Понятие преступления и классификация преступлений в странах мусульманского права.
Пытаясь выяснить понятие преступления в странах мусульманского права, мы сталкиваемся с двумя преградами: 1) полное отсутствие в мусульманской уголовно-правовой доктрине сколь-нибудь общего учения о преступлении 2)переплетенность, взаимосвязанность в мусульманском уголовном праве вопросов преступления, с одной стороны, и наказания, а также процессуального доказывания преступления, с другой. В соответствии с принципами шариата всякий человеческий поступок подпадает под одну из пяти категорий: обязательный (ваджиб), запрещенный (харам или махзур), рекомендуемый (.мандуб), предосудительный (.макрух) или безразличный (дозволенный) (мубах или джа'из). Для уголовного права значение имеют только две первые категории поступков: обязательные и запрещенные.
К обязательным относятся такие действия, необходимость совершения которых прямо предписывается шариатом.
К запрещенным, напротив, относятся такие действия, совершение которых не дозволяется либо никогда, либо без каких-либо условий. Совершение запрещенного и несовершение обязательного действия образуют, в свою очередь, грех (в самом общем значении этого слова).Из такого обобщенного определения преступления, привязанного к ad hoc решаемому вопросу о природе деяния, следует переплетенность уголовно наказуемых деяний с деликтами иного рода. Иными словами, не все, что во множестве иных государств относится к преступлениям, является таковым по мусульманскому уголовному праву. ТКлассификация (категоризация) преступлений. Деяние, за которым следует наказание, может принадлежать, согласно мусульманскому уголовному праву, к одной из трех категорий: преступления худуд (множественное число от хад), преступления кисас или преступления та'азир (множественное число от тазир).
Критерий для отнесения деяния к одной из трех категорий по сути своей двойной: он связан, во-первых, с тем, чьи права нарушаются преступлением, и насколько, во-вторых, определено предписанное за последнее наказание.
Соответственно, в мусульманской юриспруденции выделяются три группы прав, могущих быть нарушенными преступлениями: права Аллаха, права индивида, права Аллаха в сочетании с правами индивида. Последняя группа прав делится, в свою очередь, на две подгруппы, в каждой из которых доминируют либо интересы божественного, либо интересы человеческого.
Следуя этой систематизации нарушаемых прав, можно выстроить такую схему категорий преступлений по мусульманскому уголовному праву:
— к преступлениям худуд относятся те, что посягают на права Аллаха либо на права Аллаха в сочетании с правами индивида (где доминантой являются интересы божественного). Наказания за преступления худуд точно установлены в Коране и Сунне;
— к преступлениям кисас относятся те, что посягают на права индивида либо на права Аллаха в сочетании с правами индивида (где доминантой являются интересы человека). Наказания за преступления кисас также точно установлены в Коране и Сунне;
— к преступлениям та'азир относятся те, что посягают на права индивида. Наказания за преступления та'азир, в отличие от преступлений худуд и кисас, в Коране и Сунне не определены.
16. Структура преступления в странах континентального права.
Учение о структуре преступления по французскому уголовному праву предполагает в целом раскрытие материального и морального элементов преступного деяния, а также вопроса о субъекте преступления.
Материальный элемент преступного деяния определяется во французской юридической литературе по-разному. Так, Pacca полагает, что «материальный элемент представляет собой позитивное или негативное поведение, наказуемое уголовным законом». При этом под позитивным поведением понимается действие, под негативным — бездействие
Конт и Мэстр дю Шамбон характеризуют материальный элемент деяния через три категории: поведение, результат и причинность2. Поведение, как отмечают они, может быть активным (действие) или пассивным (бездействие). Большая часть преступных деяний согласно их определению во французском уголовном праве могут быть совершены только путем действий. Действие предполагает «физическую инициативу» исполнителя (например, изъятие имущества при краже, дачу ядовитого вещества при отравлении и т. д.). Вместе с тем в некоторых случаях действия исполнителя ограничиваются «простым состоянием ума», или сознания. Так, действием признается заговор (ст. 412-2 УК), который фактически состоит в самом решении совершить преступное деяние. Это «решение», выраженное вовне, и представляет собой то необходимое действие, которое служит основанием для привлечения к уголовной ответственности.УК Франции содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за бездействие. Количество преступных деяний, которые могут быть совершены путем бездействия, ограничено. Речь идет в основном о тех случаях, когда с бездействием связано наступление существенного вреда. Выделяются также виды бездействия, которые реализуются в рамках определенной деятельности. Примером такого преступного деяния может служить предусмотренное ст. 432-5 УК умышленное уклонение от пресечения незаконного лишения свободы, совершенное лицом, обладающим государственной властью. Другой пример: неисполнение обязанности лицом, профессиональная деятельность которого предполагает продажу движимого имущества, по ведению реестра (ст. 321-7 УК).Но ответственность за бездействие наступает только тогда, когда это специально предусмотрено законом.Понятие результата является наименее разработанным в уголовно-правовой доктрине. Как уже отмечалось, далеко не все авторы считают результат одним из составляющих признаков материального элемента преступного деяния. Во французской литературе также отмечается, что для наиболее опасных видов поведения законодатель устанавливает наказуемость более ранних стадий проявления преступного поведения при наличии лишь угрозы причинения вреда. В таких случаях преступное деяние не имеет юридического результата, для него существуют лишь социологический, материальный и легальный результаты. Вот пример. Смерть, будучи легальным результатом убийства, не является необходимым последствием для такого преступления, как отравление (ст. 221-5 УК). Следовательно, в последнем отсутствует юридический результат. Другим примером может служить такое преступное деяние, как организация злоумышленников (ст. 450-1 УК), когда создание организации лишь создает угрозу совершения каких-либо преступлений или проступков, подлежащих наказанию.
В уголовном праве Франции проводится деление преступных деяний на материальные и формальные. Для формальных преступных деяний не требуется наступления юридического результата. Итак, в уголовно-правовой доктрине определение материального элемента достаточно сложно и не отличается единообразием подходов. Одни авторы отождествляют материальный элемент с самим поведением (активным или пассивным), другие раскладывают его на составляющие — поведение, результат, причинность. Правда, единодушие проявляется в том, что все авторы материальным элементом преступного деяния признают некую объективную, внешнюю характеристику поведения субъекта правонарушения в отличие от внутренней, психологической, выраженной в моральном элементе преступного деяния.
УК Франции не содержит общего определения вины. Во французской юридической литературе можно встретить самые разные определения вины и виновности. Можно выделить следующие формы вины по уголовному праву Франции: а) умышленная вина, или преступный умысел (la faute intentionnelle ои intention criminelle); б) неумышленная вина, или неосторожная вина (la faute поп intentionnelle ои faute d'imprudence); в) презюмируемая вина, или вина при нарушениях (la faute presumee ои faute conraventionnelle). Помимо этих основных форм нередко в качестве самостоятельных выделяют так называемые промежуточные формы: неопределенный умысел и эвентуальный умысел (Конт и Мэстр дю Шамбон)\
ГерманияУчение о структуре преступления по немецкому уголовному праву. В доктрине уголовного права преступным деянием признается противоправное, виновное, соответствующее признакам «состава закона» деяние и находящееся под угрозой наказание деяния. Указанные признаки (кроме третьего) вытекают из § 12 УК, а признак «соответствие составу деяния»1 — из § 13 УК. Первым признаком преступного деяния является деяние. Оно представляет собой человеческое поведение как в его активной форме (действие), так и в пассивной (бездействие). Действие должно быть осознанным. В связи с этим неосознанные действия не являются деянием в уголовно-правовом смысле слова (например, рефлекторные действия или телодвижения, которые обусловлены воздействием третьих лиц или действием сил природы). Действие должно быть в причинной связи с наступившим или желаемым результатом. Бездействие может быть осознанным или неосознанным. В обоих случаях бездействие только тогда является деянием в уголовно-правовом смысле слова, когда бездействующее лицо а) имеет возможность активно действовать и б) осознает эту возможность и на основании закона обязано активно действовать. § 13 УК устанавливает: «Кто, бездействуя, вызывает наступление последствия, предусмотренные составом деяния, подлежит наказанию только тогда, когда он юридически был обязан не допускать последствия, и если бездействие соответствует выполнению состава деяния путем действия».
Вторым признаком преступного деяния является противоправность. Заметим, что согласно уголовному кодексу в редакции 1871 г., противоправность понималась как противоречие только уголовному закону, т. е. как уголовная противоправность. Сейчас же это понятие существенным образом расширилось. В современной уголовно-правовой доктрине противоправность понимается в более широком смысле слова: противоречие деяния правопорядку в целом, т. е. соответствующее деяние содержит в себе признаки «состава закона» преступного деяния или нарушения общественного порядка. Такое деяние только тогда не является противоправным, когда у лица отсутствует понимание того, что оно действует противоправно, если оно не могло избежать этой ошибки (§ 17 УК). Поэтому ошибка в запрете (т. е. ошибка лица относительно того, что оно действует противоправно), как правило, влечет за собой признание невиновности лица. Если же лицо заблуждается в фактических обстоятельствах дела (т. е. его заблуждение относится к определенным признакам конкретного «состава закона»), то считается, что такая ошибка исключает совершение умышленного деяния и лицо может быть наказано только за совершение деяния по неосторожности (абз. 1 § 16 УК).
Третьим признаком преступного деяния является «соответствие составу закона». Этот признак понимается как выполнение конкретным деянием законодательно определенных признаков состава закона, т. е. признаков, определенных в соответствующей норме. О соответствии преступного деяния составу закона или о выполнении состава закона речь может идти только тогда, когда его признаки соответствуют всем признакам состава закона. В более узком смысле слова состав закона понимается как законодательное определение объективных и субъективных предпосылок поведения, находящегося под угрозой наказания, необходимых для признания его преступным деянием. Составы закона детально регламентируются в Особенной части УК.
Существенной особенностью германского уголовного права является то, что вина не рассматривается как элемент состава закона.
В германской уголовно-правовой доктрине составы делятся на деликты-действие и деликты-бездействие, формальные и материальные составы (используя применяемую в российском уголовном праве терминологию). Особо выделяется группа деликтов опасности и группа преступных деяний, совершенных самим исполнителем. УК знает деление составов на основные, квалифицированные и привилегированные (например, в разделах 16, 17 Особенной части УК).
Еще одним признаком преступного деяния является наказуемость>.
17. Структура преступления в странах общего права.
Современное учение о структуре преступления является плодом теоретической мысли сравнительно позднего этапа развития общего права и восходит в своих истоках ко второй половине XIX — началу XX в., когда доктрина вместо анализа уголовного права ad hoc, от-преступления-к-преступлению, стала делать первые реальные шаги в направлении обобщения и теоретического абстрагирования.В основу структуры преступления английские юристы кладут средневековую максиму actus поп facit гейт nisi mens sit rea — действие не делает виновным, если не виновна мысль. Следуя приведенной максиме, можно сказать, что английская доктрина уголовного права в ее классическом варианте рассматривает преступление в целом как единство двух элементов: actus reus (запрещенного поведения в самом широком, общем смысле последнего слова) и mens rea (сопутствующего таковому поведению психического настроя). Для признания деяния при соблюдении прочих условий преступным оно должно носить волимый (voluntary) характер, и этот признак является, по сути, единственным юридически значимым и обязательным. Соответственно отсутствие волимости в совершенном деянии влечет оправдание обвиняемого, и в этом смысле неволимостъ является основанием защиты. И законодательство, и судебная практика часто действуют в определении неволимости ad hoc, относя к ней конвульсии, мускульные спазмы, действия, следующие за пробуждением, физически вынужденные действия и т. п.
При этом ссылка на неволимость поведения имеет три признанных судебной практикой исключения. Во-первых, это ситуации так называемого «невменяемого автоматизма», когда поведение являлось неволимым вследствие заболевания, позволяющего охарактеризовать действия лица как совершенные в состоянии невменяемости: в таком случае для обвиняемого единственно доступно основание защиты вследствие невменяемости, но не основание защиты вследствие неволимости совершенных действий. Во-вторых, ссылка на неволимость действий не допускается судами в случаях, когда она вызвана опьянением; действия лица расцениваются по правилам, установленным для оценки юридического значения опьянения. Основание к этому изъятию усматривается в социальной опасности, которую представляют лица, находящиеся в состоянии опьянения. В-третьих, неволимость поведения не является в целом основанием защиты в тех случаях, когда она стала следствием «предшествующей вины» лица, типичным примером чего служит пренебрежение своим болезненным состоянием.Волимые активные действия лица являются типичным примером деяния как составного компонента actus reus. Однако наряду с ними «деяние» для целей уголовного права может образовываться и рядом иных особых поведенческих явлений, среди которых следует назвать «преступную обстановку / статус» и «преступное владение».
«Преступная обстановка / статус» предполагает, что лицо наказывается за его нахождение в определенной обстановке, за его особый социальный статус, и наказывается при этом независимо от каких-либо его действий по «приведению» себя в ту или иную обстановку или в тот или иной статус. (пример с депортацией)
Преступное владение» предполагает ответственность за нахождение у лица определенных предметов, хотя бы с его стороны к их завладению не предпринималось никаких действий. Тем не менее в большинстве случаев вопрос об ответственности за «преступное владение» решается не столько на основе actus reus, сколько на основе mens rea, так что лишь осознанное и, как следствие, волимое (в плане actus reus) владение считается оправдывающим уголовную ответственность.Анализ ответственности за бездействие можно свести к разрешению проблемы в рамках двух возможных ситуаций: ответственность наступает либо за несовершение действия per se (иными словами, в ситуации, когда нарушение некоей обязанности действовать объявляется само по себе преступным), либо за преступный результат, причиненный посредством бездействия (иными словами, в ситуации, когда лицо совершает преступление, бездействуя, т. е. нарушая тем самым обязанность предотвратить причинение ущерба, причинение которого запрещается и наказуется той или иной уголовно-правовой нормой).
18. Структура преступления в странах мусульманского права.
Структура преступного деяния. Изложение общего понимания преступного деяния по мусульманскому уголовному праву представляет известную сложность из-за, по сути, отсутствия в уголовно-правовой доктрине сколь-нибудь общего учения о преступлении. Господствующая в доктрине точка зрения сводится к тому, что выработать общие для всех преступлений постулаты, относящиеся к физическому и психическому компонентам наказуемого деяния, сложно, если не невозможно.Первым элементом преступного деяния является внешний, объективный, физический его элемент. В отсутствие обобщенных конструкций точность и подробность изложения объективного компонента преступления приобретает особую значимость, и здесь мусульманское уголовное право действительно в большинстве случаев весьма подробно формулирует соответствующие правила, тесно переплетая их с доказательственными нормами. Вторым элементом преступного деяния по мусульманскому уголовному праву является психический элемент, элемент намерения, 'амд, в совершении преступления (слово «намерение» понимается здесь пока что в самом широком смысле, как вообще психическая деятельность лица, связанная с совершением преступления).Соответственно каждое преступное деяние связывается с определенным ему намерением. При этом неосторожно совершенное деяние либо вовсе не рассматривается как преступное, либо (как в посягательствах на жизнь и здоровье) карается исключительно денежным наказанием.
Соответственно каждое преступное деяние связывается с определенным ему намерением. При этом неосторожно совершенное деяние либо вовсе не рассматривается как преступное, либо (как в посягательствах на жизнь и здоровье) карается исключительно денежным наказанием.
Можно наметить несколько наиболее значимых обстоятельств (условий), исключающих уголовную наказуемость деяния :малолетие лица, совершившего преступление,также приобретение способности разумного суждения. невменяемость лица.Что касается привычных оснований к исключению преступности деяния, то первым, бесспорно, необходимо отметить самооборону.
Принуждение (т. е. воздействие на человека угрозой непосредственного применения физического насилия) полностью исключает уголовную наказуемость таких совершенных принуждаемым преступлений, как хищение, прелюбодеяние, употребление алкоголя и т. п. Совершение намеренного убийства (катлъ алъ-'амд) под принуждением образует для принуждаемого преступление категории та'азир, а принуждающий несет ответственность так, как будто сам исполнил деяние, за преступление категории кисас. Для действительности ссылки на принуждение требуется, кроме того, чтобы принуждающий был способен осуществить свою угрозу, а принуждаемый — верил в ее реальность.