Правовое регулирование трудоустройства
Под трудоустройством в широком значении понимается совокупность мероприятий (экономических, организационных, финансовых, правовых, медицинских) по обеспечению занятости трудоспособного населения.
Трудоустройство в узком значении рассматривается как осуществляемый, в том числе при содействии государственных органов и негосударственных организаций, процесс поиска безработными подходящей работы, устройства на нее и подбора работодателями необходимых работников.
Правовые мероприятия в области трудоустройства
Правовые мероприятия в области трудоустройства заключаются в правовом регулировании:
· гарантий реализации права граждан на труд, профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов занятости;
· особенностей трудоустройства отдельных категорий граждан;
· круга субъектов отношений по трудоустройству и их правового статуса;
· контроля за соблюдением законодательства в этой области и видов ответственности за его нарушение.
Основные гарантии реализации права граждан на труд, профессиональную ориентацию, подготовку и повышение квалификации предусмотрены ст. 40 КЗоТ РФ и ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в РФ». К ним относятся:
· свобода выбора вида занятости (работа по трудовому договору, индивидуальная трудовая деятельность и иные);
· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны государственных органов занятости;
· предоставление работодателями в соответствии с поданными заявками работы выпускникам учебных заведений;
· правовая защита от необоснованных отказа в приеме на работу и увольнения с работы;
· заключение срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых работах;
· компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению государственных органов занятости;
· бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии.
Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан установлены федеральным законодательством и нормативными актами субъектов РФ (например, Законом г. Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 «О квотировании рабочих мест в г. Москве»).
Существенной гарантией трудоустройства отдельных социальных групп населения является квотирование рабочих мест в организациях.
Квотированием называется определение органами местного самоуправления в процентном отношении к среднесписочной численности предприятия, учреждения, организации минимального количества рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а именно:
· инвалидов;
· выпускников общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования;
· молодежи из числа сирот и детей, лишенных попечения родителей, и других лиц моложе 18 лет;
· граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
· одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
· родителей, воспитывающих детей до 3 лет и являющихся единственными кормильцами в семье;
· лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости);
· лиц, продолжительное время не имеющих работы;
· беженцев и вынужденных переселенцев;
· лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
· граждан, имеющих на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;
· граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
· лиц, осужденных к лишению свободы и не обеспеченных работой по независящим от них причинам, а также некоторых других граждан.
Квотирование осуществляется в соответствии с Законом РФ от. 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ», ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также согласно Рекомендациям по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, утвержденным Постановлением Минтруда России от 6 февраля 1995 г. № 9.
Размер квоты и порядок ее введения определяется органом местного самоуправления ежегодно на срок не менее одного года. При этом квота инвалидов устанавливается в размере не менее 3% (с учетом работающих на предприятии инвалидов).
В ряде случаев законодательством о труде (ст. 170,235,250 КЗоТ РФ и другими нормативными актами) на работодателя возлагаются обязанности по трудоустройству своих бывших работников. Данные нормы следует одновременно рассматривать и как особенности трудоустройства отдельных категорий граждан, и как дополнительные гарантии приема граждан на работу. К их числу относятся следующие обязанности работодателей по трудоустройству прежних работников:
по окончании срочного трудового договора (контракта) с:
беременной женщиной и женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет (ст. 170 КЗоТ РФ);
одинокой матерью или одиноким отцом, имеющими ребенка в возрасте до 14 лет (ст. 170 КЗоТ РФ);
работниками, имеющими детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (ст. 170 КЗоТ РФ);
любыми работниками организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 250 КЗоТ РФ);
уволенных в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. № 4892-10 «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными Действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей»);
по окончании выборных должностных полномочий в профсоюзных органах (ст. 235 КЗоТ РФ);
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — по окончании срока его полномочий (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ);
уволенных с военной службы — в течение 3 месяцев до обращения за работой, только для государственных организаций (ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих в Российской Федерации»);
в других случаях по решению судебных органов (ст. 213 КЗоТ РФ).
Законом РФ «О занятости населения в РФ» установлен круг субъектов отношений по трудоустройству и их правовой статус. Ими признаются:
органы и организации по содействию занятости населения (гл. 4 Закона);
безработные и иные незанятые граждане, не зарегистрированные в органах занятости (ст. 3,4 и гл. 2 Закона);
работодатели (гл. 5 Закона);
профсоюзы и иные представительные органы работников (ст. 21 Закона);
координационные комитеты по содействию занятости населения из представителей объединений профсоюзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите (ст. Закона);
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ст. 22 Закона);
исполнительные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (ст. 7,15 и 21 Закона).
В законодательстве по трудоустройству органы и организации по содействию занятости населения представлены государственными органами по вопросам занятости и негосударственными организациями по трудоустройству.
Система государственных органов по вопросам занятости населения состоит из общих и специальных органов Министерства труда и социального развития РФ. К общим органам относятся: Минтруд России; министерства управления (комитеты) по труду и социальным вопросам органов исполнительной власти субъектов РФ; управления (комитеты, отделы) по труду и социальным вопросам органов местного самоуправления. Специальными органами являются территориальные органы по вопросам занятости. По Постановлению Правительства РФ от 8 августа 1997 г. № 992 в Министерстве труда и социального развития РФ вопросами занятости населения занимаются Департамент комплексных проблем занятости и Департамент программ и услуг по содействию занятости населения.
Негосударственные организации по трудоустройству оказывают гражданам услуги по содействию занятости на территории России, а также по трудоустройству граждан Российской Федерации за рубежом. В соответствии со ст. 18 и 19 Закона названные виды деятельности осуществляются на сновании лицензий юридическими лицами, причем последняя из них — только российскими организациями.