Может ли гражданин обжаловать такой ответ администрации?
Какое может быть принято решение по жалобе гражданина?
Решение
Закон Лен. обл. 2008 г. О предоставлении льготным категориям граждан. Предоставляется в собственность и бесплатно. Можно ему помочь как-то иначе, не исключая предоставления ЗУ. Потом еще Указ президента об обеспечении ветеранов ВОВ. Если он живет на терр. лен. обл., он может претендовать на бесплатное предоставление ЗУ, если на терр. СПб – наш законодатель такого не разработал. Возможно, предоставить жилплощадь.
Согласно ст. 17 ФЗ «О соц. защите инвалидов», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901
"О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В указанном Постановлении определяется, что одним из оснований для признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, данный гражданин должен быть признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.е. быть принятым на учет.
Для строительства нового цеха ОАО «Марс» возникла необходимость в приобретении незастроенного земельного участка, расположенного рядом с территорией ОАО.
Какой орган управления вправе принять решение о выделении земельного участка под строительство в муниципальном образовании по действующему земельному законодательству?
Каким образом решается данный вопрос до разграничения государственной собственности на землю?
Решение
ЗК РФ, Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Гражданин Китая приобрел в собственность объекты недвижимости на территории одного из субъектов РФ, заключив договор аренды земельного участка под ними, для целей сельскохозяйственного производства. По истечении срока аренды земли он обратился в соответствующий исполнительный орган государственной власти в данном субъекте РФ, обладающий правом предоставления земельных участков, с просьбой о приобретении указанного земельного участка в частную собственность. Ему было отказано на том основании, что по закону данного субъекта РФ приватизация любых земельных участков иностранными гражданами запрещена.
Оценить ситуацию.
Решение
Отказ в приватизации земельного участка был неправомерен.
Российское законодательство предусматривает для иностранных граждан национальный режим: они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами.
В соответствии с Земельным кодексом иностранные лица вправе приобретать земельные участки в собственность и аренду. Согласно ст. 5 права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном ст. 35, п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22 Земельного кодекса.
Указанные лица - собственники зданий, строений, сооружений также имеют право на приобретение находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков в собственность в порядке, установленном ст. 36, и в соответствии с п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15 Земельного кодекса.
Таким образом, Кодекс предусматривает возможность приватизации иностранными гражданами земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Между тем в соответствии с международными договорами РФ это право не распространяется на граждан Киргизской Республики, Казахстана, которые на момент вступления в силу договора использовали право на участие в приватизации государственной собственности РФ или своего государства.
ФЗ об обороте сель.хоз земель ст.3 установил запрет на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%. Указанные лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Однако действие ФЗ об обороте сель.хоз земель не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Поэтому собственниками таких земельных участков иностранцы быть могут.
Житель г. Краснодара Ларин и проживающая в г. Москве Медикова заключили договор купли-продажи земельного участка и жилого дома, находящихся в Краснодарском крае. Однако в регистрации перехода права собственности Медиковой было отказано на основании ч. 1 ст.36 Закона Краснодарского края «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае», устанавливающем запрет на совершение сделок с земельными участками на территории Краснодарского края, если стороной договора является гражданин, не имеющий регистрации в Краснодарском крае.