Компетенция РФ в области правового регулирования трудовых отношений.
Комментарий к статье 6 ТК РФ:
1. Статья 6 ТК РФ гласит, что трудовое законодательство - предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ предусматривает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному закону. В случае такого противоречия действует федеральный закон.
Эти исходные конституционные положения конкретизированы в комментируемой статье. Кодекс в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами федерального уровня и законами, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Это разграничение осуществляется путем перечня полномочий, которые закреплены только за федеральными органами государственной власти, а также определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ.
2. В ст 6 ТК РФ с комментариями указано, что перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений, предусмотренный Трудовым кодексом, носит исчерпывающий характер. В него включены принципиальные положения, требующие единого решения на всей территории Российской Федерации. Этот перечень начинается с закрепления за федеральными органами государственной власти полномочий по установлению основных направлений государственной политики в сфере труда. Одним из проявлений такой политики являются федеральные целевые программы, которые определяют основные направления реализации задач по улучшению содействия занятости населения, условий труда, социальной защиты граждан, а также государственные органы и общественные объединения, призванные выполнять эти задачи, объемы и источники финансирования программ. Так, Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1015 (СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 172) была утверждена Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001 - 2005 годы)", в которой наряду с другими ставились задачи обеспечить занятость молодежи, снизить уровень безработицы путем предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних, роста деловой активности молодежи. Выполнение этой Программы финансируется за счет средств федерального бюджета.
Важную роль в повышении уровня гарантий, указанных в ст 6 ТК РФ, правовой и социальной защиты работников от профессионального риска сыграла Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. N 1409 (СЗ РФ. 1997. N 46. Ст. 5317). В соответствии с этой Программой, продленной Постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. N 28 на 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 4. Ст. 291), были приняты федеральные законы о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о порядке расследования несчастных случаев на производстве и др.
3. Трудовой кодекс закрепляет за федеральными органами государственной власти право устанавливать основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Основы - базовые понятия, концептуальные положения трудового законодательства, определяющие сферу их действия, стороны трудовых отношений, правовые принципы, конкретизируемые в нормах, составляющих содержание различных правовых институтов. Основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений составляют и иные принципиальные положения трудового законодательства: о запрещении дискриминации в сфере труда, о запрещении принудительного труда, о видах нормативных правовых актов, относящихся к источникам трудового права, и их иерархии по отношению друг к другу.
4. Из комментария к статье 6 ТК РФ следует, что закрепление в федеральных законах и иных нормативных правовых актах гарантированного государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работников является важным средством социальной защиты граждан. К таким гарантиям относятся минимальный размер оплаты труда, минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, различные выплаты при осуществлении трудовых обязанностей в условиях, отличных от нормальных (оплата при работе в выходные и нерабочие праздничные дни - не менее чем в двойном размере, оплата за сверхурочную работу - за первые 2 часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере и др.). С 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 руб. в месяц. Любой работник, отработавший полностью месячную норму рабочего времени, не может получать меньше одного МРОТ. Не может быть снижена и минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска - 28 календарных дней (см. коммент. к ст. 115).
Установленные на федеральном уровне трудовые права и социальные гарантии могут быть расширены органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительное финансирование, требуемое для установления таких прав и гарантий, осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
5. Настоящая статья относит к числу положений в сфере труда, закрепленных за федеральными органами государственной власти, относит порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Этот порядок необходим, учитывая значение трудовых договоров в реализации прав и законных интересов как работников, так и работодателей. Заключение трудового договора связано с реализацией права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Изменение трудового договора базируется на договорном принципе установления его содержания, которое не может трактоваться по-разному в зависимости от того, на территории какого субъекта РФ возникло трудовое отношение между работником и работодателем. Расторжение трудового договора, как правило, акт взаимного согласия или решение одной из сторон, осуществляемое в соответствии с законом.
6. Переход к рыночным отношениям определил значение социального партнерства как механизма, помогающего находить решения с учетом интересов и работников, и работодателей. Основы социального партнерства - предмет ведения федеральных органов государственной власти. К ним относятся основные принципы социального партнерства, стороны, система, формы и органы социального партнерства (см. коммент. к статьям гл. 3 - 5).
Комментируемая статья повествует о том, что до принятия нового Трудового кодекса в системе нормативных правовых актов, определяющих правовую базу социального партнерства, ведущее место занимал Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (ВВС РФ. 1992. N 17. Ст. 890). В настоящее время этот Закон утратил силу, а порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений, а также контроль за их выполнением, ответственность сторон социального партнерства регулируются Кодексом (см. коммент. к статьям гл. 6 - 8).
7. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку, закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров предусмотрен Трудовым кодексом. Индивидуальные трудовые споры разрешаются в соответствии с гл. 60 ТК, где указывается, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Эта глава определяет понятие индивидуального трудового спора, порядок его рассмотрения, образования комиссий по трудовым спорам, их компетенцию, а также иные вопросы, относящиеся к комиссиям по трудовым спорам. Отдельные положения гл. 60 ТК относятся к рассмотрению индивидуальных трудовых споров в судах (см. коммент. к гл. 60).
Статья 6 ТК РФ определяет, что коллективные трудовые споры разрешаются по правилам гл. 61 ТК, которая предусматривает порядок выдвижения требований работников и их представителей, примирительные процедуры, условия реализации права на забастовку, гарантии и правовое положение работников в связи с ее проведением, а также их ответственность за незаконные забастовки.
8. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений относится установление принципов и порядка осуществления федерального надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, системы и полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль.
Органами государственного надзора и контроля являются федеральная инспекция труда, осуществляющая федеральный надзор и контроль за соблюдением в организациях законов и иных нормативных правовых актов о труде, и иные специальные органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности (Ростехнадзор), за соблюдением организациями гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил (Госсанэпиднадзор). Полномочия этих органов и возложенные на них обязанности определяются гл. 57 ТК (см. коммент. к ее статьям) и положениями о соответствующих органах, утверждаемыми Правительством РФ.
9. Федеральные органы государственной власти устанавливают единый порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательный для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд. В настоящее время действуют: Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 (СЗ РФ. 2000. N 52. Ч. II. Ст. 5149); статьи ТК, регулирующие вопросы расследования и учета несчастных случаев на производстве (ст. ст. 227 - 231).
10. Условия труда, производственные объекты должны соответствовать требованиям по охране труда. Эти требования обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Нормативные правовые акты, определяющие систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда и подтверждения соответствия организации работ по охране труда установленным в Российской Федерации государственным нормативным требованиям охраны труда, принимаются федеральными органами государственной власти. Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).
11. Ответственность по трудовому праву - меры принуждения, применяемые к сторонам трудового договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Материальная ответственность (в отличие от имущественной ответственности по гражданскому законодательству) производится путем удержания из заработной платы - во многих случаях единственного источника материального обеспечения работника. Поэтому гарантией, способствующей устранению ошибок в этой сфере, является установление общих правил, в соответствии с которыми работники привлекаются к ответственности. Эти правила, включая условия материальной ответственности, содержатся в Трудовом кодексе и иных федеральных законах.
Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, регулируется ст. ст. 238 - 250 ТК (см. коммент. к ним).
Материальная ответственность работодателя перед работником за ущерб, причиненный его имуществу, за задержку заработной платы предусмотрена ст. ст. 235, 236 ТК.
Из статьи 6 ТК РФ следует, что вопросы возмещения вреда причиненного здоровью работника вследствие несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении им трудовых обязанностей, регулируются федеральным законом. Трудовой кодекс содержит лишь отсылочную норму по возмещению вреда, причиненного здоровью работника (ст. 219). Законом, определяющим виды, объемы и условия обеспечения работников, является Закон о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Одна из характерных особенностей этого Закона - замена гражданско-правовой защиты работников социальной защитой в форме обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний. Преимущества обязательного социального страхования перед гражданско-правовым институтом возмещения вреда заключаются в следующем. Во-первых, расходы по обеспечению пострадавших вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний распределяются более или менее равномерно между всеми работодателями; образуемый из их страховых отчислений централизованный страховой фонд должен стать более надежной финансовой основой для удовлетворения требований работников о возмещении причиненного вреда. Во-вторых, материальную ответственность за обеспечение доходов пострадавших на производстве (их иждивенцев) берет на себя государство в лице государственной страховой организации - Фонда социального страхования РФ. В-третьих, выплата страхового возмещения производится независимо от наличия вины работодателя (по принципу профессионального риска).
12. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений включают в себя установление видов дисциплинарных взысканий и порядок их применения. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения предусмотрены Трудовым кодексом и федеральными законами, уставами и положениями. Перечень этих взысканий носит исчерпывающий характер. Общими видами дисциплинарных взысканий, применяемых к большинству работников, являются взыскания, содержащиеся в Трудовом кодексе. Все иные нормативные правовые акты предусматривают дисциплинарные взыскания, применяемые к отдельным категориям работников. Так, к государственным гражданским служащим применяются взыскания, предусмотренные Законом о государственной гражданской службе. Дисциплинарные уставы утверждаются указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Они, как правило, действуют в тех отраслях экономики, видах деятельности, где от работников требуется особо ответственное отношение к выполняемым ими обязанностям. К числу таких нормативных правовых актов относятся Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 (СЗ РФ. 1998. N 47. Ст. 5742), Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 744 (СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3557). Положения о дисциплине утверждаются постановлениями Правительства РФ. Так, все виды дисциплинарных взысканий, применяемых к работникам железнодорожного транспорта, предусмотрены в Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621 (САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 608).
13. Из комментария к ст 6 ТК РФ можно сделать вывод, что для формирования бюджета по показателям, относящимся к сфере труда и охраны труда, для установления прожиточного минимума трудоспособного населения и пенсионеров, принятия иных социальных законов применяются статистические данные по вопросам труда и охраны труда. Трудовой кодекс относит установление таких данных к полномочиям федерального органа государственной власти. Этим органом являлся Государственный комитет РФ по статистике (в настоящее время - Федеральная служба государственной статистики). Этот Комитет утверждал также формы учета, имеющие важное значение для организации труда и производства. Так, Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Они состоят из документов по учету кадров и документов по учету использования рабочего времени и по учету расчетов с персоналом по оплате труда. Первые из них, к которым относятся штатное расписание, приказы о приеме на работу, о переводе работника на другую работу и о прекращении действия трудового договора, распространяются на юридические лица всех форм собственности. Вторые - табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы применяются ко всем юридическим лицам, кроме бюджетных учреждений.
14. Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений, предусмотренный комментируемой статьей, завершается полномочиями по установлению особенностей правового регулирования трудовых отношений. Эти полномочия отражают общую тенденцию развития трудового законодательства, которое наряду с нормами, распространяемыми на всех работников, содержит положения, предусматривающие дифференциацию условий труда отдельных категорий работников. При такой дифференциации учитываются особенности выполняемой работы, обеспечивающей исполнение полномочий государственных органов (Закон о государственной гражданской службе), природно-климатические условия (Закон о Крайнем Севере), профессиональные особенности (Закон о железнодорожном транспорте; Закон о профессиональном образовании), специфика трудовой функции - труд руководителя организации (Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) и иные особенности. Комментируемый ТК содержит специальный раздел XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников", который значительно расширяет (по сравнению с ранее действовавшим КЗоТ) круг лиц, на которых распространяются дифференцированные нормы трудового законодательства.
15. Завершается статья 6 ТК РФ частью 2 - полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Эти полномочия определяются двумя факторами. Первый фактор - полномочия федеральных органов государственной власти. Вопросы, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, могут быть предметом регулирования органов государственной власти субъектов РФ. Второй фактор - нерешенность вопросов, относящихся к трудовым и связанным с ними отношениям, на федеральном уровне. В этом случае такие вопросы могут быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Их срок действия - до принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ. После его принятия закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ прекращает свое действие.
Система трудового права
Система труд. права – это совокупность правовых норм, регулирующих трудовые и связанные с ними общественные отношения, структурно сгруппированные в правовые институты по группам однородных отношений.
Ех.:
- Институт соц. Парнёрства
- Институт трудового договора
- Институт материальной ответственности
Отрасли трудового права
- Общая часть
- предмет трудового права
-принципы трудового права
-общие трудовые права и обязанности работников и работодателей
-источники трудового права
-социальное партнёрство
- Особенная часть(регламентирует отдельные стороны (элементы) этих отношений)
-трудоустройство и занятость
-трудовой договор
-защита персональных данных работников
-рабочее время, время отдыха
-оплата труда
-дисциплина труда
-материальная ответственность
-охрана труда
-защита трудовых прав
-трудовые споры
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
6 Понятие и содержание принципов трудового права. Их реализация в нормах трудового права.
Принципы трудового права – это закреплённые в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права, главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанные с функционированием рынка труда, применением и организацией труда.
К числу всеобщих принципов, являющихся необходимыми элементами функционирования всех отраслей
права (и трудового в том числе), относят принципы:
· свободы
· равенства
· социальной справедливости
· гуманизма
· законности
· демократизма
· защиты прав и свобод человека и гражданина
Статьи 30, 37, 41, 43 и 45 Конституции РФ закрепляют следующие принципы правового регулирования в сфере труда, соответствующие международным стандартам и раскрывающиеся далее в нормативных правовых актах российского законодательства:
- Свобода труда и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
- Запрет принудительного труда.
- Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
- Право на охрану здоровья.
- Право на отдых.
- Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимума.
- Право на защиту от безработицы.
- Право на объединение, гарантирование государством свободы деятельности общественных объединений.
- Право на защиту прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами.
- Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
- Право на образование.
Классификация принципов российского трудового права
Принципы российского трудового права закреплены в ст. 2 ТК. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ,
основными принципами правового регулирования труда признаются:
• свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на
который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
• запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
• защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
• обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на
условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
• равенство прав и возможностей работников;
• обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату
справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для
него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
• обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
• обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих
прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
• обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
• сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и
иных непосредственно связанных с ними отношений;
• социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей,
их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений;
• обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением
им трудовых обязанностей;
• установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
• обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод,
включая судебную защиту;
• обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров,
а также права на забастовку в порядке, установленном ТК и иными федеральными законами;
• обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора,
включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
• обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
• обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
• обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Содержание основных принципов российского трудового права.
Рассмотрим содержание некоторых основных принципов правового регулирования
труда в России.
1. Принцип свободы трудаявляется сегодня наиболее важным в системе принципов
российского трудового права, он закреплен в ст. 37 Конституции РФ, согласно которой труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Данный принцип проявляется в свободе заключении трудового договора, в свободном установлении сторонами его условий, не ухудшающих положения работника по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями, в возможности прекращения трудового договора по желанию работника с соблюдением предусмотренной ТК процедуры (по общему правилу по истечении 2-недельного срока предупреждения об увольнении работник вправе прекратить работу, а работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет вне зависимости от каких-либо обстоятельств).
В ТК, в отличие от прежнего КЗоТ ("Кодекс законов о труде Российской Федерации"), предусмотрено единое правило расторжения по инициативе работника как трудового договора, заключенного на неопределенный срок, так и срочного трудового договора. В прежнем КЗоТ существовала норма о необходимости наличия уважительных причин для расторжения срочного трудового договора по инициативе работника, которая впоследствии была признана не соответствующей положениям ст. 37
Конституции РФ, т. е. принципу свободы труда, и не получила нормативного закрепления в ТК.
2. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, также закреп ленный в Конституции РФ, находит свою конкретизацию в положениях Закона о занятости, где определяются основные направления государственной политики в области занятости, права и обязанности государственной службы занятости, работодателей и граждан,
обратившихся в службу в целях подыскания подходящей работы или признания их безработными. Данный принцип находит свою конкретизацию и в иных нормативных правовых актах, регулирующих организацию общественных работ, квотирование рабочих мест и т. п.
3. Принцип сочетания государственного и договорного регулированиятрудовых отношений проявляется в установлении государством минимального уровня основных гарантий для работников, которые работодатель не вправе уменьшать. Государство устанавливает: минимальный размер оплаты труда, минимальную продолжительность ежегодного
оплачиваемого отпуска, максимальную продолжительность рабочей недели, размер и порядок производства удержания из заработной платы и т. д. В существовании государственного централизованного регулирования, в частности, проявляется единство трудового права. В то же время правовое регулирование дифференцировано в зависимости от условий труда, возраста, состояния трудоспособности, пола и наличия детей, специфики выполняемой функции. Дополнительные льготы и гарантии предоставлены гражданам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также в районах Крайнего Севера, несовершеннолетним гражданам, беременным женщинам и работникам, имеющим малолетних детей, обучающимся без отрыва от производства, являющимся членами выборного профсоюзного
органа. Государственное регулирование дополняется установлением определенных условий труда в коллективных договорах и соглашениях, индивидуальных трудовых договорах.
4. Принцип запрещения принудительного трудатакже закреплен в Конституции РФ.
Статья 4 ТК определяет принудительный труд -как выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке и пр.
Принцип запрета принудительного труда находит свое отражение в ряде статей ТК. Например, ст. 142 ТК устанавливает право работника прекратить работу по истечении 15 дней задержки выплаты заработной платы. Данная норма базируется на принципе запрещения принудительного труда, поскольку по общему правилу труд без оплаты рассматривается международным правом как труд принудительный.
5. Принцип запрета дискриминациив трудовых отношениях вытекает их закрепленного в Конституции РФ общеправового принципа равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 19). Этот важный принцип конкретизирован в ст. 3 ТК. Никто не может быть
ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного,
семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или не принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
При этом не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными ФЗ , либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Принцип запрета дискриминации находит свое отражение в некоторых иных статьях ТК. Так, при заключении трудового договора, согласно ст. 64 ТК, работодателю запрещается ограничивать права работника или устанавливать какие-либо прямые или косвенные преимущества по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.
6. Принцип социального партнерства, закрепленный в ТК, развивает и более объемно, широко закрепляет право на объединение, свободу ассоциаций, право на создание профессиональных союзов, установленные в Конституции РФ и международных НПА. Данный принцип подразумевает необходимость конструктивного сотрудничества работников, работодателей и государства на различных уровнях (у конкретного работодателя, в отрасли, в рамках профессии, в субъекте РФ, на уровне государства) для согласования своих объективно противоположных интересов, поиска компромисса, достижения социально значимых и полезных результатов. Данный принцип преимущественно конкретизируется в ст. 23–55 ТК, Законе о профсоюзах, других нормативных правовых актах.