Понятие и сущность системы права
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Юридический факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Курсовая работа
Система права
Выполнила:
студентка 1 курса
специальности «Правоведение»
Климович Л.Г.
Научный руководитель:
Цюга С.А.
г. Брест 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................... 3
1. Понятие и сущность системы права......................................... 5
1.1 Соотношение системы права и правовой системы................................... 9
1.2 Соотношение системы права и системы законодательства.................... 11
2. Структурные элементы системы права................................. 13
2.1. Система права современного общества................................................. 23
3. Значение системы права для его систематизации и применения........................................................................................................................... 25
4. Особенности Системы права Республики Беларусь, её структура........................................................................................................................... 30
Заключение................................................................................................. 36
Список использованных источников......................................... 39
Введение
Актуальность темы. Система права – это весьма сложный многоуровневый комплекс, который включает не менее сложные структурные элементы: нормы права, институты, отрасли.
Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически-юридическую регулятивную систему, или обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория "система права".
Следовательно, вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития. Другими словами, исследовать систему права, значит выявить ее структурную организацию, указать принципы строения и развития.
Поэтому формирование системы права представляет не только сугубо научный, но и практический интерес. Ведь от того, как будет работать правовой механизм, насколько нормы права будут соответствовать действительности, зависит нормальная жизнь общества и государства, а, следовательно, изучение системности права и законодательства приобретает практическое значение.
Объект исследования – система права.
Предмет исследования - общественные отношения, связанные с рассмотрением системы права.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия системы права и рассмотреть ее структуру и принципы построения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия "система права";
2. Изучить принципы построения системы права, ее структурные элементы и их взаимосвязь;
3. Рассмотреть соотношение понятия «система права» с понятиями «система законодательства» и «правовая система»
4. Рассмотреть систематизацию юридических норм
5. Изучить особенности системы белорусского права;
На мой взгляд, понятие «система права» появилось тогда когда общество пришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право по специфике области регулирования общественных отношений. Таким образом, появляются отрасли права, а следовательно и кодексы как законодательство этой отрасли. Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования. Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве. Реализация права обычно происходит добровольно, но если граждане начинают его нарушать, за этим следует юридическая ответственность.
Методологическую основу в написании данной курсовой работы составляют следующие общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, системный подход, исторический метод – а также такие частноправовые методы исследования, как: формально-юридический и сравнительно-правовой метод.
Теоретической основой данной работы являются: законодательные акты и акты законодательства Республики Беларусь, научные статьи ученых, юристов и иное.
Заключение
На основании вышеизложенного материала в курсовой работе можно сделать вывод о следующем: люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений. На мой взгляд, понятие "система права" появилось тогда когда общество пришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право по специфике области регулирования общественных отношений. Таким образом, появляются отрасли права, а следовательно и кодексы как законодательство этой отрасли.
Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.
Она обладает своими чертами:
· ее первичным элементом выступают нормы права;
· ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;
· она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;
· имеет объективный характер.
Система права включает в себя публичное право – сфера общих государственных интересов и частное право – сфера частных индивидуальных интересов.
Отрасли права могут быть подразделены на три основных звена: базовые, специальные и комплексные. Для деления норм права на отрасли используют 2 критерия: предмет и метод правового регулирования. Простыми словами, предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, а метод - как регулирует.
Система права и система законодательства выражают один и тот же феномен - право, но с разных сторон - внутренней и внешней, отсюда их взаимообусловленности и общее социальное назначение.
Система права имеет большое значение при систематизации юридических норм т. к. результатом этого является своды, кодексы, сборники нормативных актов. В случае выявления в правоприменительной практике пробела в законодательстве, применяются аналогия закона (применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения) и аналогия права (применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения).
В своем развитии система права должна объективно формироваться на основе общих закономерностей общественной жизни. Образующие ее нормы права должны объективно отражать потребности общественной жизни, определяя права и обязанности граждан государства. В противном случае норма права становится искусственным, чужеродным элементом в системе права. По сути дела они тормозят развитие общественных отношений, делая это различными путями. Выражаясь посредством нормативно-правовых актов: многие нормы права являются «мертвыми» нормами, которые в силу объективных причин просто не могут выполняться. Другие нормативно-правовые акты зачастую составлены неграмотно и противоречат друг другу. Третьи просто устарели на сегодняшний день.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, систему права не строят, не конструируют по заранее намеченному плану, а открывают подобно тому, как естествознание открывает законы природы.
Во-вторых, система права полностью соответствует структуре общества, т.е. той системе общественных отношений, которые закрепляются и регулируются правом.
В-третьих, система права постоянно меняется вместе с развитием общества.
В-четвертых, предмет правового регулирования и метод системы права образуют единое целое.
В-пятых, одна из главных особенностей системы права состоит в том, что входящие в ее состав отрасли, с одной стороны взаимосвязаны, но, с другой - они не дублируют, а, наоборот, взаимно исключают друг друга. Так как одна и та же норма не может одновременно регулировать два разных вида общественных отношений.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Юридический факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Курсовая работа
Система права
Выполнила:
студентка 1 курса
специальности «Правоведение»
Климович Л.Г.
Научный руководитель:
Цюга С.А.
г. Брест 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................... 3
1. Понятие и сущность системы права......................................... 5
1.1 Соотношение системы права и правовой системы................................... 9
1.2 Соотношение системы права и системы законодательства.................... 11
2. Структурные элементы системы права................................. 13
2.1. Система права современного общества................................................. 23
3. Значение системы права для его систематизации и применения........................................................................................................................... 25
4. Особенности Системы права Республики Беларусь, её структура........................................................................................................................... 30
Заключение................................................................................................. 36
Список использованных источников......................................... 39
Введение
Актуальность темы. Система права – это весьма сложный многоуровневый комплекс, который включает не менее сложные структурные элементы: нормы права, институты, отрасли.
Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически-юридическую регулятивную систему, или обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория "система права".
Следовательно, вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития. Другими словами, исследовать систему права, значит выявить ее структурную организацию, указать принципы строения и развития.
Поэтому формирование системы права представляет не только сугубо научный, но и практический интерес. Ведь от того, как будет работать правовой механизм, насколько нормы права будут соответствовать действительности, зависит нормальная жизнь общества и государства, а, следовательно, изучение системности права и законодательства приобретает практическое значение.
Объект исследования – система права.
Предмет исследования - общественные отношения, связанные с рассмотрением системы права.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия системы права и рассмотреть ее структуру и принципы построения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия "система права";
2. Изучить принципы построения системы права, ее структурные элементы и их взаимосвязь;
3. Рассмотреть соотношение понятия «система права» с понятиями «система законодательства» и «правовая система»
4. Рассмотреть систематизацию юридических норм
5. Изучить особенности системы белорусского права;
На мой взгляд, понятие «система права» появилось тогда когда общество пришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право по специфике области регулирования общественных отношений. Таким образом, появляются отрасли права, а следовательно и кодексы как законодательство этой отрасли. Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования. Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве. Реализация права обычно происходит добровольно, но если граждане начинают его нарушать, за этим следует юридическая ответственность.
Методологическую основу в написании данной курсовой работы составляют следующие общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, системный подход, исторический метод – а также такие частноправовые методы исследования, как: формально-юридический и сравнительно-правовой метод.
Теоретической основой данной работы являются: законодательные акты и акты законодательства Республики Беларусь, научные статьи ученых, юристов и иное.
Понятие и сущность системы права
Начнем с того, что термин "система" является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний.
Вообще, система – это единство, связанных друг с другом предметов, состоящее из частей, упорядоченных по определенным законам и принципам.
Система права не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена системой общественных отношений и складывается в процессе развития.
Система права – объективно обусловленная характером общественных отношений, внутренняя организация (структура) национального права, которая заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями (подотраслями) и институтами права.
Система права выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране и опосредуемые им общественные отношения и часто раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов. Подобный взгляд хорошо вписывался в общую теорию научного коммунизма, которая объявлялась концепцией планомерного движения общества к своему коммунистическому будущему.
Рационально строится здание светлого будущего, рационально строится и система права. Не в меньшей мере это мнение соответствовало и пониманию права как функции государства. Если государство творит право, то оно творит и его систему, то есть сознательно создает его в виде системы.
Поскольку подобная трактовка права характерна отнюдь не только для советской науки, убежденность в рациональной природе системы права проникла и в мировую юридическую мысль.
Наше правопонимание исключает характеристику системы права как искусственной конструкции и результата построения государством логически стройной структуры. Если право - продукт естественно-исторического развития, то и объективно присущая ему системность - того же самого происхождения. Оно изначально структурировано, упорядочено, и рассматривать его структуру (системность) в отрыве от него самого, можно только условно, понимая, что речь идет лишь об искусственном препарировании для частных познавательных целей. После их достижения придется снова вернуться к рассмотрению системности как стороны, момента самого права. Ведь изучать право - значит изучать его систему, а изучать его систему - значит изучать право с одной из его существенных сторон. Поэтому любой тип права обладает таким свойством, как системность. Системность указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием.
В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы. Среди субъективных факторов можно выделить стремление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась не только монолитностью и органическим единством, но и элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.
Система права обладает следующими признаками:
· Объективный характер, т.е. отражает реально существующую систему общественных отношений;
· Целостность, т.е. согласованность, непротиворечивость и взаимодействие всех норм права;
· Дифференцированность, т.е. подразделяется на относительно самостоятельные части – отрасли, подотрасли, институты права;
· Наличие связей между элементами системы права;
· Устойчивость и динамизм.
Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организация общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.
Тем не менее в жизни цивилизованного общества имеется определенная градация между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае — о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обладает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а не по праву какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному индивиду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству.
Мировая юридическая наука считает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимости от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права, — это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненная, — это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются. [4, с. 290]
Интересны в этом отношении суждения Г. Ф. Шершеневича, он считал, что обеспечение интересов отдельных лиц при помощи права достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредственно, во втором — косвенно. В этом плане для частника главным является не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его собственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной общественной организации следует противопоставлять не институт права собственности, а права собственников.
Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые призваны обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие). К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права.
Реальным содержанием системы права выступают правовые нормы, объединяющиеся в правовые институты и отрасли права. Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь, придает им определенное структурное единство.
Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование – институты права, а те, в свою очередь, – в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.
1.1 Соотношение системы права и правовой системы
В теории государства и права акцентируется внимание на том, что следует различать понятия "система права" и "правовая система".
Система права - это обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм, и одновременно их разделение на соответствующие отрасли и институты. Система права - это его сугубо внутреннее строение, выступающее составным компонентом правовой системы.
Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.
По этому, системы права следует отличать от правовых систем. Это понятие используется в теории права как раз для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия системы права разных государств, разных народов.
В основу кладутся такие критерии, как соотношение и использование источников права, роль суда в создании прецедентов, а более крупно – в правотворческом процессе, происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики. По существу эти критерии и обозначают те системообразующие факторы, которые формируют правовые системы.
И хотя выделение правовых систем имеет преимущественно историческое значение, однако их знание позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.
Традиционно в теории права выделяют германо-романскую (иначе – континентальную) и англосаксонскую правовые системы, поскольку в первой основную роль играет статутное право, законы, а судьи, но образному выражению, это всего лишь говорящие уста закона. В англосаксонской правовой системе как утверждается в теории, основная роль длительное время принадлежала прецедентному праву. Но следует учитывать, что в последнее время происходит своеобразное сближение этих правовых систем: в германо-романской усиливаются прецедентные начала, а в англосаксонской – роль закона.
Кроме этих двух систем, известный французский ученый Р. Давид выделяет мусульманскую правовую систему, социалистическую правовую систему, некоторые другие системы, называя их правовыми семьями.
В мусульманской правовой системе религиозные нормы определяют брачно-семейные отношения, в частности, развод, запрет ростовщичества, налог на поддержание религии и многие другие социальные правила поведения. Среди них – поистине священное отношение к чужой собственности, особенно к земле. Почему и не были приняты в этих странах революционные попытки земельных реформ, на что так надеялись в некоторых странах революционеры, начинавшие по западной модели в XX веке народно-демократические революции (Афганистан, Йемен и др.).
1.2 Соотношение системы права и системы законодательства
В данном параграфе работы мы остановимся на основных вопросах связи системы права и системы законодательства. Вопрос о связи двух систем является актуальным, поскольку "правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления".
В теории права соотношение категорий "система права" и "система законодательства" понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности таких категорий как "право" и "законодательство". Специфика права выражается в том, сто это особое, обладающие объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.
Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты.
Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право носит более естественный характер. Таким образом основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов.
Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Но между ними имеются различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.
Система права несколько шире системы законодательства, у нее значительно больше источников — она находит свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании.
Систему права характеризует однородность, поскольку каждая отрасль обладает предметом правового регулирования. Отрасли законодательства не обладают подобного рода объединяющим началом.
Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов, а система законодательства — из нормативных правовых актов, поэтому и первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства — статья нормативного акта.
Среди отраслей законодательства можно выделить:
· во-первых, одноименные с отраслями права (уголовное, гражданское, семейное);
· во-вторых, комплексные отрасли, состоящие из комбинации норм различных отраслей права; гражданского, уголовного, конституционного и др. (хозяйственное, аграрное законодательство, законодательство об охране здоровья, об образовании, науке и т.д.);
· в-третьих, отрасли, связанные с определенными сферами государственного управления (законодательство о водном транспорте, о таможенной деятельности и т.д.).
По этой причине количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права.
Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливает создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.