Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьями 264, 266 и 166 УК РФ, Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления выступают безопасные условия дорожного движения и эксплуатации перечисленных в диспозиции данной статьи видов транспортных средств. Дополнительным объектом преступления выступают жизнь и здоровье человека. Предмет преступления составляют автомобиль, трамвай, другое механическое транспортное средство. Согласно примечанию к ст.264 УК РФ под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства (например, автокраны, комбайны, экскаваторы, бульдозеры). Все названные самоходные машины рассматриваются как транспортное средство только во время движения по улицам и дорогам. В случаях же нарушения правил эксплуатации таких машин при выполнении ими производственных работ (посевных, строительных, дорожных) ответственность по ст. 264 УК РФ исключается. Причиненный вред в подобных случаях квалифицируется по иным статьям уголовного закона.

К механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность по ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ.

Предметом преступления по ст. 264 УК РФ не являются боевые, специальные и транспортные машины, состоящие на вооружении Министерства обороны РФ: танки, бронетранспортеры, машины с передвижными командными пунктами. Нарушение правил движения или эксплуатации таких машин военнослужащими рассматривается как преступление против военной службы и квалифицируется по ст. 350 УК РФ.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления сформулирована по типу материальных и включает:

а) общественно опасное деяние, выражающееся в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;

б) общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека;

в) причинную связь между фактом нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и наступившими вредными последствиями.

Диспозиция ст.264 УК РФ является бланкетной. Правилами, обеспечивающими безопасное функционирование механических транспортных средств, являются Правила дорожного движения РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ 23 октября 1993 г. Признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение. Нарушение правил движения и эксплуатации транспорта может выражаться в невыполнении или ненадлежащем их выполнении. Это может быть превышение установленной скорости движения, проезд на запрещающий сигнал, эксплуатация технически неисправных транспортных средств, нарушение количества и габаритов перевозимого груза, пассажиров.

Поскольку в диспозиции данной статьи уголовного закона говорится о лице, управляющем транспортным средством, т.е. в процессе движения транспорта, то по ст.264 УК РФ не могут квалифицироваться нарушения правил технической эксплуатации и иных правил предосторожности при производстве ремонта автомобилей, трамваев, тракторов, при заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных работ, уборочных работ и т.д. В таких случаях действия виновного квалифицируются как нарушение правил безопасности производства определенных работ, техники безопасности, правил охраны труда либо как преступление против жизни и здоровья.

Так, граждане Б., А. в качестве пассажиров ехали в грузовом автомобиле, управляемом водителем К. В поселке Н., К задним ходом подъехал к дверям кафе и вместе с А. вышел из кабины для разгрузки товара, а Б. остался в кабине автомобиля. Было холодно, и по просьбе К., Б. находясь рядом с местом водителя повернул ключ зажигания с целью прогреть машину, не проверив, находится рычаг переключателя скоростей в нейтральном положении или автомобиль стоит на ручном тормозе. При повороте ключа зажигания, машина резко дернулась и поехала назад, прижав задней частью к стене К. и А.

За руль Б. не садился, никакого маневра или управления автомобилем не осуществлял. Деяние Б. подлежат квалификации по ч.1 ст.109 УК РФ, т.к. осуществляя поворот ключа в замке зажигания автомобиля, он не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был предвидеть эти последствия, то есть проявил небрежность.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления является наступление общественно опасных последствий в виде причинения здоровью потерпевшего тяжкого вреда. Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Между фактом нарушения правил и негативными последствиями для личности потерпевшего должна быть установлена причинная связь. Причинная связь исключается, если нарушение правил не было допущено: например, пешеход по собственной невнимательности попадает под колесо автомашины или сознательно бросается под машину с целью самоубийства.

Дорожно-транспортное происшествие зачастую является результатом действия множества обстоятельств, в совокупности создающих экстремальную ситуацию. Задача специалистов заключается в том, чтобы из многих причастных к происшествию фактов выбрать те, которые непосредственно выполнили роль основной причины наступления тяжких последствий, и дать необходимую оценку тем, которые выполнили лишь функцию условий, способствующих как совершению преступления в целом, так и наступлению тяжких последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется только неосторожной формой вины.

Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе:

- лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке,

- лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства,

- лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Федеральным законом от 13 февра­ля 2009 г. «О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации» данная статья дополнена но­вым квалифицирующим признаком — «со­вершение деяния лицом, находящимся в со­стоянии опьянения» (ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ). До этого в УК РФ состоянию опьянения не придавалось зна­чения признака, дифференцирующего уголовную ответственность. Действовало общее поло­жение, закрепленное в ст. 23 УК РФ, согласно которому лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреб­лением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, под­лежит уголовной ответственности. Такой нейтральный характер оценки состояния опьянения виновного лица в принципе оправдан для большинства преступлений. Однако управление транспортным средством в состоянии опьянения не только является од­ним из наиболее серьезных нарушений правил дорожного движения, но и способствует дру­гим нарушениям, возникновению аварийных ситуаций и наступлению тяжких последствий. В основе этого лежит то, что опьяневший субъект значительно переоценивает свои ин­теллектуальные и физические возможности, теряет чувство меры и осмотрительность, а также способность к прогнозированию негативных последствий своего противоправного по­ведения. Вследствие состояния опьянения увеличи­вается время реакции, теряется концентрация внимания, происходят другие психофизиоло­гические нарушения, что в большинстве слу­чаев приводит к нарушению требования п. 10.1 Правил дорожного движения, в соответ­ствии с которым скорость должна обеспечи­вать водителю возможность постоянного кон­троля за движением транспортного средства.

Опьянение должно быть физиологическим и возникшим вследствие упот­ребления алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ либо иного опьяняю­щего вещества.

В ч. 3 ст. 264 УК РФ установлена ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть одного человека. Если в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК РФ, то вменяются в вину все последствия, а действия квалифицируются по той части, которая предусматривает более тяжкие из них.

В ч. 5 ст. 264 УК РФ установлена ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Наши рекомендации