Решение о привлечении к ответственности ОАО «Вектор» было обжаловано в арбитражный суд, затем, после прекращения производства по делу за неподведомственностью, в суд общей юрисдикции.
Января 2011 г. Инспектором по надзору за соблюдением законодательства составлен протокол о нарушении законодательства ОАО «Вектор». Нарушение согласно протоколу связано с самовольным занятием ОАО «Вектор» земельного участка площадью 1200 кв.м, принадлежащего железнодорожной станции Московская.
Февраля 2011 г., на основании протокола о нарушении земельного законодательства, ОАО «Вектор» признано виновным в нарушении земельного законодательства, выразившемся в самовольном занятии земельного участка. Самовольным занятием земельного участка признана установка ОАО 2011 г. забора на земельном участке.
Решение о привлечении к ответственности ОАО «Вектор» было обжаловано в арбитражный суд, затем, после прекращения производства по делу за неподведомственностью, в суд общей юрисдикции.
Ответьте на следующие вопросы:
Какие виды существуют органы государственного контроля и надзора за использованием и охраной земель? Какова их компетенция?
Правомерно ли привлечение АО «Вектор» к ответственности? Определите признаки самовольного занятия земельного участка?
Решите дело.
Решение
1. ЗК РФ, Статья 71. Государственный земельный надзор.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
Органы, осуществляющие государственный земельный контроль (Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре"):
1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
2. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право:
1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;
2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
3) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;
4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;
7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;
8) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;
9) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;
10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
2. Признаки самовольного занятия земельного участка – это нарушение условий договора, незаконное расширение границ. Противоправное деяние может выражаться:
в нелегальном складировании, временном или постоянном;
самовольной застройке сектора;
использовании участка без согласия арендатора для сельскохозяйственных целей; иных действиях.
Гражданин Иванов, имея на праве постоянного пользования земельный участок, предоставленный ему для дачного хозяйства в 1982 г., обратился в местную администрацию с заявлением о перерегистрации земельного участка на праве собственности. Решением местной администрации ему было отказано в перерегистрации земельного участка на праве собственности и предложено заключить договор долгосрочной аренды этого земельного участка. Гражданин Иванов обжаловал решение местной администрации в суд.
Решите дело.
Решение
Да, жалоба гражданина Петрова подлежит удовлетворению, так как в соответствии с подпунктом 9.1 статьи 7 N93-ФЗ от 30.06.2006; если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Главой Администрации Омского района Омской области на основании положительного заключения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству принято постановление об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения СНТ «Березка» на земельном участке площадью 10,5 га (в т.ч. – 2,5 га пашни, пастбищ – 4,0 га, под постройками – 4 га) вблизи п. Пятилетка Омского района на земли промышленности.
Решение
1. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Статья 6. Перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом.
2. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению.
Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
На общем собрании садоводческого товарищества «Ромашка» рассматривался вопрос о возможности привлечения к ответственности члена товарищества Дмитриева, который не использовал свой участок, в результате чего участок зарос сорняками, в том числе карантинными растениями, распространившимися на соседние участки. Дмитриев заявил, что он использует свой земельный участок для отдыха, т.к., являясь собственником участка, вправе использовать его по своему усмотрению.
Решение
Согласно ст. 1 ФЗ О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (далее - ФЗ), садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений, и сооружений);
По ст. 19 ФЗ, член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:
3) самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;
Согласно той же статье они обязаны:
1) нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;
3) использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту;
4) не нарушать права членов такого объединения;
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
Января 2010 г. г-н Иванов обратился в одно из территориальных подразделений Росреестра с заявлением об уточнении кадастровых характеристик земельного участка, который предполагается взять в долгосрочную аренду на основании инвестиционного контракта. Ему было отказано в получении данной информации со ссылкой на ограниченность доступа к сведениям государственного кадастра недвижимости.
Решите дело.
Решение
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017)
Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
1. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
5. "Порядок" предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
ОАО «СК – 6» по результатам аукциона был предоставлен земельный участок для строительства административно-торгового комплекса на условиях аренды, на период строительства. Арендатор по договору субаренды передал часть земельного участка в пользование ООО «Старт» под размещение временного склада для хранения товара. Уполномоченный орган обратился в суд с требованием о расторжении договора аренды и изъятии земельного участка в виду его нецелевого использования.
Решение
ГК РФ Статья 615. Пользование арендованным имуществом
Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим "Кодексом", другим "законом" или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г.N540
"Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"
Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)
Размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5-4.9;
размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра
ГК РФ Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации
Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований "законодательства" Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.
Гражданину Романову в 1995 г. был предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 900 кв. м на праве пожизненного наследуемого владения. На земельном участке он построил кирпичный жилой дом, кирпичный гараж, деревянный летний домик. Свой земельный участок он огородил дощатым забором. Летний домик находился на границе земельного участка, и имел оборудованный выход на улицу. Романов выделил из своего участка часть огорода площадью 400 кв. м и сдавал домик с огородом в аренду на летний период по договору.
Решение
ГК РФ Статья 267. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении.
Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.
ГК РФ Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения
1. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.
2. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.
В соответствии с подпунктом 9.1 статьи 7 N93-ФЗ от 30.06.2006; если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Семенов, собственник земельного участка, предоставленного ему под индивидуальное жилищное строительство, в течение 3-х лет не имел возможности начать строительство жилого дома в связи с тем, что через его земельный участок проходила высоковольтная электрическая линия. В связи с этим Семенов обратился с иском в суд к администрации муниципального образования с требованием прекратить «незаконный транзит электричества через земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности».
Подлежат ли удовлетворению исковые требования Семенова?
Решение
ЗК РФ, Статья 56. Ограничение прав на землю
1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим "Кодексом", федеральными "законами".
2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными "законами".
3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 257-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
Статья 57. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:
1) утратил силу с 1 апреля 2015 года. - Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ;
(см. текст в предыдущей "редакции")
2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
3) временным занятием земельных участков;
4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ)
Важно понимать — когда были установлены ограничения — до или после того, как земельный участок перешёл в вашу собственность. Это важно при рассмотрении спора. Так в опрос о возмещении убытков по данному основанию становиться предметом судебного разбирательства. Обратим внимание на следующее решение (судебная практика) – Апелляционное определение Пермского краевого суда от 20.04.2015 по делу N 33-3887. Заявленное собственником требование: О взыскании убытков. Обстоятельства: Истец утверждает, что из-за нахождения на принадлежащем ему земельном участке опор линии электропередач и наложенного вследствие этого обременения уменьшилась рыночная стоимость данного земельного участка. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент приобретения земельного участка линия электропередач была возведена, принятие же органом государственной власти решения об установлении охранной зоны не свидетельствует о причинении истцу убытков, обогащении ответчика за счет истца и нарушении прав и интересов последнего.
Гражданин Смирнов обратился с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Гражданин полагал, что он как инвалид Великой Отечественной воины имеет право на бесплатное предоставление земельного участка и является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как проживает вместе с женой и семьей сына, состоящей из четырех человек, в комнате в коммунальной квартире. Администрация в письме сообщила, что в настоящее время свободных участков для индивидуального жилищного строительства нет. Однако после утверждения проекта детальной планировки района в следующем году, когда будут выделены участки для индивидуального жилищного строительства, его заявление будет рассмотрено и он сможет участвовать в торгах по приобретению земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Правомерны ли требования гражданина Смирнова?
Решение
Закон Лен. обл. 2008 г. О предоставлении льготным категориям граждан. Предоставляется в собственность и бесплатно. Можно ему помочь как-то иначе, не исключая предоставления ЗУ. Потом еще Указ президента об обеспечении ветеранов ВОВ. Если он живет на терр. лен. обл., он может претендовать на бесплатное предоставление ЗУ, если на терр. СПб – наш законодатель такого не разработал. Возможно, предоставить жилплощадь.
Согласно ст. 17 ФЗ «О соц. защите инвалидов», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901
"О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В указанном Постановлении определяется, что одним из оснований для признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, данный гражданин должен быть признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.е. быть принятым на учет.
Решение
ЗК РФ, Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Гражданин Китая приобрел в собственность объекты недвижимости на территории одного из субъектов РФ, заключив договор аренды земельного участка под ними, для целей сельскохозяйственного производства. По истечении срока аренды земли он обратился в соответствующий исполнительный орган государственной власти в данном субъекте РФ, обладающий правом предоставления земельных участков, с просьбой о приобретении указанного земельного участка в частную собственность. Ему было отказано на том основании, что по закону данного субъекта РФ приватизация любых земельных участков иностранными гражданами запрещена.
Оценить ситуацию.
Решение
Отказ в приватизации земельного участка был неправомерен.
Российское законодательство предусматривает для иностранных граждан национальный режим: они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами.
В соответствии с Земельным кодексом иностранные лица вправе приобретать земельные участки в собственность и аренду. Согласно ст. 5 права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном ст. 35, п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22 Земельного кодекса.
Указанные лица - собственники зданий, строений, сооружений также имеют право на приобретение находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков в собственность в порядке, установленном ст. 36, и в соответствии с п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15 Земельного кодекса.
Таким образом, Кодекс предусматривает возможность приватизации иностранными гражданами земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Между тем в соответствии с международными договорами РФ это право не распространяется на граждан Киргизской Республики, Казахстана, которые на момент вступления в силу договора использовали право на участие в приватизации государственной собственности РФ или своего государства.
ФЗ об обороте сель.хоз земель ст.3 установил запрет на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%. Указанные лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Однако действие ФЗ об обороте сель.хоз земель не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Поэтому собственниками таких земельных участков иностранцы быть могут.
Житель г. Краснодара Ларин и проживающая в г. Москве Медикова заключили договор купли-продажи земельного участка и жилого дома, находящихся в Краснодарском крае. Однако в регистрации перехода права собственности Медиковой было отказано на основании ч. 1 ст.36 Закона Краснодарского края «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае», устанавливающем запрет на совершение сделок с земельными участками на территории Краснодарского края, если стороной договора является гражданин, не имеющий регистрации в Краснодарском крае.
Решение
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
3 февраля 2000 г
N 41-О
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации
каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации,
имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и
жительства. Из статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации
следует, что регулирование данного права находится в ведении
Российской Федерации. Законом Российской Федерации от 25 июня 1993
года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
введена регистрация граждан Российской Федерации, которая в ее
конституционно-правовом смысле является лишь предусмотренным
федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской
Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт
нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. При этом сам
по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождают для
гражданина каких-либо прав и обязанностей, не могут служить основанием
ограничения или условием реализации прав и свобод граждан,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В государственной регистрации прав отказывается, если:
– право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации;
– с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
– документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
– акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
– лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
– лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
– правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
– правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества;
– не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав;
– имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
(ст.20 Федерального закона «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»)
В 2009 году семья Крыловых получила в собственность земельные участки для строительства дачного комплекса. В том же 2009 году они начали подготовку территории, строительные работы, устройство подъездной дороги. На все эти работы было потрачено 145 тыс. рублей.
В феврале 2010 г., согласно постановлению Администрации Новгородского района, земельные участки были изъяты и предоставлены РОАО «Высокоскоростные магистрали» для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург- Москва. Глава семьи обратился с жалобой в администрацию, после чего РОАО «ВСМ» обязалось возместить ущерб полностью.
Однако, не дождавшись возмещения ущерба, семья Крыловых в конце 2011 г. обратилась в Новгородский районный суд с иском о взыскании убытков, связанных с изъятием земельных участков. В суде ответчик иск не признал, сославшись на то, что договор, предложенный семье Крыловых, не состоялся по вине самих Крыловых, а потому не была определена и сумма компенсации, в постановлении Администрации не указаны сроки возмещения убытков. Кроме того, по утверждению ответчика истец пропустил срок исковой давности.
Решите дело.
Решение
В соответствии п.1 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка у собственника не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Выкуп земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: «…… размещением объектов государственного значения при отсутствии вариантов возможного размещения этих объектов….». В данном случае земельные участки изымаются для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали федерального значения.
Изъятие земельного участка для государственных нужд осуществляется только путем выкупа. Обязательность выкупа (оплаты земельного участка) следует из ст. 35 Конституции РФ, определяющей права собственника имущества: ч.3. «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».
Таким образом, применительно к нашему делу, администрация Новгородского района, прежде чем изымать земельные участки, должна была предоставить равноценную плату за эти участки. Данное условие соблюдено не было, поэтому администрация нарушила закон и обязалась лишь полностью возместить убытки.
В данном случае был нарушен и порядок изъятия земельных участков. В первую очередь, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, муниципальным органами. Поэтому, так как земельные участки необходимы для строительства высокоскоростной магистрали федерального значения, то изъятие земельных участков у семьи Крыловых должно быть произведено Российской Федерацией в лице полномочных органов исполнительной власти. При этом семья Крыловых как собственники земельных участков должны быть письменно уведомлены о принятом решении не позднее, чем за год до предстоящего изъятия. Выкуп по истечении года допускается только согласия собственника.
ООО «П» приобретено у ОАО «С» по договору купли-продажи помещение в административном здании. У ОАО «С» как продавца помещения по договору купли-продажи документы о правах на земельный участок под зданием оформлены не были. Для получения разрешения на реконструкцию помещения орган градостроительства и архитектуры потребовал от ООО «П» предост