Группа 3. Налоги на внешнюю экономическую деятельность.
Классификация налогоплательщиков – в соответствии с действующим ТК ТС.
3.1. Экспортная пошлина – пошлина, взимаемая при вывозе за пределы таможенной территории РФ через границу в основном сырья и полуфабрикатов низкой степени обработки.
3.2. Импортная пошлина – пошлина, взимаемая при ввозе внутрь таможенной территории РФ через границу в основном готовой продукции и полуфабрикатов высокой степени обработки.
3.3. Оплата услуг таможни – денежный сбор за факт пересечения границы и услуги таможни по таможенной обработке груза. Должны включать в себя услуги по государственным расценкам на складскую обработку грузов (прием, нормативное хранение, разгрузочно/погрузочные работы) складами временного хранения и брокерскую обработку таможенных документов при оформлении таможенных процедур ввоза/вывоза и иных предусмотренных в ТК ТС. Складские и брокерские услуги должны быть обеспечены логистическими предприятиями со 100% или долевым государственным участием в соответствии со стандартным списком и прейскурантом данных услуг, установленным ФТС РФ.
Таможенный тариф должен быть пересмотрен, так как все пошлины должны взиматься с физически измеряемых величин, таких как количество единиц товара в грузе при штучном товаре или веса товара брутто при разносортном товаре, в том числе и для комплектных товаров (когда части взаимно дополняют друг друга) и для ассортиментных товаров (когда в одном грузе находится некий ассортимент, например, различные автозапчасти). Величина, к которой привязывается пошлина, должна измеряться однозначно и желательно максимально простым способом. Без возможности двойного толкования. Страна изготовления товара должна контролироваться только по принципу: впускать товар в РФ или не впускать в случае применения Россией санкций в адрес страны изготовителя товара и только для полностью готовых к продаже потребительских товаров пищевого и не пищевого назначения. Для различных деталей, комплектующих и непищевых полуфабрикатов, ввоз которых в РФ стимулирует их дальнейшую переработку/сборку ограничения по стране происхождения применяться не должны. Размер пошлин не должен зависеть от страны происхождения товара.
Необходимо ввести в таможенный тариф объединительные коды ТН ВЭД и ставки пошлин для оформления в упрощенном режиме ряда товаров комплексного содержания с аналогичным изготовлением и/или применением (например, автозапчасти различных видов для не серийного ремонта автомобилей, одежда и обувь из комбинированных материалов и т.п.). Один из вариантов решения данной задачи – ведение ставок пошлин для первых шести знаков кодов ТН ВЭД и признания кодировки товаров в шесть знаков (вместо десяти знаков) достаточной для взимания таможенных пошлин.
Основные задачи, решаемые данной реформой:
А) Соблюдение баланса интересов государства и участников ВЭД;
Б) Максимальная автоматизация и ускорение процесса таможенной и логистической обработки грузов с принципиальным исключением возможности коррупции.
Основные интересы участников ВЭД:
А) ускорение процесса таможенной и логистической обработки грузов;
Б) уменьшение издержек на логистику и исключение создания необоснованных конкурентных преимуществ в процессе таможенного оформления, одновременно вызывающих коррупцию;
В) Исключение возможности возникновения административной и уголовной ответственности у участника ВЭД в процессе таможенного оформления при экспорте и импорте разрешенных к перемещению грузов.
Основные интересы государства при регулировании ВЭД:
А) Создание условий максимального благоприятствования торговле, при которых основной задачей государства не обобрать предпринимателя-участника ВЭД или посадить его в тюрьму на основании огромного количества административных и уголовных статей за правонарушения, которые изначально можно исключить из практики, если изменить методику соблюдения государственных интересов (взимания таможенных сборов и оформления таможенных процедур).
Б) Стимулировать экспорт/импорт товаров нужной для государства номенклатуры или получить пошлины за экспорт/импорт товаров ненужной для государства номенклатуры (заградительные пошлины).
В) Исключить коррупционную составляющую из практики работы таможни.