Право Новгородской и Псковской феодальных республик: источники, основные институты, особенности
Три с половиной века, с 1136 по 1478 гг. на северо-западе земли Русской существовала Новгородская феодальная аристократическая республика, а с 1348 по 1510 год республиканская форма управления существовала и в Пскове. Древнерусские феодальные республики являлись могучими по тем временам государствами, защитниками земель русских от западных интервентов — немцев, шведов, датчан.
Государственное устройство и управление Новгорода. В древнейшее время своего существования под властью киевских князей, т.е. в Х-XI вв., Новгород мало чем отличался от прочих русских городов. Кто княжил в Киеве, тот господствовал и в Новгороде. Киевские князья держали здесь своих наместников, как правило, одного из своих сыновей. Но когда после смерти Владимира Мономаха (1125 г.) начались непрерывные распри князей за киевский стол, Новгород перестал послушно принимать к себе князей от Киева. Новгородское вече стало само приглашать князей, предлагая им свои условия. Усвоив себе обычай избирать князя, новгородцы начали избирать себе и владыку. До XII в. киевский митрополит присылал архиепископа по своему усмотрению. Наконец, новгородцы стали взамен прежних княжеских посадников и тысяцких выбирать своих и, таким образом, окружили князя своими чиновниками, требуя, чтобы он управлял в Новгороде только с «новгородскими мужами», а не со своею княжескою дружиною. Добившись такого порядка, Новгород получил полную политическую независимость и обособленность. Он превратился в самостоятельное государство, где верховная власть принадлежала вече.
Князь был лишен права приобретать земельные владения в Новгороде. Для содержания княжеского двора и получения доходов в его казну новгородцы выделяли ему земельные угодья, как правило, в Новом Торжке и на Волоке. За свою службу князь получал еще и «дары», «дань» в точно определенном размере. Как постороннее Новгороду лицо князь жил не в самом городе, а в трех верстах от него, ближе к Ильменю. Править Новгородом князь обязывался, не изменяя новгородских законов и обычаев, причем с постоянным участием посадника, избранного вечем. Посадник сопровождал князя на войну, присутствовал при княжеском суде, вместе с князем назначал должностных лиц. Посадник ведал гражданскими делами, а тысяцкий был предводителем новгородской «тысячи», т.е. ополчения. Тысяцкому были подчинены сотские — начальники десяти сотен, составлявших тысячу. Весь город был разделен на пять концов, которые управлялись кончанскими старостами. Каждый конец выставлял две сотни ополченцев. Пятины, о которых речь шла выше, были приписаны к концам и сносились с Новгородом через свои концы. Новгородский владыка-архиепископ не только ведал делами церковными, но и играл большую роль в политической жизни Новгорода. Он возглавлял правительственный совет, состоявший в основном из бояр. Он следил за деятельностью веча. Всякое его решение требовало «благословения» владыки. Он мирил спорящие стороны, входя в бушующую толпу в священном облачении и с крестом. Своею печатью владыка скреплял договорные грамоты с иноземцами. Вече в Новгороде являлось органом высшей государственной власти, выносило решения, наделяло полномочиями должностных лиц, выступало в договорах с иностранцами от имени феодальной республики.
Население Новгорода и его земель делилось по своему положению на две группы: «людей лучших» и «людей молодших». К первой принадлежали бояре, житьи люди и добрые купцы. Это была богатая знать, владевшая землями в разных местах пятин, снабжавшая новгородский рынок товарами из этих земель. Те из богатых семей, которых часто избирали на высшие должности вечем, приобретали особую знатность и название бояр. Менее чиновные, но столь же богатые семьи звались житьими. Богатство отделило знать от прочего населения. Все бедное население составляло одну массу «черни», называемой «меньшими» людьми. Это были мелкие торговцы, ремесленники, работники. В пятинах же меньшими людьми звались смерды (крестьяне) и половники (батраки, работающие на хозяев из половины урожая). Смерды жили на государственных землях и были устроены в особые общины, носившие название погостов.
Псков был крупнейшим пригородом Новгорода. Разросшись и разбогатев на торговле, Псков вышел из-под власти Новгорода и получил в 1348г. независимость. В Пскове были те же политические органы, что и в Новгороде. Основным органом власти был «совет господ». Князья так же, как и в Новгороде, формально были ограничены в своей власти. Вечем и здесь руководила «господа». Посадник играл и в Пскове важную роль. Вечевая жизнь Пскова общим строем своим походила на Новгородскую, но вече в Пскове было более благоустроенно и мирно, чем в Новгороде. В Пскове не было столь резкого имущественного различия среди жителей, а потому не было столь острых противостояний.
40. Реформы Председателя Совета Министров Российской империи П.А. Столыпина: причины, правовые основы, содержание, итоги, значение
Начало ХХ века было временем коренных преобразований в политике и экономике.
В стране назревала кризисная ситуация, поднимались революционные восстания, произошла революция 1905-1907 гг. России требовалось встать «на ноги» ,чтобы продолжать развиваться как сильное государство, чтобы завоевать влияние и уважение среди высокоразвитых стран, таких как Англия, Франция, которые в то время являлись капиталистическими державами, с хорошо отлаженным управленческим аппаратом, со стабильной экономикой, с хорошими темпами развития промышленности, производства и экономики.
Россия имела два пути развития: революционный и мирный, т. е. с помощью реформирования политического строя и экономики.
В сельском хозяйстве не наблюдалось никаких тенденций к развитию, а ведь именно сельское хозяйство рассматривалось как источник накопления капитала для развития индустрии.
После отмены крепостного права, крестьяне так и не улучшили своего положения, жизненного статуса. Продолжался помещицкий беспредел. Назревала кризисная ситуация. Возникало всё больше и больше крестьянских выступлений.
Для предотвращения волнений правительство должно было немедленно предпринять меры, чтобы урегулировать крестьянские массы, наладить производство, восстановить сельское хозяйство. Требовалась реформа, которая могла бы уладить все недовольства, нужен был человек, который бы взял на себя ответственность за проведение такой реформы. Им стал Столыпин. Он предложил свой выход из создавшейся ситуации. Его реформа была одобрена и принята правительством.
Реализация аграрной реформы проходила в годы русской буржуазно-демократической революции 1905— 1907 гг., она осуществлялась по нескольким направлениям:
— разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности;
— скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам;
— организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины из перенаселенных районов.
5 апреля 1905 г. издан указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов». Главными задачами этого Указа были освобождение населения от взысканных недоимок по продовольственному сбору и аннулирование долгов по ссудам на продовольствие.
В ноябре 1905 г. приняты: Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения, которым уменьшались на 50% (с 1907 г. отменялись) выкупные платежи со всех категорий крестьян, указ «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и указ «Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян».
В мае 1905 г. был принят указ «Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия». В компетенцию Комитета входило общее руководство земельными делами и кредитом. Его состав включал министров двора, внутренних дел, финансов, юстиции и государственного контроля.
В августе 1906 г. был утвержден указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования». На его основе крестьянам отчуждались «оброчные статьи» по мере прекращения заключенных ими арендных договоров.
Указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», принятым в октябре 1906 г., провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы. Расширялись имущественные и избирательные права крестьян. Отменялись подушная подать, круговая порука, принудительная передача и направление неплательщиков на заработки.
Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования», принятый 9 ноября 1906г. и известный как «столыпинский», провозглашал свободный порядок выхода из общины и закреплял наделы в собственность в любое время.
Аграрные указы закреплялись законами Государственной думы. 14 июня 1910г. был принят закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». В соответствии с ним закреплялись права крестьян выделять свои наследственные наделы, выходить из общины. Переход всего общества к отрубному владению осуществлялся при участковом владении по решению простого большинства, а при общинном — по решению двух третей сельского схода.
Порядок землеустройства регламентировался законом «О землеустройстве», принятым в мае 1911 г. Согласно закону образовывались землеустроительные комиссии под руководством дворян. Не подлежали разверстанию усадебные земли, земли с жилыми постройками, фабриками, мельницами, искусственные леса и торфяники. Чересполосица крестьянских наделов по необходимости ликвидировалась. Арендаторы земель не могли возражать против их разверстания.
С точки зрения макроэкономического анализа столыпинская аграрная реформа имела сложный и противоречивый характер. С одной стороны, можно выделить позитивные экономические результаты данной реформы: во-первых, увеличение емкости аграрного внутреннего рынка; во-вторых, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции, особенно зерновой, чему способствовали и высокие цены на мировом зерновом рынке.
Но, с другой стороны, реформа имела и негативные проявления: во-первых, сохранение помещичьей земельной собственности и ограниченный рынок земли; во-вторых, слабое развитие интенсивных аграрных технологий.. Кроме того, на логическую незавершенность данной реформы повлияли ограниченный временной период ее реализации (практически 8 лет, до начала первой мировой войны) и политическое убийство Столыпина в сентябре 1911 года.
8.