Тест коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)
Инструкция: «Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Ниже приводятся суждения, воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам:
0 баллов - совсем неверно,
1 - верно в некоторой степени,
2 - верно в значительной степени,
3 - верно в высшей степени.
Закончив оценку суждений, подсчитайте сумму баллов, но будьте искренни».
1. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей. | |||
Баллы | |||
1 Медлительные люди обычно действуют мне на нервы. | |||
2 Меня раздражают суетливые, непоседливые люди. | |||
3 Шумные детские игры переношу с трудом. | |||
4 Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно. | |||
5 Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня | |||
Всего: | |||
2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя. | |||
1 Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник. | |||
2 Меня раздражают любители поговорить. | |||
3 Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу. | |||
4 Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры. | |||
5 Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня. | |||
Всего: | |||
3. Вы категоричны или консервативны в оценках людей. | |||
1 Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды). | |||
2 Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством. 3 Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне. | |||
4 Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу. | |||
5 Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем. | |||
Всего: | |||
4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров. | |||
1 Считаю, что на грубость надо отвечать тем же. | |||
2 Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен. | |||
3 Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем. | |||
4 Мне неприятны самоуверенные люди. | |||
5 Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте. | |||
Всего: | |||
5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера. | |||
1 Я имею привычку поучать окружающих. | |||
2 Невоспитанные люди возмущают меня. | |||
3 Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо. | |||
4 Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания. | |||
5 Я люблю командовать близкими. | |||
Всего: | |||
6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным. | |||
1 Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах. | |||
2 Жить в номере гостиницы с посторонним человеком - для меня просто пытка. | |||
3 Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня. | |||
4 Я проявляю нетерпение, когда мне возражают. | |||
| |||
Всего: | |||
7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности. | |||
1 Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам. | |||
2 Меня часто упрекают в ворчливости. | |||
3 Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю. | |||
4 Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки. | |||
5 Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него тем не менее обижусь. | |||
Всего: | |||
8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер. | |||
1 Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку. | |||
2 Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях. | |||
3 Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь. | |||
4 Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг). | |||
5 Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей. | |||
Всего: | |||
9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других. | |||
1 Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам. | |||
2 Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер. | |||
3 Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе. | |||
4 Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми. | |||
5 Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав. | |||
Всего: | |||
Обработка результатов.
Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем девяти признакам, и сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов – 135, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим.
Обратите внимание на то, по каким из девяти предложенных выше поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки - здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений. Разумеется, полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимоотношениям с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнеe.
Список литературы
Основная
1.Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. НОРМА, 2008. – 210 с.
2. Каландаришвили З.Н. Деформация правовой культуры современной российской молодежи. - Издательство: Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2010. - 200 с.
3. Кожевников С.Н. Общая теория права: Курс лекций. – Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2010. – 261 с.
4. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. (утверждены Президентом РФ 4 мая 2011 г.).
Дополнительная
1. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. – М.: Наука, 1988. – 145с.
2. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. – Доступно: http://www.magister.msk.ru/library/philos/ilyin/ilyin06.htm
3. Бондарев А.С. Структура общей части правовой культуры субъектов права // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2010, № 3 (72). - С. 7-14.
4. Коптяев А. Проблемы правосознания молодежи в современной России // Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. - СПб.: Институт бизнеса и права. - 2009. – С. 25-28.
5. Кубякин Е.О. Формирование установок толерантности в молодежной среде как элемент системы противодействия экстремизму // Общество и право, 2010. - № 3. – С. 288-291.
6. Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А.Практикум Перечень методик, рекомендованных для проведения диагностического мониторинга Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) // http://obrazovanie-medgora.edusite.ru/DswMedia/yekspress.doc
7. Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. 2010. - № 7. – С. 9-12.
8. Горбатова М.К., Домнина А.В. Профессиональное правосознание как элемент правовой культуры общества // Российская юстиция. 2010. N 5. С. 9 - 11.
9. Лукьяненко, А. В. Правовое воспитание учащейся молодежи / Под. Ред. М.В. Лукьяненко, В.В. Мамонов. – Алма-Ата: Мектеп,1984. – 142 с.
10. Татаринцева, Е. В. Правовое воспитание: методология и методика. М.: Высшая школа, 1990. – 174 с.
11. Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений / Под. ред. профессора А. В. Мицкевича. – М.: Юрид. лит. – 1985. – 240 с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.garant.ru/ СПС «Гарант»
2. http://www.consultant.ru/ СПС «Консультант Плюс»
3. http://www.alleng.ru Общероссийский образовательный портал
4. http://law.edu.ru Юридическая Россия. Федеральный правовой портал
5. http://www.jurisprudence-media.ru Журнал «Правоведение»
6. http://www.igpran.ru сайт Института государства и права Российской академии наук
7. http://pressa-lex.ru «Законность» Ежемесячный правовой научно-практический журнал
8. http://pravo.gov.ru/ Официальный интернет-портал правовой информации
Глоссарий
Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть. Наиболее ярко это формулируется в ставшем афористичным выражении, принадлежащем Людовику XIV: «Государство – это я».
Автократия – неограниченное властвование одного лица по собственному усмотрению.
Авторитаризм – политический режим осуществления власти одним лицом, обосновываемый идеологией либо заслугами, особыми качествами правителя, его харизмой.
Авторитет – влияние суждений, мнений и поступков одних людей на мотивы поведения других, осуществляемое на уважении к ним.
Административный проступок – противоправное деяние с негативными последствиями, нарушающее общеобязательные правила (нормы) ведения определенных государственно и общественно значимых дел.
Администрация (от латинского administration) – управление, руководство, орган, структура, группа людей, осуществляющих руководство.
Аналогия закона – применение в какой-либо конкретной ситуации нормы права, регулирующей сходные общественные отношения. Применяется довольно часто, но это запрещено законом в сфере уголовных и административных правоотношений, когда последние связаны с наказанием.
Аналогия права – решение по конкретному делу, принимаемое исходя из общих принципов права, смысла и целей действующего законодательства (гуманизм, объективность, справедливость).
Аппарат – институт постоянного осуществления функций органов власти государственных и негосударственных структур.
Аристократия – форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.
Аффект (от лат. affektus – душевное волнение, страсть) – «кратковременное, резко выраженное, стремительно развивающееся состояние человека, которое характеризуется сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением контроля за своими действиями». Различаются два вида аффекта:
1. Физиологический (ярость, гнев, страх) хотя и обладает большой силой воздействия на психику, однако не лишает человека возможности сознавать и контролировать свое поведение, быть ответственным за него. При совершении преступления не исключается применение к лицу уголовной ответственности с учетом смягчающих вину обстоятельств.
2. Патологический аффект приводит к глубокому помрачнению сознания и автоматическим, бесцельным или опасным действиям (нападению). По заключению судебно-психиатрической экспертизы лицо, совершившее в таком состоянии общественно опасное деяние, может быть признано невменяемым. В этом случае к нему применяются только принудительные меры медицинского характера.
Бюрократия – специфическая форма социальных организаций в обществе, когда центры исполнительной власти практически независимы от большинства их членов. Это руководящий слой, оторванный от населения и стоящий над ним. Форма осуществления власти (прежде всего государственной) при которой происходит подмена общей воли волей группы обладающих властными полномочиями лиц.
Вето (от лат. veto – запрещаю) – устный или письменный запрет, наложенный на какое-либо решение управомоченным на то органом или лицом.
Вотум – мнение большинства, выраженное голосованием и приобретающее для всех (при соблюдении процедурных вопросов) общеобязательное значение.
Государственная власть – определяемая правом возможность государства регулировать общественные отношения соответствующим способом.
Государственное управление – процесс принятия и практического исполнения управленческих решений по реализации внутренней и внешней политики государства, носящий целенаправленный и официальный характер. Выражается в волевом воздействии субъекта управления на управляемые объекты с соблюдением определенной процедуры действий: обоснованность, последовательность, форма выражения, содержательная часть.
Государственный аппарат – сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае – это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором - органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных образований.
Государственная служба – вид трудовой деятельности, состоящий в выполнении служебных обязанностей лицами, занимающими по назначению или выборам должность в государственном аппарате и получающими за это от государства («казны») вознаграждение.
Различные подходы к формулировке понятия «государство»:
Государство – публичная и легитимно устанавливаемая властная сила общества, действующая в определенных правовых рамках и оказывающая регулирующее воздействие на все сферы жизнедеятельности населения.
Государство – это организация власти, т.е. системы правоотношений между субъектами права на определенной территории.
Государство – это политическая организация, обладающая правом на управление делами общества в целях удовлетворения жизненно важных интересов людей, экономических и иных интересов обладающих государственной властью классов, слоев и групп.
Государство – важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.
Государство – это организация политической власти в интересах всего населения или отдельных слоев (классы, группы), обладающая специальным аппаратом, предназначенным для выполнения стоящих перед ним задач.
Государство «есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».
Гражданское общество – совокупность граждан государства, а также комплекс самоорганизующихся и самоуправляемых общественных институтов, реализующих частные права и свободы этих граждан.
К институтам гражданского общества относят семью, бизнес, образовательные, информационные и религиозные учреждения, общественные организации и ассоциации, местное самоуправление и прочие структуры, хотя по поводу того, какие именно институты относить к гражданскому обществу, существует масса споров.
Дееспособность –это способность приобретать и осуществлять права и обязанности своими юридически значимыми действиями.
Деликтоспособность – способность нести правовую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Несение ответственности предусматривает юридическую обязанность претерпевать определенные санкции, предусмотренные нормами права.
Демократия – власть народа, организованная таким образом, чтобы у населения имелась возможность спокойно, безопасно и свободно заниматься созидательным трудом во всех сферах общественной жизни. Это общечеловеческая социальная и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду. Демократический строй предполагает механизм выявления интересов различных слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций, платформ, мнений.
Деспотия – форма неограниченной самодержавной власти.
Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; в лингвистике – толкование слова.
Доказательства – это данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательством являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательств охватывает и сами факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.
Доктрина(ы) как источник права – это наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе. В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII - XIX вв. В литературе отмечается, что относительно недавно с победой идей демократии и кодификации доктрина уступила свое первенство закону. Особенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей.
Закон (федеральный или субъекта федерации) – принятый в установленном порядке и выражающий государственную волю нормативный правовой акт по основным вопросам государственной и общественной жизни.
Законность – система юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, предназначенная обеспечивать процесс их реализации.
Законность – это строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.
Законодательная власть – одна из ветвей (подсистема) государственной власти, предусматриваемая конституцией государства. Её основными функциями являются представительство интересов граждан, законотворчество и принятие политических решений.
Законодательная техника – совокупность правил, средств и приемов, используемых при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации.
Законодательство – обладающая системным характером совокупность законов и иных нормативных правовых актов.
Законодательство федеральное – совокупность законов и иных подзаконных нормативных правовых актов, издаваемых (или принимаемых) федеральными органами государственной власти. Оно включает в себя Конституцию Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и международные договора, участниками которых является Россия.
Законодательство субъектов Российской Федерации – включает в себя конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. С точки зрения соблюдения корректности научного подхода следует сразу оговориться о спорности включения в эту систему нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Однако эта проблема носит абстрактно-теоретический, но никак не практический характер.
Законодательство Российской Федерации составляют федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов Российской Федерации.
Иерархия – расположение частей или элементов целого в последовательном порядке от высшего к низшему и наоборот.
Идеология – совокупность или система взглядов, идей, суждений и представлений людей, объединенных общностью интересов, потребностей, идеалов и мотивов поведения, определенной шкалой ценностей и целей жизнедеятельности. Это общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать её, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознание, религию).
Империя – сложносоединённое государство, создаваемое не всегда на добровольной основе. Степень зависимости присоединяемых окраин от центра различен. Такие государства существовали во все исторические эпохи (Римское государство последнего периода своего существования, царская Россия, Великобритания XIX в.).
Индивидуальный правовой акт – распространяет своё действие на конкретных (персонифицированных) субъектов права. Не рассматривается в качестве источника права, поскольку не содержит норм права. Прекращает своё действие с реализацией права или обязанности, отнесенного (обращенного) к конкретному субъекту права.
Инкорпорация – форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений в их содержание (за исключением внесенных законодателем изменений и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.
Исполнительная власть – одна из ветвей государственной власти (подсистема государственной власти), порядок формирования и полномочия которой определяются конституцией государства. Её основными функциями являются: организация и осуществление государственного управления посредством регулирующего воздействия на общественные процессы и формирование поведенческих мотивов деятельности людей.
Казус (лат. casus). В общеупотребительном смысле под этим выражением понимается «сложный, запутанный случай». Это всегда невиновное причинение вреда, хотя по некоторым формальным признакам он сходен с правонарушением.
Кодификация – наиболее совершенная форма систематизации законодательства, выражающаяся в подготовке обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы общественных отношений на протяжении длительного времени. Виды кодификации: всеобщая, отраслевая и специальная (комплексная).
Конвергенция – постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем, в частности, капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция – проявление эволюционной смены типа государства и права.
Консолидация – форма систематизации законодательства, выражающаяся в объединении в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание.
Компетенция – совокупность функций и полномочий (прав и обязанностей), которыми закон наделяет определенный государственный орган и его структурное подразделение, конкретное должностное лицо или представителя власти. Той или иной компетенцией обладают все элементы политической системы.
Конституция – основной закон (учредительный акт) государства, имеющий высшую юридическую силу на всей ее территории и являющийся законом прямого действия. Как правило, действует на протяжении длительного времени. Например, Конституция США с определенными поправками действует с 1789 г. и по настоящее время.
Конфликт социальный – противостояние по поводу столкновения потребностей, интересов и целей противоположных сторон (как правило, между органами государственной власти и определенными слоями населения). Может носить антагонистический характер.
Коррупция– (от лат. corruptio – порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.
Креационизм – учение о божественном сотворении мира. Креационизм и теория Дарвина (эволюционное происхождение всех видов путем естественного отбора в течение многих тысяч лет) прямо противоположны друг другу по подходам к объяснению зарождения мира и человека.
Культура – внутренний мир индивида (или его общностей), базирующийся на исторически формирующейся совокупности сознания, которое определяет характер отношения к окружающей действительности и способ поведения людей в той или иной ситуации.
Легитимность – правомерность, законность действий индивидуальных и коллективных субъектов права по совершению юридически значимых действий.
Метод правового регулирования – это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются главным образом два метода: диспозитивный и императивный. Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие. Отрасль права может включать в себя подотрасли.
Методология – учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных и объективно отражающих деятельность знаний.
Механизм государства – это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования – выполнении этим аппаратом функций государства.
Механизм правового регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Механизм правового регулирования (МПР) рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей. Понятие МПР призвано, образно говоря, отразить анатомию правовой действительности с её динамической стороны.
Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
Наркотические средства – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.
Номенклатурная должность – должность в государственном аппарате, предусматривающая наличие властных полномочий и усложненный процедурный порядок назначения (сдача квалификационных экзаменов, собеседование, согласование в государственных инстанциях). К кандидатам, претендующим на занятие таких должностей, предъявляются дополнительные требования (гражданство, возраст, стаж, специальное профильное образование, черты характера, законопослушность). В СССР обязательными требованиями для кандидатов на номенклатурные должности было членство в КПСС и утверждение их партийными комитетами соответствующих уровней.
Нормативный договор – это соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными.
Нормативный правовой акт – установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты. По объему и характеру действия они могут быть общего и ограниченного действия.
Нормативный правовой акт – «изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом» (в трактовке Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус организации – это «типовые примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции».
Нормативный правовой акт, имеющий межведомственный характер – это «акты, содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт».
Нормы права – результат отражения социальной деятельности. Они возникают как продукт осознания потребности ее правового опосредования, необходимости регулирования правом общественных отношений. Правовая норма обладает определенной сущностью, имеет свое содержание и форму, занимает самостоятельное место в правовой системе. В правовой норме следует выделять логическое, социально-юридическое и волевое содержание.
Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных правовых отношений. Служат мерой юридических прав и обязанностей их участников (например: каждый имеет право на жилище; каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи).
Нормы процессуального права предназначены регулировать деятельность органов государства и должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав и законных интересов участников конкретных правовых отношений.
Общественный порядок – порядок в общественной жизни, который складывается в результате повсеместного соблюдения государственными органами, хозяйственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами всех социальных норм, принятых в обществе.
Олигархия – разновидность государственного режима, при котором реальная политическая власть, достигнутая недемократическими способами, принадлежит узкой группе лиц, не отражающей интересы населения (правление богатых семей).
Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.
Отрасль права – это систематизированная совокупность основных норм, образующих самостоятельную часть системы права, которые регулируют качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом. Критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Официальный государственный документ – нормативный правовой акт определенного вида, имеющий обязательные атрибуты: вид; название; наименование органа государственной власти или должностного лица, принявшего (издавшего) его; дата издания (принятия) и т.д.
Подзаконный нормативный правовой акт – это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и заканчивая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве различают подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.
Подотрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли права. Иными словами, это группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права. Например, авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри отраслей имеются правовые институты.
Политика – реализуемая через конкретные действия в отношениях с населением и на международной арене сущность государства. В зависимости от степени развитости гражданского общества его институты также могут осуществлять определенную политику по отношению к государству. Политика многообразное и универсальное явление. В ней концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная.
Политическая деятельность – это разновидность социальной деятельности, связанной с борьбой за интересы больших социальных групп (классы, нации, народы, иные социальные общности).
Политическая партия – один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.
Политический режим – это совокупность применения определенных форм и методов, используемых властными структурами (должностные лица и органы власти) в процессе реализации своих полномочий по управлению делами государства.
Политическая система общества – представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти.
Право – нормативное (волевое) закрепление потребностей и интересов граждан, общества и государства в упорядочении соответствующим образом частных и публичных интересов субъектов права.
Право – это правила поведения, издаваемые государством и имеющие общеобязательный, официальный характер.
Право – это совокупность норм, объединенных органами государственной власти и представляющих собой системную совокупность нормативных правовых актов.
Право естественное – это право, которое принадлежит человеку от рождения (право на: жизнь; достойные условия жизни; безопасную экологию и так далее).
Право по<