Статья 286. Превышение должностных полномочий
В заявленной норме предусматривается ответственность за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации либо охраняемых законом интересов общества или государства. Как показывает судебная практика, такого рода преступные деяния чаще всего совершаются представителями власти, в частности, работниками милиции.
Непосредственным объектом анализируемого состава преступления является регламентированная нормативно-правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации.
Собъективной стороны состав превышения должностных полномочий заключается:
1) в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий;
2) в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
3) в наличии причинной связи между общественно опасным деянием должностного лица и наступившими общественно опасными последствиями.
Диспозиция рассматриваемой уголовно-правовой нормы является бланкетной, потому для установления точной компетенции должностного лица, определения имевших место конкретных нарушений, а также для выявления в общественно опасном деянии лица признаков определенного состава преступления, правоприменителю необходимо обратиться к соответствующим нормативным актам.
В судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий являются:
а) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица;
б) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в федеральном законе или подзаконном акте, но в данном случае отсутствующих;
в) совершение должностным лицом единолично действий, которые могли бы быть правомерно осуществлены только коллегиально, то есть на основе легально принятого коллегиального решения;
г) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить.
Общим для всех перечисленных случаев превышения должностных полномочий является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. При этом акцент делается не только на объективный, но и на субъективный фактор, то есть должностному лицу должно быть понятно, что оно выходит за пределы своих полномочий, нарушает устав, инструкцию, приказ, положение или иной нормативный акт.
Следует особо подчеркнуть, что превышение лицом должностных полномочий может иметь место лишь при исполнении им служебных обязанностей и (или) в связи с их выполнением. Даже перерастающие в насильственные действия конфликты представителя власти с гражданами, возникшие на почве личных неприязненных отношений и не связанные с исполнением служебных обязанностей, не образуют должностного преступления, поэтому при наличии соответствующих признаков такое поведение может рассматриваться как посягательство на здоровье человека.
По законодательной конструкции рассматриваемый состав преступления сформулирован по типу материальных составов. Следовательно, преступление признается оконченным с того момента, когда превышение должностных полномочий повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла. Мотивы преступления могут быть разными. Их установление для правоприменителя является обязательным, поскольку позволяют дать объективную уголовно-правовую оценку содеянного. Они должны быть учтены также судом при назначении наказания виновному.
Субъектом рассматриваемого состава преступления является только должностное лицо.
Квалифицированный вид превышения должностных полномочий изложен в ч. 2 ст. 286 УК РФ, где предусмотрена ответственность за совершение действий, изложенных в основном составе, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.
В ч. 3 ст. 286 УК РФ предусмотрен особо квалифицированный вид превышения должностных полномочий, если оно совершено:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий.
Под применением насилия следует понимать нанесение потерпевшему побоев, причинение вреда здоровью любой тяжести, истязание, лишение свободы и т.д. Если в результате превышения должностных полномочий причиняется особо квалифицированный вид тяжкого вреда здоровью или смерть потерпевшему, то содеянное требует дополнительной квалификации по ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ или ст. 105 УК РФ соответственно.
Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.
Учитывая известное сходство между составами преступления, предусмотренными ст. 285 и 286 УК РФ, при их отграничении правоприменителю следует исходить из того, что в случае злоупотребления должностными полномочиями лицо неправомерно использует предоставленные ему законом полномочия вопреки службы, тогда как при превышении должностных полномочий он совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.
Статья 286¹. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа
Непосредственным объектом преступления выступает установленный порядок подчиненности сотрудников органов внутренних дел на службе. В качестве дополнительного объекта выделены права и законные интересы человека или организаций, охраняемые законом интересы общества или государства.
Отношения подчиненности находятся в рамках служебной дисциплины в органах внутренних дел и регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1).
Объективная сторонапреступления характеризуется тремя обязательными признаками:
а) общественно опасным бездействием, а именно неисполнением сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону;
б) причинением существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, причинением существенного вреда интересам службы);
в) причинной связью между указанным деянием и наступившим последствием.
По смыслу уголовного закона любой приказ, отдаваемый начальником, обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. Одно из требований, предъявляемых к приказу, состоит в его соответствии федеральным законам, а также приказам вышестоящих начальников. В этой связи начальнику запрещается отдавать приказ, направленный на нарушение законодательства РФ, а также не имеющий отношения к исполнению подчиненными служебных обязанностей. Отсюда неисполнение приказа, противоречащего закону (или отданного не по службе), исключает состав рассматриваемого преступления.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Умысел может быть прямым и косвенным.
Субъектомпреступления является сотрудник ОВД, находящийся в подчинении начальника по службе.
Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации
Названная норма устанавливает ответственность за неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.
Непосредственным объектомданного составапреступления является порядок исполнения должностными лицами своих обязанностей в сфере информационного обеспечения Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ. Общественная опасность преступления состоит в нарушении конституционных гарантий деятельности Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ, в подрыве дисциплины в деятельности должностных лиц, авторитета государственной власти в целом. В качестве предмета преступления может выступать любая правомерно запрашиваемая информация (документы, материалы), в том числе конфиденциальная.
Объективная сторона исследуемого состава преступления включает общественно опасное деяние, которое может выражаться:
а) в неправомерном отказе в предоставлении информации (документов, материалов) Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ;
б) в уклонении от ее предоставления;
в) в предоставлении заведомо неполной информации указанным адресатам;
г) в предоставлении им заведомо ложной информации.
По законодательной конструкции анализируемый состав преступления сконструирован по типу формальных составов. Преступление признается оконченным с момента совершения описанных в законе действий или невыполнения требуемых действий.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления могут быть разными. Их установление для правоприменителя является обязательным и должны быть учтены судом при индивидуализации наказания.
Субъектом рассматриваемого состава преступления является должностное лицо, обязанное предоставлять правомерно запрашиваемую информацию Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ.
В ч. 2 ст. 287 УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.
В ч. 3 ст. 287 УК РФсформулирована ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 287 УК РФ, если они:
а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Сокрытие правонарушений означает утаивание сведений о фактах допущенных правонарушений, об обстоятельствах их совершения либо о виновных в их совершении. Речь идет о правонарушениях, совершенных должностными лицами органов законодательной, исполнительной или судебной власти России или ее субъекта (но не органов местного самоуправления);
б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) повлекли тяжкие последствия (существенное искажение данных об исполнении государственного бюджета, обострение отношений между разными ветвями государственной власти, срыв плана законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, дискредитация органов государственной власти и т.д.).