Республиканский реестр преступлений власти.
Назначение реестра : информирование населения “в онлайн-режиме” и фиксация “по свежим следам” материала для судебного разбирательства в период люстрации после смены власти или, как минимум, после появления в стране/республике независимого суда, и его оперативное сопровождение вполне может умерить степень вседозволенности властей, т.е. функция профилактическая. Заполнение реестра - задача, в основном, для журналистов (особенно для отражения почему-то неопубликованных материалов или архивных, т.е. фактов, имевших место быть задолго до запуска реестра), адвокатов, правозащитников, просто энтузиастов и информированных людей.
Преступление здесь понимается не в смысле уголовного, административного и иных кодексов или нарушения неких законов, а в смысле нанесение какого-либо ущерба гражданам лицами, имеющими властный ресурс. Принятие выборным органом закона, нанесшего какой-либо (в т.ч. моральный, в виде переживаний) ущерб гражданам, также трактуется как преступление власти, даже если это противоречит действующему праву (если термин "преступление" чрезмерен, можно заменить более приемлемым), и у этого преступления есть преступники – депутаты, проголосовавшие за такой закон. И если, к примеру, муниципалитет Махачкалы (в лице Управления по жилищной политике) подает в суд иск о выселении жильцов из ветхого жилья в благоустроенное, но при этом не обеспечено соответствие принятым в таких случаях нормам, даже при том, что суд отклонил иск, сам факт подачи иска в суд является преступлением (вопреки, казалось бы, распространенной трактовке, и может резать слух), поскольку и жильцов заставили переживать, и адвоката и суд отвлекли от существенных дел, и у этого преступления есть субъекты (не только исполнители, но и распорядители), и о них вправе знать граждане. Власть очень опасный инструмент и пользоваться им нужно очень осторожно, чтобы ненароком не нанести неправомерного ущерба.
Реестр может выглядеть как таблица, доступная в сети в онлайн режиме любому пользователю на недоступном для властей ресурсе (профессиональная база данных в облаке или, как минимум, для начала просто гугл-таблица, но это уже будет очень неудобно для просмотра и выборки, да и доступ к записям не отрегулировать). Поля таблицы : автор или инициатор ввода, дата ввода текущей записи, источник информации (ФИО конкретных граждан в качестве свидетелей или проводившего расследование или сбор информации журналиста, адвоката и т.д.), тип/вид преступления (рубрикатор может видоизменяться и расширяться модераторами по мере заполнения реестра), суть преступления, (краткое описание), ссылки на материалы в сети (если ссылок вводится несколько, то упоминание о том, что за материал за ссылкой), дата преступления или, хотя бы, месяц, когда стало известно о нем, дата публикации в прессе или в сети, пострадавшие ФИО конкретных лиц, если таковых немного, или классифицирующий признак, типа "жильцы дома ..." с указанием примерного количества пострадавших), степень или хотя бы примерная оценка суммарного ущерба и в чем он заключается, если это не очевидно или многовариантно, ФИО и должности ВСЕХ сопричастных к преступлению и их роль в нем (постовой или полицейский, неправомерно задержавший гражданина и начальник, давший ему указание совершить соотв.действие, прокурор, инициировавший неправомерное расследование и следователь, его проведший, судья, вынесший соотв.решение, чиновник или выборное лицо, единолично или в составе органа, вынесший неправомерное решение или решение, повлекшее возможность неправомерных действий других лиц, или сопричастный к принятию такого решения и т.д.), последовательность развития событий и чем все это завершилось (желательно в деталях, если их нет в публикациях за приведенными ранее ссылками), ссылка на тематику форума, где может обсуждаться содержимое текущей записи (автоматически создаётся первым пользователем, пожелавшим высказаться или что-то уточнить), пояснение или трактовка описываемого факта теми, кто указан в записи в качестве обвиняемого (вносится либо самим обвиняемым или его представителем, либо автором записи или модератором на основании эл.письма) и т.д. Чтобы не было дублей записей по одному и тому же факту преступления, сервис должен предоставлять возможность фильтрации записей по самым разным параметрам и критериям, а также производить автоматическую проверку наличия записей, подозреваемых на дублирование текущей.
И не стоит валить все в кучу, у каждого факта преступления должна быть своя запись в базе, к примеру, решение о строительстве водозабора в Самурском реликтовом лесу это одно должностное преступление (даже если формально ни один закон не был нарушен и все требуемые требования закона были удовлетворены), игнорирование с самого начала недовольства и протестов граждан по этому строительству это уже второе преступление, а разгон попытки проведения митинга или шествия жителями с.Самур это уже третье преступление (и этот перечень наверняка могут продолжить более информированные граждане, поскольку столь резонансное дело, как правило, состоит из многих крупных, средних и мелких взаимосвязанных событий), и в каждом из них не по одному виновному, а целые вертикали принимавших или не принимавших решений должностных лиц вплоть до главы республики и депутатского корпуса.
Авторы записей в реестр могут быть анонимными (скрываться за никами) во избежание риска преследований, а модераторство (хотя бы частично) желательно поручить проживающим вне республики лицам. И вообще, было бы классно, если бы все описанные в этом тексте проекты были бы созданы во всероссийском масштабе, а мы, дагестанцы, стали бы лишь активными пользователями, но приступить к их проработке и проектированию мы можем и сами. (Если читателю известны подобные действующие или созидающиеся проекты, прошу поделиться информацией в теме обсуждения или в личку). Неплохо было бы иметь и мобильную версию реестра хотя бы в усеченном варианте (чиновники вправе оперативно отслеживать состояние ресурса и, оказавшись в реестре, предлагать модераторам свою, альтернативную, трактовку события/факта, которая также должна быть отражена в соотв.записи реестра инициатором записи или модератором).
Корректировать или пополнять ранее внесённые записи могут лишь авторы или модераторы, остальные давший лишь предлагать уточнения на форуме при реестре (при необходимости соответствующую записи тему может открыть любой пользователь, при этом в записи реестра автоматически проставляется ссылка на эту тему). Функция удаления записей из реестра должна быть заблокирована изначально при создании записи, необоснованные же записи могут и должны отмечаться таковыми общим решением модераторов с описанием доводов в пользу такого решения. Даже если преступление вроде бы признано властью и последовало наказание виновных или отмена решений, в т.ч. судебное, сей факт не отменяет необходимости отражения преступления в реестре и не является поводом удаления информации из него (и у потомков чиновника будет "повод для гордости" за своего пращура).