Правовая культура в механизме противодействия наркомании, терроризму, экстремизму, коррупции

Цель: рассмотреть особенности профилактики наркомании, экстремизма и терроризма, коррупции.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части.В результате изучения темы студент должен

Знать:

- основные достижения классической и современной науки в области прав человека; ОК-4

- закономерности функционирования государства и права как социально-экономического явления, условия создания правового государства и гражданского общества; ОПК-6

- роль правовой культуры в деле формирования и поддержания общественной безопасности, особенности формирования правовой культуры в профессиональной сфере; ПК-20

Уметь:

- ориентироваться в потоке правовой информации, вырабатывая собственные убеждения и позиции, использовать правовые документы на практике; ОК-4

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, соблюдать законность и правопорядок; ОПК-6

- осуществлять правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности; ПК-20

Владеть:

-способами и средствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей; ОК-4

- навыками анализа состояния, структуры и динамики развития прав и свобод человека в исторической ретроспективе и на современном этапе; различных социальных, политических, правовых явлений прошлого и настоящего, выявления закономерностей становления правового государства, института прав и свобод человека и гражданина в различных странах и на международном уровне; ОПК-6

- основными методами правового воспитания; ПК-20

Актуальность темы.

Президент РФ и Правительство РФ в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях особо выделяют проблему борьбы с наркоманией, терроризмом, экстремизмом, коррупцией во взаимосвязи с общими проблемами противодействия организованной и экономической преступности и терроризму. Цели борьбы с коррупцией могут быть разные: немедленное повышение эффективности в частном секторе, долгосрочная динамическая эффективность экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность. Соответственно избранной цели используют наиболее подходящие меры по борьбе с коррупцией. Следует проанализировать организацию работы по профилактике наркомании в образовательном учреждении (наркомания как глобальная угроза здоровью населения страны, молодежи; основные причины употребления наркотиков молодежью: социальные факторы, макросоциальные факторы, психологические факторы; организация работы по профилактике экстремизма и терроризма в полиэтническом регионе; организация работы по профилактике экстремизма и терроризма в полиэтническом регионе; понятие и криминологическая характеристика экстремизма и терроризма в полиэтническом регионе; правовое обеспечение организации предупреждения экстремизма и терроризма в полиэтническом регионе). Необходимо тщательно изучить организацию работы по профилактике коррупции (понятие и криминологическая характеристика коррупции; правовое обеспечение организации предупреждения коррупции; специальные причины и детерминанты коррупционных правонарушений; особенности предупреждения коррупционных правонарушений).

Теоретическая часть.

Особенности профилактики экстремизма и терроризма. Государственная политика в сфере борьбы с распространением и употреблением наркотиков. Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения. Развитие законодательства в сфере противодействия коррупции. Ответственность за преступления коррупционной направленности.

Вопросы и задания

Вопросы, выносимые на обсуждение

Базовый уровень

1. Перечислите и охарактеризуйте факторы, влияющие на распространение наркомании.

2. Дайте краткую характеристику основным формам экстремистской деятельности.

3. Назовите факторы, способствующие развитию и распространению экстремизма и терроризма.

4. Укажите, какие меры можно отнести к антикоррупционным мерам общего характера?

5. Раскройте сущность коррупции как социального негативного явления.

Повышенный уровень

1. Охарактеризуйте цели и задачи борьбы с незаконным оборотом и употреблением наркотиков согласно «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».

2. Назовите нормативные акты, направленные на борьбу с незаконным распространением и потреблением наркотиков в России.

3. Объясните, как проявляются экономический, политический и религиозно-националистический экстремизм и терроризм в современной России?

4. Назовите внутренние факторы роста экстремизма и терроризма в Российской Федерации известные вам.

5. Охарактеризуйте уголовно-правовую политику России в направлении борьбы с коррупционными преступлениями.

Задания для развития и владения компетенциями

Задание 1. Организация работы по профилактике наркомании в образовательном учреждении. Наркомания как глобальная угроза здоровью населения страны, молодежи. Основные причины употребления наркотиков молодежью: социальные факторы, макросоциальные факторы, психологические факторы. Организация работы по профилактике экстремизма и терроризма в полиэтническом регионе. Организация работы по профилактике экстремизма и терроризма в полиэтническом регионе. Понятие и криминологическая характеристика экстремизма и терроризма в полиэтническом регионе. Правовое обеспечение организации предупреждения экстремизма и терроризма в полиэтническом регионе.

Задание 2. Организация работы по профилактике коррупции. Понятие и криминологическая характеристика коррупции. Правовое обеспечение организации предупреждения коррупции. Специальные причины и детерминанты коррупционных правонарушений. Особенности предупреждения коррупционных правонарушений.

Задание 3. Ответьте на вопросы, руководствуясь инструкциями экспресс-опросника«Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)[1]

Стимульный материал опросника составили утверждения, отражаю-щие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не со-гласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

  № Абсолютно не согласен   Не согласен   Скорее не согласен   Скорее согласен   Согласен   Полностью согласен  
             

1. В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение.

2. В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности.

3. Если друг предал, надо отомстить ему.

4. К иностранцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение.

5. В споре может быть правильной только одна точка зрения.

6. Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах.

7. Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные.

8. С неопрятными людьми неприятно общаться.

9. Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения.

10. Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества.

11. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности.

12. Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше.

13. Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же.

14. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей.

15. Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука".

16. Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители.

17. Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение.

18. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться.

19. Беспорядок меня очень раздражает.

20. Любые религиозные течения имеют право на существование.

21. Я могу представить чернокожего человека своим близким другом.

22. Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим.

Обработка результатов.

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням: 22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Наши рекомендации