II. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу
…
7. Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.
…
Налоговая система Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций в национальные экономики. Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.
Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов. Налоговая нагрузка воспринимается болезненней добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в недополучении бюджетом доходов, которые могли бы быть использованы в интересах общества, но и в неравенстве условий экономической деятельности.
…
10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества. [1] , –
при этом естественно, что первой задачей бюджетного процесса является процесс сбора средств в доходы бюджета, то есть процесс, связанный с системой налогообложения и таможенных сборов.
Если заглянуть в словарь, то Концепция – это система путей решения выбранной задачи. Рассматриваемой мной задачей является сбор средств в бюджет основанный на системе налогообложения и таможенных сборов.
Если обратиться к истории налогообложения в нашем государства, то в прежние времена данная задача сбора средств всегда решалась прозрачно:
«Налоги люди платят с давних веков. Налоги («дань за двенадцать лет», подати, десятины) представляют собой обязательные сборы, взимаемые сильным со слабых обычно под лозунгам «крышевания», то бишь защиты слабых. Защита может быть физическая и духовная (церковная десятина), которая добавилась при князе Владимире Красное Солнышко, великом крестителе Руси, к дани на содержание князя и его дружины. Для любого государства налоговая система, наряду с армией, всегда являлась одним из краеугольных камней своего существования.»[2] Это выдержка из статьи «Развитие налогового законодательства в России: история и современность» А.Б. Опокина из коллективной монографии «Государственно-правовое регулирование» за 2016 г. В ней подробно изложены исторические этапы развития налогового законодательства на территории России.
Если изложить ситуацию коротко и схематично, то развитие налогообложения проходило различные периоды, например:
1) в древней Руси «по кунице с дыма» – то есть прямой налог на домохозяйство при сборе дани князем с дружиной, чуть позднее подушная дань – то есть прямой налог на налогоплательщика и доля от продажи товаров купцами – то есть налог на выручку с предпринимателей ведущих торговый бизнес, добровольно-принудительно сдававшаяся представителям власти (то есть князя);
2) позднее в зависимости от эпохи использовались и подворная, и подушная подати, а также появились прямые лицензионные сборы за право ведения различных видов бизнеса (например, на частную рыбную ловлю) и прямые налоги на различные виды имущества и инфраструктуры (бани, постоялые дворы, площадки для торговли лошадьми, дубовые колоды для изготовления гробов и т.п.);
3) использовались прямые налоги на физ. лиц (например, на право ношения бороды, за приверженность к старым обрядам у старообрядцев);
4) при экспортно-импортных операциях появились таможенные пошлины;
5) в доход бюджета уходила прибыль от продажи казенных (монополизированных государством) товаров, таких как соль, алкогольные напитки, деготь, мел и т.п.;
6) после 1917 года и до поражения Советского союза в геополитической борьбе с Западом в сфере налогообложения у нас существовали и то, и другое – и продразверстка, то есть прямой отъем налога в натуральной форме, и монополизация доходов от торговли всеми товарами позднее;
7) в 90-е годы под контролем представителей победителя в геополитической борьбе (США и Западной коалиции стран) – «холодной войне» – была сформирована основная часть существующей налоговой системы с высокой степенью коррупционной емкости. И, если в начале налогообложение сосуществовало с коррупцией и рэкетом, то позднее доля рэкета значительно уменьшилась и распределилась между коррупцией и увеличением собираемости налогов. В настоящее время у нас используются и прямые налоги (на прибыль, на имущество, на доход физ. лиц и т.д.), и косвенные налоги (НДС, акцизы, пошлины, сборы).
Карл Маркс говорил, что: «Косвенные налоги скрывают от каждого отдельного лица сумму, которую оно платит государству, тогда как прямой налог ничем не замаскирован, взимается открыто и не вводит в заблуждение даже самого темного человека. Прямые налоги, следовательно, побуждают каждого контролировать правительство, тогда как косвенные налоги подавляют всякое стремление к самоуправлению.»
Всем известно, что в настоящее время предприниматель, осуществляя свою деятельность, зарабатывает прибыль. Потом он совместно с бухгалтером определяет ее размер и размер налогов. Уже на этом этапе перед предпринимателем возникает искушение по оптимизации своих налогов, учитывая их размер и механизм расчета:
1) если предприниматель оставит всю прибыль на предприятии, то обязан отдать государству чуть более 32% (в виде налога на прибыль и НДС);
2) если потратит на выплату зарплат своим сотрудникам – государству будет причитаться почти 52% (в виде НДС, налогов на социалку (с ФОТ) и подоходного налога (НДФЛ))
3) если потратит все деньги на виртуальные расходы – государству не причитается ничего. Просто ноль.
Далее предприниматель составляет на себя донос в виде соответствующих деклараций, сдает их в контролирующие органы, платит указанные в декларациях суммы налогов и начинает отсчитывать три года своей ответственности за правильность и соответствие указанных в декларациях и оплаченных сумм.
И налогов у нас много, и под каждый налог есть отдельный контролирующий орган или, как минимум, отдельное подразделение контролирующего органа и сотрудники его при проведении проверки, как и гаишник при проверке документов, всегда начинают со слова: «Нарушаем!..» Это одна сторона медали.
Предприниматель же для того, чтобы вести бизнес и вместо того, чтобы просто заниматься своим делом и содержать своих сотрудников, производящих реальный товар или услуги, вынужден содержать еще штат бухгалтерии, не производящей ничего, кроме огромного количества отчетности, документов и разных бумажек, необходимых контролирующим органам для администрирования сбора налогов и проверки предпринимателя.
Не секрет, что у налоговых органов есть план по сбору налогов, хотя не понятно каким образом можно запланировать предпринимательскую активность и удачливость в заключении выгодных сделок, помноженных на принципиальность налогоплательщика, честность и гражданскую ответственность при расчете и оплате налогов и сборов.
При этом нужно учитывать, что Россия не единственная страна в мире. Вокруг нас множество стран с отличающимися от российских системами налогообложения, в том числе оффшорные зоны, основной задачей которых является создание системы, позволяющей не платить налоги вовсе или сильно их уменьшить.
Таким образом, Концепция налогообложения, с учетом Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годах – это система и она должна быть построена на следующих основных принципах – система должна быть:
1. Простой в исполнении налоговых обязательств налогоплательщиками – обычному налогоплательщику важно понимать механизм и размер оплаты налогов и абсолютно не принципиально знать какими способами государство будет оплачивать из бюджета расходы на создание условий стандарта качества жизни (отраженного в утвержденном Правительством нормативе);
2. Выгодной для налогоплательщика и для государства – при минимальном размере налогов для налогоплательщика, но достаточном размере доходов бюджета для деятельности государства;
3. Справедливой в глазах общества – то есть социально-ориентированной и стимулирующей развитие гражданина, общества и государства;
4. Сбалансированной – то есть льготы не должны превышать возможности их оплатить из бюджета, лучше дайте денег тем, кто работает на обеспечение этой льготы (заботы государства) или тем о ком заботится государство, чтобы они себе сами все купили при необходимости;
5. Без альтернативной в исполнении налоговых обязанностей – то есть максимальная собираемость налогов при минимальных затратах налогоплательщика на администрирование сбора налогов;
6. Минимальные издержки на необходимое государственное администрирование налоговой системы – налоговая система призвана собирать, а не разбазаривать средства бюджета;
7. Исключающей коррупционную составляющую взаимоотношений налогоплательщика и государства.
Основной предлагаемый метод сбора налогов – автоматическое взимание налогов по единой ставке не зависящее от волеизъявления налогоплательщика и не зависящее от волеизъявления контролирующего органа при однозначной трактовке системы налогообложения и таможенных сборов.