Статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации)
Для преодоления проблем, связанных с применением анализируемой уголовно-правовой нормы, 10 июня 2010 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление № 12 г. «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)».
Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является общественная безопасность. Организованная преступность в ее различных проявлениях посягает также на жизнь и здоровье граждан, собственность, нарушает порядок функционирования государственных, коммерческих и иных организаций, которые в таком случае выступают в качестве факультативного объекта.
Объективная сторона преступления включает ряд альтернативных форм, которые выражаются:
1) в создании преступного сообщества (преступной организации);
2) в руководстве таким сообществом (организацией);
3) в руководстве входящими в преступное сообщество (преступную организацию) структурными подразделениями;
4) в координации преступных действий, создании устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами;
5) в разработке планов и создании условий для совершения преступлений такими группами;
6) в разделе сфер преступного влияния и преступных доходов между ними;
7) в участии в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп;
8) в участии в преступном сообществе (преступной организации).
Прежде чем приступить к рассмотрению признаков объективной стороны анализируемого состава преступления, следует определиться с дефиницией преступного сообщества (преступной организации). Согласно ч. 4 ст. 35 УК РФ преступное сообщество (преступная организация) - это структурированная организованная группа или объединение организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды. В отличие от иных видов преступных групп, в том числе от организованной группы,преступное сообщество (преступная организация) характеризуется более сложной внутренней структурой, наличием цели совместного совершения тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды, а также возможностью объединения двух или более организованных групп с той же целью. При этом под прямым получением финансовой или иной материальной выгоды понимается совершение одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений (например, мошенничества, совершенного организованной группой либо в особо крупном размере), в результате которых осуществляется противоправное обращение в пользу членов преступного сообщества (преступной организации) денежных средств, иного имущества, включая ценные бумаги и т.п. Под косвенным получением финансовой или иной материальной выгоды понимается совершение одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, которые непосредственно не посягают на чужое имущество, однако обусловливают в дальнейшем получение денежных средств и прав на имущество или иной имущественной выгоды не только членами сообщества (организации), но и другими лицами.
Преступное сообщество (преступная организация) может осуществлять преступную деятельность либо в форме структурированной организованной группы, либо в форме объединения организованных групп, действующих под единым руководством. При этом закон не устанавливает каких-либо правовых различий между понятиями «преступное сообщество» и «преступная организация».
Под структурированной организованной группой следует понимать группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, состоящую из подразделений (подгрупп, звеньев и т.п.), характеризующихся стабильностью состава и согласованностью действий. Структурированной организованной группе, кроме единого руководства, присущи взаимодействие различных ее подразделений в целях реализации общих преступных намерений, распределение между ними функций, наличие возможной специализации в выполнении конкретных действий при совершении преступления и другие формы обеспечения деятельности преступного сообщества (преступной организации).
Под структурным подразделением преступного сообщества (преступной организации) следует понимать функционально и (или) территориально обособленную группу, состоящую из двух или более лиц (включая руководителя этой группы), которая в рамках и в соответствии с целями преступного сообщества (преступной организации) осуществляет преступную деятельность. Такие структурные подразделения, объединенные для решения общих задач преступного сообщества (преступной организации), могут не только совершать отдельные преступления (дачу взятки, подделку документов и т.п.), но и выполнять иные задачи, направленные на обеспечение функционирования преступного сообщества (преступной организации).
Объединение организованных групп предполагает наличие единого руководства и устойчивых связей между самостоятельно действующими организованными группами, совместное планирование и участие в совершении одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, совместное выполнение иных действий, связанных с функционированием такого объединения.
По смыслу уголовного закона, созданиепреступного сообщества предполагает совершение любых действий, результатом которых стало его образование. Преступление признается оконченным с момента создания в составе организованной группы структурных подразделений или объединения организованных групп и совершения ими действий, свидетельствующих о готовности преступного сообщества (преступной организации) реализовать свои преступные намерения, независимо от того, совершили ли участники такого сообщества (организации) запланированное тяжкое или особо тяжкое преступление. О готовности преступного сообщества (преступной организации) к совершению указанных преступлений может свидетельствовать, например, приобретение и распространение между участниками орудий или иных средств совершения преступления, договоренность о разделе территорий и сфер преступной деятельности.
Под руководством преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениямиследует понимать осуществление организационных и (или) управленческих функций в отношении преступного сообщества (преступной организации), его (ее) структурных подразделений, а также отдельных его (ее) участников как при совершении конкретных преступлений, так и обеспечении деятельности преступного сообщества (преступной организации). Такое руководство может выражаться, в частности, в определении целей, в разработке общих планов деятельности преступного сообщества (преступной организации), в подготовке к совершению конкретных тяжких или особо тяжких преступлений, в совершении иных действий, направленных на достижение целей, поставленных преступным сообществом (преступной организацией) и входящими в его (ее) структуру подразделениями при их создании (например, в распределении ролей между членами сообщества, в организации материально-технического обеспечения, в разработке способов совершения и сокрытия совершенных преступлений, в принятии мер безопасности в отношении членов преступного сообщества, в конспирации и в распределении средств, полученных от преступной деятельности). К функциям руководителя преступного сообщества (преступной организации) следует также относить принятие решений и дачу соответствующих указаний участникам преступного сообщества (преступной организации) по вопросам, связанным с распределением доходов, полученных от преступной деятельности, с легализацией (отмыванием) денежных средств, добытых преступным путем, с вербовкой новых участников, с внедрением членов преступного сообщества (преступной организации) в государственные, в том числе правоохранительные, органы.
Руководство преступным сообществом (преступной организацией) может осуществляться как единолично руководителем преступного сообщества (преступной организации), так и двумя и более лицами, объединившимися для совместного руководства (например, руководителем преступного сообщества (преступной организации), руководителем структурного подразделения, руководителем (лидером) организованной группы).
Под координацией преступных действий следует понимать их согласование между несколькими организованными группами, входящими в преступное сообщество (преступную организацию), в целях совместного совершения запланированных преступлений.
Создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами предполагает действия лица по объединению таких групп в целях осуществления совместных действий по планированию, совершению одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.
Ответственность по ч. 1 ст. 210 УК РФ за координацию преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработку планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, наступает с момента фактического установления контактов и взаимодействия в целях совершения указанных преступных действий. При этом суду надлежит устанавливать, в чем конкретно выражалось оказанное на участников организованных групп влияние, и указывать в приговоре мотивы принятого решения.
Участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп может выражаться в участии в «сходках» (своеобразных съездах и совещаниях преступного объединения); в разработке и обсуждении с другими участниками объединения планов по осуществлению совместной преступной деятельности и т.п. Уголовная ответственность лица, принявшего участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп, наступает в случаях, когда на таком собрании совместно обсуждались вопросы, связанные с планированием или организацией совершения деяний, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 210 УК РФ.
Исходя из смысла ч. 5 ст. 35 УК РФ лицо, создавшее преступное сообщество (преступную организацию), его (ее) руководитель, а также лица, осуществляющие коллективное руководство таким сообществом (организацией), несут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 210 УК РФ за совершение хотя бы одного из указанных в ней преступных действий, а также по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ за все совершенные другими участниками преступного сообщества (преступной организации) преступления без ссылки на ч.3 ст. 33 УК РФ и в том случае, когда указанные лица непосредственно не участвовали в совершении конкретных преступлений, но они охватывались их умыслом.
Подучастием в преступном сообществе (преступной организации) следует понимать вхождение в состав сообщества (организации), а также разработку планов по подготовке к совершению одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений и (или) непосредственное совершение указанных преступлений либо выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества (финансирование, снабжение информацией, ведение документации, подыскание жертв преступлений, установление в целях совершения преступных действий контактов с должностными лицами государственных органов, лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, создание условий совершения преступлений и т.п.).
Преступление в форме участия лица в преступном сообществе считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных преступлений или иных конкретных действий по обеспечению деятельности преступного сообщества.
Оказание лицом, не являющимся членом преступной организации, содействия деятельности такого организации подлежит квалификации как соучастие в форме пособничества по ч. ст. 33 УК РФ и ч. 2 ст. 210 УК РФ (например, передача секретарем, системным администратором служебной информации, оператором сотовой связи - сведений о переговорах клиентов, банковским служащим -данных о финансовых операциях клиентов и т.п., а также оказание членам преступного сообщества юридической, медицинской или иной помощи лицом, причастным к преступной деятельности такого сообщества.
При совершении участником преступной организации тяжкого или особо тяжкого преступления его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210 УК РФ и соответствующей частью (пунктом) статьи уголовного закона, с учетом квалифицирующего признака «организованная группа» (например, по пункту «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ как разбой, совершенный организованной группой). Если состав совершенного преступления не предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение его организованной группой, действия лица подлежат квалификации по ч. 2 ст. 210 УК РФ и соответствующей части (пункту) статьи уголовного закона, содержащей квалифицирующий признак «группой лиц по предварительному сговору», а при его отсутствии - по признаку «группой лиц».
Уголовная ответственность участника преступного сообщества за действия, предусмотренные ч. 2 ст. 210 УК РФ, наступает независимо от его осведомленности о действиях других участников сообщества, а также о времени, месте, способе и иных обстоятельствах планируемых и совершаемых преступлений.
Если организатор, руководитель (лидер) или иной участник преступной организации незаконно владеет огнестрельным оружием, его действия надлежит квалифицировать по ст. 222 УК РФ, а также по соответствующей части ст. 210 УК РФ.
Если участники преступного сообщества, наряду с участием в сообществе, создали устойчивую вооруженную группу (банду) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководили такой группой (бандой), содеянное образует реальную совокупность преступлений и подлежит квалификации по ст. 209 и 210 УК РФ.
Если в рамках сообщества создается банда или незаконное вооруженное формирование, то действия руководителей соответствующих подразделений следует квалифицировать по ч. 1 ст. 209 или ст. 208 УК РФ. Квалификация по ч. 1 ст. 210 УК РФ в этих случаях является излишней, поскольку при конкуренции общей и специальной нормы приоритет имеет специальная норма. Между тем, не исключается ответственность указанных лиц по ч. 2 ст. 210 УК РФ, когда они участвуют в деятельности всего преступного сообщества, в том числе и в совершении конкретных преступлений.
В тех случаях, преступное сообщество образуют несколько организованных групп, а последние предусмотрены в качестве квалифицированного состава конкретного преступления (например, убийство, мошенничество и т.д.), этот квалифицирующий признак также вменяется участникам организованных групп, образующих сообщество. Такой позиции придерживается и высший судебный орган России. Так, Московский городской суд по делу Х. и др. квалифицировал действия «лохотронщиков» как создание преступного сообщества, руководство и участие в нем с целью хищения денежных средств граждан путем мошенничества, а также мошенничество, совершенное организованной группой (по ч. 1 и ч. 2 ст. 210 и п. а ч. 3 ст. 159 УК РФ). Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассмотрев данной уголовное дело по кассационным жалобам осужденных, приговор оставила без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Позаконодательной конструкциирассматриваемыйсостав преступления относится к числу усеченных. Организаторы и руководители преступного сообщества несут ответственность за все преступления, совершенные членами сообщества, которые входили в планы деятельности сообщества и охватывались умыслом. В подобных случаях деяния организаторов и руководителей должны квалифицироваться по ч. 1 ст. 210 УК РФ, а также по ч. 3 ст. 33 УК РФ и соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
Субъективная сторона исследуемого состава преступления характеризуется только прямым умыслом и специальной целью, а именно:
а)создание преступного сообщества (преступной организации) осуществляется в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений;
б) участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп осуществляется в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Субъектом преступления может стать любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Лицо, добровольно прекратившее участие в преступном сообществе (преступной организации) или входящем в него (нее) структурном подразделении либо собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп и активно способствовавшее раскрытию или пресечению этих преступлений, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 210 УК РФ).
От организации незаконного вооруженного формирования и участия в нем (ст. 208 УК РФ) данное преступление отличается направленностью деятельности (совершение тяжких или особо тяжких преступлений), а также возможным отсутствием оружия у членов преступного сообщества.
От бандитизма (ст. 209 УК РФ) рассматриваемое преступление отличается отсутствием цели нападения на граждан или организации, а также возможным отсутствием оружия. Преступное сообщество может создаваться, например, для занятия контрабандой, торговлей наркотиками и оружием, похищениями людей и т.д.
Вч. 3 ст. 210 УК РФ устанавливается повышенная ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 210 УК РФ лицом с использованием своего служебного положения.
Вч. 4 ст. 210 УК РФустановлена ответственность лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии, если оно совершило деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 210 УК РФ.