Значение системы права для его систематизации и применения
Систематизация юридических норм - это целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению и усовершенствованию нормативного правового материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами (приведение материала в определенную внутренне согласованную систему). Ее результаты - своды, кодексы, сборники нормативных актов.
Если система права как следствие исторического развития - объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация - феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.
Конечно, значение субъективного начала нельзя преувеличивать и здесь. Систематизация, в конечном счете, также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п. Но по форме своего выражения она всегда субъективна.9
Теория различает два основных вида систематизации:
1. Инкорпорацию
2. Кодификацию
Инкорпорацией называется систематизация, при которой нормативные акты без содержательной обработки объединяются в собрания и сборники в определенном порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.), по определенным признакам (отраслевому, по юридической силе и другим). Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна, но без изменения его нормативного содержания. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временное действие или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.
В зависимости от того, кто ее осуществляет, инкорпорация подразделяется на:
· Официальную – издание унифицированных сборников, собраний нормативных актов органами, их принявшими (например, собрания законов, издаваемые парламентами), на них можно официально ссылаться
· Официозную - издание собраний, сборников нормативных актов по поручению правотворческих органов, теми органами, которые на это уполномочены, в этом случае сборники издаются без официально утверждения (обычно осуществляется Министерством юстиции, Национальным центром правовой информации)
· Неофициальную – издание сборников нормативных правовых актов научными и другими учреждениями, организациями, специалистами по их инициативе, составленные группой ученых (в учебных целях), специалистов – практиков и другие (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях), на эти сборники нельзя официально ссылаться, но они имеют важное справочно-информационное значение, способствует доступности нормативного материала, расширяет возможности его использования.
Кодификация - это такая систематизация нормативных актов, которая предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов, представляющих собой систематизированное изложение правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.
В результате создается нормативный правовой акт, обладающий сводным характером.
Кодификация подразделяется на:
· всеобщую (например, свод законов того или иного государства)
· отраслевую – систематизируется законодательство одной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы)
· специальную – упорядочивается определенный вид правовых норм, охватывающий ряд правовых институтов какой-либо отрасли права (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях и т.д.).
Существует еще такие виды систематизации, как консолидация – объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Она носит только официальный характер
(например: Указ Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях», объединяет 48 ранее принятых, действовавших актов по этому вопросу) и свод законов – сочетание всех предыдущих форм систематизации.
В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве.
Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.
Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона.
Невозможно охватить нормами права все случаи, которые возникают в жизни.
Если установлено, что случай требует разрешения с помощью юридических средств, то отсутствие необходимой нормы, не является основанием для отказа в рассмотрении этого дела.
В таких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.
1. Аналогия закона – это разрешение конкретного юридического дела на основании норм, рассчитанных не на данный случай, а регулирующих наиболее близкие, родственные, аналогичные отношения.
Аналогия может применяться лишь как исключение,а не как правило; ее применение ограничивается узкими рамками и производится лишь как средство восполнения неизбежных пробелов в законе, который всех случаев жизни вообще предусмотреть заранее никогда не может.
Наряду с аналогией закона в юридической литературе обычно указывается аналогия права.
2. Аналогия права – это рассмотрение дела на основе общих начал и смысла законодательства, допустима, когда отсутствуют не только нормы, регулирующие данные отношения, но и нормы, рассчитанные на сходные отношения.
Этот прием применения права возможен в самых исключительных случаях, так как развернутое и стабильное законодательство регулирует общественные отношения достаточно полно и устанавливает правовые нормы, дающие суду возможность решить на основе закона любой спор о праве гражданском.
Известна и такая форма восполнения пробелов, как субсидиарное применение аналогии – заключается в использовании норм права одной отрасли для разрешения дел, возникающих в другой отрасли права.
Например, известны случаи когда при рассмотрении брачно-семейных отношений, применялись по аналогии гражданско-правовые нормы.
Применение аналогии имеет ограниченную сферу применения гражданским судопроизводством, в целях обеспечения охраны гражданских прав и интересов граждан.
В настоящее время применение аналогии в уголовном и административном праве запрещено.
Таким образом, система права имеет большое значение при систематизации юридических норм т. к. результатом этого является своды, кодексы, сборники нормативных актов. В случае выявления в правоприменительной практике пробела в законодательстве, применяются аналогия закона и аналогия права.