Статья 204. Коммерческий подкуп
В рассматриваемой статье уголовного закона законодатель выражением коммерческий подкуп объединяет два самостоятельных состава преступления, относящихся к числу коррупционных:
1) незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. 1 ст. 204);
2) незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. 3 ст. 204 УК РФ).
Общественная опасность анализируемого состава преступления состоит в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении служебных полномочий лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Непосредственным объектомисследуемого состава преступления выступает регламентированная законодательством деятельность аппарата управления коммерческой или иной организации. Предметкоммерческого подкупа составляют:
а) деньги, как в российской, так и в иностранной валюте;
б) ценные бумаги (чеки, облигации, векселя, сберегательная книжка на предъявителя и т.д.);
в) иное имущество (валютные ценности, промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество и др.),
г) услуги имущественного характера (оплаченная туристическая путевка, ремонт квартиры, бесплатное обучение виновного или его родственников в платном вузе, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им);
д) иные имущественные права.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК РФ, включает три формы, различающиеся по предмету:
1) передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения в виде денег, ценных бумаг, иного имущества;
2) оказание ему услуг имущественного характера;
3) предоставление иных имущественных прав.
Обращаю внимание, что вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, имеет незаконный характер, то есть не было предусмотрено условиями трудового договора (контракта).
Состав рассматриваемого преступления по законодательной конструкции является формальный и считается оконченным с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части незаконного вознаграждения либо услуг имущественного характера. При этом не важно, были ли совершены или нет в пользу лица, дающего вознаграждение, какие-либо действия.
Получение или передача незаконного вознаграждения, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Субъективная сторона преступления предполагает умышленную форму вины в виде прямого умысла. В качестве обязательного признака выступает цель: побудить лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершить в интересах предоставившего вознаграждение какое-либо действие в связи с занимаемым им служебным положением.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если: а) в отношении его имело место вымогательство; б) если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Под передачей вознаграждения следует понимать его вручение управленцу любым способом: лично, через посредников, посредством использования почтовых услуг, и т.д.
Деяние в любой форме совершается лицом для получения ответного действия (бездействия) со стороны управленца в интересах дающего. При этом указанные действия (бездействие) обязательно должны быть связаны с занимаемым управленцем служебным положением. Эти действия могут быть как законными, так и незаконными, в том числе – преступными. Последнее требует дополнительной квалификации как действий лица, которое эти действия совершает, так и лица, участвующего в преступлении в качестве соучастника (подстрекателя, организатора или пособника).
Под интересами дающего следует понимать как законные, так и незаконные интересы самого передающего вознаграждение, организации или лиц, которых он представляет.
По ст. 204 УК наказуем только подкуп, т.е. достижение договоренности о передаче-получении вознаграждения должно состояться до момента совершения действий в интересах дающего. Сама передача вознаграждения может быть осуществлена и позже, уже после совершения обусловленных действий. В отличие от взяточничества, вознаграждение-благодарность в сфере коммерческих и иных организаций преступным не является.
Преступление оконченос момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей (например, с момента передачи их лично управленцу, зачисления с его согласия на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.
В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки, посредничества во взяточничестве либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости) (п. 11 постановления ПВС 2013 г.).
В случае, если лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 204 УК.
Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на коммерческий подкуп (п. 12 постановления ПВС 2013 г.).
Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения коммерческого подкупа в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.
Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к к коммерческому подкупу (ч. 1 ст. 30 и соответственно части 2 - 4 ст. 204 УК) (п. 14 постановления ПВС 2013 г.).
Субъектпреступления – любое лицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
В ч. 2 ст. 204 УК предусмотрены квалифицирующие признаки к преступлению, наказуемому по ч. 1 статьи: «деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они:а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие)».
Заведомо незаконные действия (бездействие) понимаются здесь как совершение правонарушений или преступлений.
Согласно примечанию к статье, за незаконную передачу вознаграждения лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно 1) активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и 2) либо в отношении его имело место вымогательство, 3) либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Таким образом, первое условие требуется всегда, а второе и третье альтернативны друг другу. Понятие вымогательства см. ниже.
Объективная сторона ч.ч. 3 и 4 ст. 204 УК заключается в: 1) незаконном получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг или иного имущества, или 2) в незаконном пользовании услугами имущественного характера или другими имущественными правамиза совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Незаконное получение вознаграждения и незаконное пользование предоставленными услугамиили другими имущественными правамиозначает принятие их в любой форме лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, при отсутствии у него права на подобное вознаграждение или прямом запрете такого вознаграждения в учредительных документах организации, в которой он работает, и (или) в заключенном с ним договоре (контракте).
Из судебной практики.
ФИО3 В.Х., в соответствии с приказом директора ОАО Чеченского Регионального филиала «Россельхозбанк» от ДД.ММ.ГГГГ №к, состоял в должности управляющего дополнительным офисом Чеченского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» в ст. ФИО3 Чеченской Республики, выполняя организационно-распорядительные функции в указанной коммерческой организации.Кроме того, ФИО3 В.Х. являлся председателем кредитной комиссии указанного банка, в обязанности которой входило рассмотрение вопросов о предоставлении кредитов физическим лицам в рамках установленных лимитов.
В процессе выполнения обязанностей председателя кредитной комиссии, у ФИО3 В.Х. возник умысел на незаконное получение денежных средств от физических лиц, обращавшихся в банк с заявлениями о выдаче кредитов, которыйФИО3 В.Х. реализовал. Так, он получил: в период с сентября по ноябрь 2006 г. от обратившихся в банк по вопросу получения кредитов на развитие личного подсобного хозяйства ФИО11и ФИО10 50 тысяч рублей и 40 тысяч рублей за выдачу им кредитов; в сентябре 2006 г.от ФИО11 50 тысяч рублей за выдачу последнему кредита в размере 290 тысяч рублей; в октябре 2006 года от ФИО10 - в сумме 40 тысяч рублей за выдачу кредита в размере 150 тысяч рублей; в период с июля 2007 г. по декабрь 2008 г., от ФИО29 и ФИО13 7 тысяч рублей и 10 тысяч рублей, за выдачу им кредитов; от ФИО29 в июле 2007 г. денежные средства в сумме 7 тысяч рублей за выдачу последнему кредита в размере 300 тысяч рублей; в декабре 2008 г. от ФИО13 - в сумме 10 тысяч рублей за выдачу кредита в размере 200 тысяч рублей; в апреле 2009 г., от ФИО40 700 тысяч рублей за выдачу ему кредита в размере 3 миллионов рублей; в сентябре 2009 г. от ФИО42 860 тысяч рублей за выдачу ему кредита в размере 4,5 миллионов рублей.
Шелковский районный суд Чеченской республики признал ФИО3 В.Х. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 204, ч.3 ст. 204 и ч.3 ст.204 УК и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на шесть лет, с лишением права занимать руководящие должности в коммерческих организациях сроком на три года условно, с испытательным сроком в четыре года[13].
Преступление оконченос момента принятия лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей.
Субъектпреступления – специальный: лицо, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
В ч. 4 ст. 204 УК сформулированы квалифицирующие признаки к получению вознаграждения:а) если оно совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряжено с вымогательством предмета подкупа; в) совершено за незаконные действия (бездействие).
Предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.
В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из входящих в преступную группу лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли передающий незаконное вознаграждение, что в подкупе участвует несколько управленцев.
Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными ст. 204 УК, участвующих в получении предмета коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соучастие в коммерческом подкупе (ст. 204 УК со ссылкой на ст. 33 УК) (п. 15 постановления ПВС 2013 г.).
В организованную группу, помимо одного или нескольких лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут входить лица, не обладающие признаками специального субъекта коммерческого подкупа.
В случае признания получения предмета коммерческого подкупа организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении этого преступления, независимо от того, выполняли ли они функции исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 204 УК без ссылки на ст. 33 УК. Преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы (п. 16 постановления ПВС 2013 г.).
Решая вопрос о квалификации получения предмета коммерческого подкупа в составе группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы, следует исходить из общей стоимости ценностей (имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера), предназначавшихся всем участникам преступной группы(п. 17 постановления ПВС 2013 г.).
Под вымогательством предмета коммерческого подкупаследует понимать не только требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать незаконное вознаграждение с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.
Для квалификации содеянного не имеет значения, была ли у лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.
Если в процессе вымогательства предмета коммерческого подкупа лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по ст. 201 УК (п. 18 постановления ПВС 2013 г.).