Реестр чиновников республики
Народному собранию республики предлагается принять закон о публикации в интернете в открытом доступе Реестра чиновников республики Дагестан (от главы республики до секретаря сельсовета) и вменить администрациям районного звена управления назначение в каждой районной и сельской администрации и ведомстве ответственных за оперативное отображение изменений в Реестре.
Параметры (поля) базы данных (отображаемой в виде таблицы и допускающей фильтрацию и поиск по всем полям) : населенный пункт (город и/или городской район, сельский район и село), наименование администрации, министерства и т.п., текущая должность - название и дата вступления, ФИО, год рождения, образование, дипломная специальность, основная профессия (до гос.службы), текущая зарплата, общая сумма всех премиальных и прочих бонусов за предыдущий год, перечень имущества и прав в формате содержания годовой декларации, аналогичные сведения по близким родственникам, не являющимися чиновниками, ссылки на записи в Реестре по всем родственникам-чиновникам (ссылки должны указывать не только на близких родственников, но и более отдаленных, с тем, чтобы при выборе некоего чиновника, пользователь смог увидеть всю родственную чиновничью генеалогию этого чиновника, - чиновник сам должен подать эту информацию ответственному лицу и отсутствие ссылок приравнивается к должностному проступку), сфера ответственности (основной перечень) чиновника, его должностные обязанности (рабочие функции), кратко проф.биография (перечень предыдущих мест работы и периоды по годам), прочие сведения.
В Реестре также должна содержаться информация и о бывших чиновниках, ушедших на пенсии или иную работу (здесь значимы их имущественные декларации), т.е. запись его не удаляется, а заполняется дата ухода с должности, причина ухода, и куда именно уход. Если же чиновник меняет должности, то по нему в базе будет несколько записей, но лишь одна из них актуальная, т.е. с незаполненными полями об уходе, остальные – для истории (и при люстрации также пригодятся). То же самое при изменении размера текущей зарплаты (размер и дата начала его выплаты).
Создать этот Реестр можно на базе существующих реестров для внутреннего (служебного, чиновничьего) доступа – Реестра государственных гражданских служащих республики Дагестан и Реестра муниципальных служащих республики Дагестан. Достаточно лишь перенести эти сведения в формат базы данных (если они хранятся в ином формате) , дополнить схему базы отсутствующими в ней полями в соответствии с вышеприведенным списком полей и перенести базу в облачное хранилище, надстроить интернет сервис фильтрации интернет-пользователями этой базы и отображение искомых записей в приемлемом виде, а также создать т.н. кабинеты для ответственных лиц каждого ведомства, администрации и муниципалитета, чтоб они могли получить доступ к вводу/изменению записей, довнести недостающую информацию (новые поля, отсутствовавшие в исходных реестрах) и в дальнейшем оперативно пополнять и корректировать. Работа сия не сложная, грамотному специалисту на 2-3 месяца максимум, но зато какая прозрачность/открытость слуг народа перед этим самым народом.
Открытый кабинет чиновника
Суть идеи - законодательно обязать всех чиновников верхнего и среднего эшелона власти (от глав республики и правительства, их администрации, руководителей министерств и ведомств, городских и районных администраций, вузов и прочих крупных госучреждений до руководителей подразделений, распоряжающихся бюджетными средствами не менее некоего определенного размера) и руководство Народного собрания оперативно (непосредственно после принятия решения или передачи распоряжений по его реализации) отражать все (без исключений) принимаемые ими решения в сети интернет в т.н. "Открытом кабинете" (далее ОК).
Формат отражения принятого решения (поля для обязательного заполнения) : а) суть проблемы, б) все рассмотренные, а также иные возможные, варианты решений, в) каковы использованные экспертные заключения и оценки, если таковые были, и их авторство, г) принятое, в итоге, решение, д) обоснование этого решения (в чем его преимущества и возможные риски), е) перечень всех бенефициаров/ выгодоприобретателей этого решения. Все это должно быть изложено языком, понятным неспециалисту, без бюрократизмов и спец.терминологии.
До создания специального интернет-сервиса рекомендуется перечисленным чиновникам тренироваться на их индивидуальных страничках в соцсетях с приведением ссылок на них на соотв. административных сайтах). Игнорирование или неоднократная просрочка публикаций должны приводить к должностным взысканиям. Закон должен предусмотреть механизм судебного преследования любого игнорирующего этот закон чиновника и опротестование решений, не опубликованных в его ОК. Тем самым будет реализован хоть какой-то присмотр за “слугами народа” этим самым народом. Отсутствие чего-либо подобного на федеральном уровне не может служить депутатам основанием для непринятия такого закона, достаточно 5-й статьи Конституции об источнике власти.
Сервис должен предусматривать возможность оставлять свои замечания и мнения зарегистрированным пользователям, а также экспертам и потенциальным конкурентам, претендентам на должность "хозяина" ОК создавать "параллельные/теневые" ОК, в которых они могли бы в том же формате (те же поля) изложить своё понимание сути "связанной" проблемы и прописанных хозяином вариантов решений и своих дополнительных вариантов, иного, отличного от хозяйского, итогового решения, преимуществ этого решения и, главное, чем это решение предпочтительнее хозяйского (ссылки на ведомые ОК должны автоматически отображаться в ведущем ОК, как и на соотв.запись в Реестре чиновников). Хозяин ОК, в отличие от дублеров, не может вносить изменения в свои записи по истечении суток, а лишь дополнять соотв.решению записи дополнениями и комментариями в спец.полях (дата и время всюду прописываются автоматически). Система ОК должна позволять любому заинтересованному посетителю судить (как минимум, сравнением с информацией в альтернативных ОК его конкурентов) о квалификации и компетенции, соответствии занимаемой должности хозяина ОК, оправданности его зарплаты/доходов и коррупциогенности принимаемых им решений. Но самое важное в этом проекте - возможность гражданам постепенно привыкать к тому, что никаких особо специальных знаний и навыков по большей части не требуется для принятия здравых решений.
Рабочие кабинеты всех чиновников республиканского уровня, начиная с руководителей республики, правительства и народного собрания до руководителей различных ведомств и председателей депутатских комиссий, а также залы/помещения, где они проводят совещания, должны быть оснащены видеокамерами с онлайн трансляцией в интернет и автоматической архивацией прошлых записей с возможностью поиска посетителями интересующих из записей по конкретным чиновникам и дате+времени записи и последующим скачиванием их.
Попытки воспрепятствовать трансляции (отключение камеры, работа вне рабочего кабинета и пр.) должны влечь за собой штрафные санкции, а неоднократное воспрепятствование - служить поводом для заключений о должностном несоответствии. Ссылки на незначительность или секретность рассматриваемых дел или обсуждаемых на проводимых совещаниях вопросов, отсутствие на работе (отпуск, больничный или командировка) хозяина кабинета, дискомфорт от трансляции и прочие подобные доводы не могут быть основанием для отключений трансляции.