Правовое государство и правовой статус личности
Цель: охарактеризовать понятие и признаки правового государства, сформировать умение анализировать общественно-политическую и правовую реальность современной России, раскрыть сущность правового статуса личности.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части.В результате изучения темы студент должен
Знать:
- основные достижения классической и современной науки в области прав человека; ОК-4
- закономерности функционирования государства и права как социально-экономического явления, условия создания правового государства и гражданского общества; ОПК-6
- роль правовой культуры в деле формирования и поддержания общественной безопасности, особенности формирования правовой культуры в профессиональной сфере; ПК-20
Уметь:
- ориентироваться в потоке правовой информации, вырабатывая собственные убеждения и позиции, использовать правовые документы на практике; ОК-4
- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, соблюдать законность и правопорядок; ОПК-6
- осуществлять правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности; ПК-20
Владеть:
-способами и средствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей; ОК-4
- навыками анализа состояния, структуры и динамики развития прав и свобод человека в исторической ретроспективе и на современном этапе; различных социальных, политических, правовых явлений прошлого и настоящего, выявления закономерностей становления правового государства, института прав и свобод человека и гражданина в различных странах и на международном уровне; ОПК-6
- основными методами правового воспитания; ПК-20
Актуальность темы.
Российская Федерация согласно ч. 1 ст. 1 Конституции является правовым государством. Теоретическая концепция правовой государственности не имеет единого общепризнанного стандарта, позволяющего охарактеризовать ее с различных мировоззренческих, правовых, политических и иных позиций. Идея правового государства постоянно наполняется новым содержанием, абстрагируемым из аспектов социальной действительности, правовой теории и практики. Исследование формирования правового государства основывается на сложной динамичной системе «государство - право - человек», изучение которой предполагает учет целого комплекса ее внутренних и внешних условий. Важно характеризовать понятие конституционного строя и принципы конституционного строя с опорой на Конституцию РФ 1993 г. Необходимо изучить: принцип народовластия, принцип республиканской формы правления, принцип разделения властей, принцип федерализма и местного самоуправления, принцип многопартийности, принцип государственного признания частной собственности, государственной поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности РФ, принцип социального государства, принцип правового государства. Следует определить общеизвестные принципы правового государства и их значение, рассмотреть соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество». Крайне важно отталкиваться при этом от российской действительности. Нормальное функционирование гражданского общества и правового государства невозможно без понимания правового статуса личности, понимания принципов правового статуса человека и гражданина как основополагающих начал, положенных в основу осуществления и применения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
Теоретическая часть.
Правовой статус личности. Исторические особенности формирования доктрины правового государства. Понятие правового государства и его признаки. Понятие и институты гражданского общества. Проявления гражданского общества. Разделение властей и осуществление публичной власти.
Вопросы и задания
Вопросы, выносимые на обсуждение
Базовый уровень
1. Укажите, что представляют собой основы конституционного строя.
2. Назовите и проанализируйте различные концепции понимания «правового государства».
3. Назовите общеизвестные принципы правового государства и объясните их значение.
4. Рассмотрите соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество».
5. Дайте общую характеристику и раскройте понимание идеи гражданского общества.
Повышенный уровень
1. Раскройте понятие правового статуса личности.
2. Определите и проанализируйте критерии оценки эффективности деятельности органов государства, применяющих чрезвычайные правовые средства обеспечения безопасности, и институтов гражданского общества по преодолению последствий и согласованию интересов в условиях чрезвычайной ситуации.
3. Особенности реализации прав граждан.
4. Особенности правовой защиты прав и свобод человека и гражданина.
Задания для развития и владения компетенциями
Задание 1. Составьте таблицу основных исторических этапов формирования доктрины правового государства (с указанием фамилий философов и юристов и их основных взглядов)
Задание 2. Выпишите признаки правового государства и проиллюстрируйте примерами из общественно-политической жизни проявление данных признаков.
Задание 3. Опираясь на действующее законодательство и материалы из средств массовой информации определите и проанализируйте основные гарантии реализации права граждан на безопасность при чрезвычайных ситуациях
Задание 4. Хватов с женой и малолетней дочерью возвращались из поездки на дачу. Стремясь быстрее попасть домой, он проехал перекресток на красный сигнал светофора, при этом по неосторожности сбил пешехода. Здоровью последнего был причинен тяжкий вред. В числе свидетелей преступления была и жена Хватова, которая отказалась давать показания.
Можно ли привлечь её к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний? Свой ответ обоснуйте.
Задание 5. Придя на избирательный участок, Каледин обнаружил ошибку в своём имени в списке избирателей. Он обратился к председателю участковой комиссии с просьбой внести необходимые изменения в список. В этой просьбе ему было отказано.
Были ли нарушены права Каледина? Если нарушены, то какие? Как должен поступить в данной ситуации Каледин?
Задание 6. Проходя по улице, два приятеля, Суворов и Прядко, увидели лежащего на тротуаре человека. Наклонившись над ним, чтобы оказать помощь, они обнаружили, что человек мертв. Испугавшись, молодые люди попытались скрыться, но были задержаны проходившим мимо нарядом полиции. Их доставили в отделение полиции и задержали на 72 часа по подозрению в совершении преступления.
Правомерны ли действия сотрудников полиции? Были ли нарушены права Суворова и Прядко? Если нарушены, то какие?
Задание 6. Перечисляя признаки правового государства, студентка Маслова назвала:
1) господство права;
2) разделение властей и осуществление публичной власти;
3) преобладание в экономике государственной собственности;
4) реальность прав и свобод граждан;
5) взаимную ответственность гражданина и государства.
В чём ошиблась студентка Маслова?
Задание 7. В приведённом ниже определении назовите пропущенное слово. «Юридически закреплённое положение индивида в обществе – это … статус личности».
Задание 8. Ниже приведён перечень прав и свобод человека. Все они, за исключением одного, относятся к личным (гражданским) правам и свободам. Определите лишнее.
1) право на жизнь;
2) свобода вероисповедания;
3) свобода выбора места жительства;
4) право на неприкосновенность жилища;
5) право на мирные собрания и публичные манифестации;
6) право на свободу и личную неприкосновенность.
Задание 9. Магомедов, проживающий в г. Махачкале, в 2014 г. окончил среднюю школу. В июле того же года он приехал в Москву с целью поступления в один из столичных университетов. Однако в приёмной комиссии университета отказались принимать к рассмотрению документы Магомедова, сославшись на то, что он не является жителем г. Москвы.
Правомерны ли такие действия сотрудников университета? Какие конституционные принципы и права были нарушены.
Задание 10. Гражданин России Сморчков неоднократно публично призывал к насильственному захвату власти, чем совершил действия, предусмотренные ст. 280 УК РФ.
Можно ли лишить Сморчкова гражданства Российской Федерации?
Задание 11. Гладышев, Коробов и Мурадян по предварительному сговору совершили хищение.
В ходе предварительного следствия было установлено, что у Гладышева отец является депутатом областной думы, Коробов работает на заводе «Серп и молот», а неработающий Мурадян приехал из Армении в Россию два месяца назад.
Какое значение будут иметь указанные обстоятельства при рассмотрении дела в суде?
Задание 12. Ответьте на следующие тестовые задания:
1. Укажите, какое государство считается правовым:
а) старающееся не менять своих правовых норм;
б) признающее примат права над государством, обязательность предписаний права для всех;
в) закреплённое в праве.
2. Институтом гражданского общества является:
а) Правительство;
б) Государственная Дума;
в) политическая партия.
3. К проявлениям гражданского общества в экономической сфере относится:
а) свобода предпринимательской деятельности;
б) отсутствие конкуренции;
в) участие граждан в управлении государством.
4.Основой гражданского общества является:
а) частная собственность;
б)правовая система;
в) нормы морали
5. Гражданское общество - это деятельность:
а) государственных органов;
б)граждан и их организаций;
в) судебных органов.
6. Главной особенностью организаций, представляющих гражданское общество, является
а) формирование по инициативе государства;
б) отражение в деятельности правительственной программы;
в) проявление инициативной самодеятельности граждан.
7.Деятельность людей в гражданском обществе прежде всего направлена на:
а) развитие образования;
б) повышение эффективности экономики;
в) решение задач самоуправления.
8. Назовите основной принцип гражданского общества:
а) уравнительное распределение потребительских благ;
б) властно-приказной принцип регулирования социально-экономических отношений;
в) свобода реализация каждым индивидом своих социально-экономических интересов (в пределах соблюдения свободы других членов общества).
9. Правовой статус личности – это:
а) неотчуждаемые права, которые принадлежат человеку от рождения;
б) права, которые возникают в силу их закрепления в конституции;
в) совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
10. Правовой статус личности – это ...:
а) законодательно установленные и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности;
б) формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе;
в) установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения.
Список литературы
Основная
1. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: ценностно-нормативное измерение: монография. – М.: Норма, 2014 // Университетская библиотека: [портал]. URL: http://www.biblioclub.ru
2. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения: монография. – М.: Норма, 2014.
3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: Норма, 2014.
Дополнительная
1. Багреева Е.Г. От правосознания граждан к правовому государству// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. №4. С.392-396.
2. Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления// Журнал российского права. 2006. № 12.
3. Правовое государство: реальность, мечты, будущее/ под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 1999.
4. Раянов Ф.М. Правда о правовом государстве в России// Право и государство: теория и практика. 2005. № 4. С. 23-28.
5. Шухов Ф.Г. Научные представления о правовом государстве и гражданском обществе в зарубежной и отечественной политико-правовой мысли// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 9. № 29. С. 131-136.
6. Хачинский К.Б. Идея правового государства в трудах русских юристов// История государства и права. 2006. № 10.
Интернет-ресурсы
1. http://www.garant.ru/ СПС «Гарант»
2. http://www.consultant.ru/ СПС «Консультант Плюс»
3. http://www.alleng.ru Общероссийский образовательный портал
4. http://law.edu.ru Юридическая Россия. Федеральный правовой портал
5. http://www.jurisprudence-media.ru Журнал «Правоведение»
6. http://www.igpran.ru сайт Института государства и права Российской академии наук
7. http://pressa-lex.ru «Законность» Ежемесячный правовой научно-практический журнал
8. http://pravo.gov.ru/ Официальный интернет-портал правовой информации
Практическое занятие № 4.