфере. Данный курс призван помочь будущим юристам в формировании должного уровня нравственно-правовой культуры, проявляющейся в умении реализовывать на практике требования морали и закона в сложных условиях профессиональной деятельности.

Главная цель преподавания дисциплины «Юридическая этика» состоит в том, чтобы помочь студентам (будущим юристам) получить знания, которые впоследствии в сочетании с их жизненным и профессиональным опытом помогут им в выработке самостоятельной нравственно-правовой позиции, необходимой в процессе выполнения профессиональных (юридических) функций.

Этой цели можно достигнуть, если в процессе преподавания дисциплины выполнить ряд задач. Во-первых, ознакомить студентов с нравственным содержанием права. Во-вторых, продемонстрировать роль права в нравственном развитии личности и роль морали в правовой культуре общества. В-третьих, ознакомить студентов с нравственной сущностью основных норм права, регулирующих отношения между людьми в процессе юридической деятельности. В-четвертых, способствовать формированию убеждённости в необходимости применения моральных принципов в юридической практике.

В результате выполнения поставленных целей и задач студенты должны:

– знать об основных закономерностях взаимодействия правового и морального регулирования, о сущности права и его значении в нравственном развитии общества, о морали как ценностном критерии права, о нравственных началах юридической деятельности, закреплённых законодательством;

– уметь характеризовать и анализировать существующие правовые механизмы с позиций высших моральных ценностей;

– иметь навыки критического анализа принимаемых законов и иных нормативных актов, проверки их уровня нравственного содержания, а также навыки применения моральных норм в юридической практике.

Для наиболее эффективного выполнения поставленных целей и задач при изучении данной дисциплины особое значение имеют знания по:

· теории и истории государства и права;

· уголовному праву и уголовному процессу;

· криминалистике и криминологии;

· этике.

Содержание дисциплины

Тема 1. Профессиональная этика, её специфика и виды. Юридическая этика: предмет, задачи, структура (2 ч.).

Возникновение профессиональной этики. Специфика и виды профессиональной этики. Место и роль профессиональных кодексов в общей системе морали. Профессиональная мораль и принципы общественной морали: особенное и общее. Проблема соотношения профессиональной морали и профессиональной этики.

Профессиональная этика юриста. Особая роль требований морали в профессии юриста. Предмет и задачи юридической этики. Структура юридической этики: теоретическая и прикладная часть. Судебная этика как составная часть юридической этики.

История возникновения и развития юридической этики. Ф.Скорина и его вклад в создание судебной этики. Идеи А.Волана о праве как о свободе. Л.Сапега и его вклад в развитие адвокатской этики. А.Ф.Кони – основатель судебной этики в России.

Наши рекомендации