Принципы правотворческой практики

Разнообразные виды правотворческой практики должны базироваться на определенных принципах - фундаментальных идеях (идеалах) и исходных нормативно-руководящих началах (требованиях), обеспечивающих высокое качество и эффективность подготовки, принятия и обнародования нормативно-правовых предписаний.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Демократизм предполагает участие населения в процессе правотворчества, максимальный учет общественного мнения на всех этапах этого процесса, осуществление правотворческих полномочий и действий либо непосредственно гражданами, либо через своих представителей в органах государственной власти или местного самоуправления. Демократизм правотворческой практики находит закрепление в 32, 33, 94, 105 и других статьях Конституции РФ.

2. Принцип законности, т.е. требование строгого и неукоснительного соблюдения законов и непротиворечащих им (законам) правовых актов, относится ко всем правотворческим органам и должностным лицам. Они не должны выходить за рамки своей правотворческой компетенции. Принятие и закрепление правотворческих решений возможно только с соблюдением процедур, установленных законом или иным формальным источником права. Этот принцип нашел закрепление в пункте 2 статьи 15 Конституции РФ.

3. Научный характер правотворчества заключается в правильном и адекватном отражении в правотворческих решениях реальной действительности и перспектив развития конкретного общества, отдельного региона в обеспечении системности и непротиворечивости законодательства, в привлечении научных учреждений и отдельных ученых (юристов, социологов, экономистов и т.п.) на всех стадиях правотворческого процесса.

4. Суть принципа гласности выражается, с одной стороны, в том, что правотворческая деятельность всех компетентных органов должна быть открытой и доступной для граждан, с другой - в том, что все государственные учреждения, органы местного самоуправления и должностные лица в соответствии с законом обязаны предоставлять гражданам по требованию последних полную и достоверную информацию о своей правотворческой деятельности.

5. Принцип профессионализма означает, что любая правотворческая практика требует профессиональной подготовки ее субъектов, умелого использования специальных приемов и средств юридической техники. Нельзя забывать того, что экономические, политические, социальные, юридические, нравственные и иные последствия несвоевременно принятых либо противоречивых и непродуманных нормативных актов могут быть весьма существенными как для отдельных граждан (их коллективов и организаций), регионов, так и страны в целом.

6. Объективно назревшие потребности общественного развития, необходимость изменения той или иной сферы правового регулирования требуют своевременного и оперативного издания соответствующих нормативно-правовых актов. Так, задержка с принятием Гражданского кодекса РФ, полноценных законов, регулирующих деятельность банков и иных финансовых структур, оказала довольно негативное влияние на развитие экономики России, породила различного рода финансовые махинации и социальную напряженность в обществе.

Мы рассмотрели лишь несколько всеобщих принципов, которые должны составлять фундамент правотворческой практики в любой стране. Существуют и другие основополагающие начала (гуманизм, плановость, целесообразность, экономичность, непрерывность и т.п.), которые должны определять качество правотворчества во всех цивилизованных странах.

ВОПРОС 26

13.6. Понятие и основные признаки нормативных актов

Нормативные акты - это официальные акты-документы, закрепляющие решения компетентных правотворческих субъектов и содержащие нормативно-правовые предписания (например, конституции, обычные законы, кодексы, постановления правительства).

Основные признаки нормативно-правового акта следующие:

1. Он представляет собой особую разновидность правовых актов, занимая свое специфическое место среди актов применения, толкования и реализации права.

2. Это официальный акт-документ, имеющий специфические структуру, содержание, форму, способы и стиль письменного изложения, символы и реквизиты (наименование, дату издания и введения в действие, разделы, главы, статьи, пункты, подписи и т.п.).

3. Он закрепляет результат правотворческой деятельности (правотворческое решение), служит внешней формой выражения и бытия нормативных предписаний.

4. Нормативно-правовые акты носятвластный, обязательный характер.

5. Все они должны быть обеспечены мерами государственного и иного воздействия (древние говорили: "Когда закон дает право, он дает и средства его защиты").

6. Нормативно-правовые акты являются общими, поскольку адресуются персонально-неопределенным субъектам, действуют непрерывно, регламентируют наиболее типичные социальные ситуации ("закон не обращает внимания на малозначительные вещи", - отмечали римские юристы).

7. Вместе с тем нормативный акт должен закреплять вполне определенное,четко и ясно сформулированное предписание (правило, веление), условия его реализации и защиты (охраны). "Плохо дело, - считалось с древних времен, - когда закон неясен и неопределенен".

8. Это акты строго установленных законодательством субъектов правотворчества, которые издают их лишь по вопросам, входящим непосредственно в их компетенцию.

9. Соответствующие виды нормативных актов принимаются в строго

определенной, процедурно-процессуальной форме. Так, для федеральных законов существует один порядок их подготовки и издания (см. ст. 104-108 Конституции РФ), для ведомственных нормативных актов - другой.

10. Существенным свойством нормативного акта является его юридическая сила, которая отражает свойство соподчиненности нормативных актов и предполагает определенную их сопоставимость и иерархию. Высшей юридической силой обладают законы. Все другие нормативные акты не должны противоречить законам (подзаконные акты).

13.7. Система нормативных актов в Российской Федерации.

Системный подход позволяет раскрыть разнообразные типы, виды и подвиды нормативных актов, одновременно действующих в российском обществе.

1. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них предписаний различают нормативные акты гражданского(ГК РФ), семейного (СК РФ), уголовного (УК РФ) и других отраслей права.

2. По субъектам издания возможно следующее деление:

а) нормативные акты государственных и негосударственных органов (органов самоуправления, хозяйствующих субъектов);

б) нормативные акты представительных (например, Государственной Думы РФ) и исполнительных (например, Правительства РФ) органов государственной власти;

в) нормативные акты федеральных(например Федерального Собрания РФ) и иных субъектов (думы Ярославской области) правотворчества.

3. По функциям они разграничиваются нарегулятивные и охранительные, а также правонаделительные, правоизменяющие и правопрекращающие нормативные акты.

4. В зависимости от цельности и логической завершенности различают кодифицированные нормативные акты (ГК РФ, СК РФ) и обычныенормативные акты (например Федеральный закон "Об оружии").

5. По сроку действия они разграничиваются на постоянные и временные.

6. В зависимости от территории, на которую распространяется их действие, выделяются нормативные акты федерального, республиканского, областного, местногои локального значения.

7. Нормативные акты могут быть адресованы всем лицам, проживающим на территории России, а также только ее гражданам, иностранцам, лицам без гражданства, отдельным категориям лиц (беженцам, работникам здравоохранения и т.п.).

8. По юридической силе они подразделяются на законы и подзаконные акты.

ВОПРОС 27

А. Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти (референдумом), обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Признаки закона:

а) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

б) обладает высшей юридической силой, т.е. все другие правовые акты должны издаваться на основе и во исполнение закона, не противоречить и соответствовать ему;

в) порядок его подготовки и издания определяется конституциями и регламентами законодательных органов;

г) регулирует наиболее важные общественные отношения.

На территории России действуют следующие законы:

1. Конституция РФ - основополагающий учредительный закон (закон законов), закрепляющий конституционный строй, главные правовые свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, устанавливающий систему федеральных органов государственной власти и основы местного самоуправления.

2. Федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ (например законы о Правительстве РФ, Конституционном Суде РФ).

3. Обычные федеральные законы, которые издаются по различным экономическим, политическим и иным вопросам текущей жизни общества (например, Федеральный закон "Об оружии").

4. Законы субъектов федерации, которые принимаются их представительными органами в пределах своей компетенции и действуют только на соответствующей территории (например закон Ярославской области "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти Ярославской области" от 12.09.95 г.).

ВОПРОС 28

Б. Подзаконные нормативные акты - это изданные на основе либо во исполнение законов акты, которые содержат нормативно-правовые предписания. По сравнению с законами они принимаются в более упрощенном порядке, имеют меньшую юридическую силу и не должны противоречить им.

Виды подзаконных актов, действующих на территории России.

1) Постановления палат (Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ) Федерального Собрания РФ.

2) Указы Президента РФ, издаваемые в пределах его компетенции, которая установлена в Конституции РФ.

3) Постановления Правительства РФ, которые принимаются в коллегиальном

порядке в пределах его полномочий, определенных Конституцией РФ и законом о Правительстве РФ.

4) Приказы, инструкции и другие нормативные акты министерств и государственных комитетов, издаваемые в пределах компетенции данного исполнительного органа, которая устанавливается Положением о конкретном министерстве, комитете и т.п.

5) Постановления и решения органов государственной власти и управления субъектов федерации (губернатора, правительства и т.п.).

6) Нормативные акты местных органов самоуправления.

7) Локальные нормативные акты, которые принимаются на уровне конкретных организаций (например правила внутреннего трудового распорядка предприятия, положение о главном технологе предприятия).

ВОПРОС 29

Наши рекомендации