Присвоение или растрата. Их отличие от кражи и мошенничества.
В заявленной уголовно-правовой норме объединены две самостоятельные формы хищения: присвоение и растрата. Непосредственным объектом обоих форм хищения является конкретная форма собственности. В качестве предмета преступления выступает чужое имущество, вверенное виновному. Имущество передается виновному, как правило, для совершения в отношении него каких-либо действий (например, перевозки, ремонта, доверительного управления и т.д.). Факт вверения имущества, как правило, оформляется документально (приказом, распоряжением, договором, контрактом и т.п.), хотя отсутствие документального оформления не является препятствием для возбуждения уголовного дела по ст. 160 УК РФ.
Таким образом, в основе вверения имущества лежат гражданско-правовые или трудовые отношения. Наличия одного только доступа виновного к имуществу недостаточно для признания имущества вверенным виновному. Завладение имуществом, к которому лицо имеет доступ в связи с выполняемой работой, квалифицируется как кража. Точно так же передача имущества другому лицу для «присмотра» за ним, не означает факта вверения имущества. Завладение имуществом в этом случае «присматривающим» расценивается как кража.
Объективная сторона анализируемого состава преступления выражается в хищении чужого имущества, вверенного виновному. Способами хищения выступают: а) присвоение; б) растрата.
Присвоениемпризнается незаконное безвозмездное изъятие и (или) обращение вверенного имущества в пользу виновного путем его обособления, удержания и установления над ним незаконного владения. Обращение имущества в свою пользу происходит путем его обособления и удержания, при этом оно не отчуждено и не потреблено.
Подрастратойпонимается незаконное и безвозмездное обращение вверенного имущества в пользу виновного или иных лиц путем его отчуждения или потребления. При растрате находящееся в правомерном владении имущество отчуждается, расходуется или потребляется виновным. Самостоятельное значение растраты как формы хищения ограничивается случаями, когда вверенное имущество растрачивается еще до его присвоения. Лицо, имея возможность распорядиться или пользоваться вверенным ему чужим имуществом, сразу же реализует эту возможность (реализует возможность потребить, израсходовать это имущество на себя – съесть, выпить, оплатить предоставленные услуги; либо в пользу других лиц – угостить приятелей или сделать подарок кому-либо из вверенного имущества). Нельзя считать, что при растрате вверенного имущества не происходит его изъятие и (или) обращение в пользу виновного или других лиц. Такое изъятие и (или) обращение осуществляются посредством распоряжения имуществом. Чаще всего при совершении хищения в форме растраты начало и окончание деяния сливаются в единый акт отчуждения похищаемого имущества. Это исключает возможности говорить о том, что в течение известного времени виновный незаконно владел им.
Обстоятельством, отличающим присвоение или растрату от иных форм хищения, является то, что при присвоении или растрате похищается имущество, которое вверено виновному, то есть похищаемое имущество на момент присвоения или растраты находилось в правомерном владении субъекта преступления.
Присвоение считается оконченным преступлением с момента, когда законное владение вверенным лицу имуществом стало противоправным и это лицо начало совершать действия, направленные на обращение указанного имущества в свою пользу (например, с момента, когда лицо путем подлога скрывает наличие у него вверенного имущества, или с момента неисполнения обязанности лица поместить на банковский счет собственника вверенные этому лицу денежные средства). Растрату следует считать оконченным преступлением с момента противоправного издержания вверенного имущества (его потребления, израсходования или отчуждения).
Присвоение и растрата отличаются друг от друга следующими признаками:
а) в процессе присвоения имеет место переход от правомерного владения вверенным имуществом к неправомерному. В растрате он отсутствует, лицо владеет вверенным имуществом только правомерно;
б) не совпадает момент окончания преступления. Присвоение признается оконченным, когда над вверенным имуществом установлено неправомерное владение. Растрата окончена, когда вверенное имущество отчуждено виновным.
Ссубъективной стороны состава исследуемого преступления совершается исключительно с прямым умыслом и корыстной целью.
Субъектом анализируемого состава преступления являются физические вменяемые лица, достигшие 16-ти летнего возраста, которым имущество вверено.
Хищение в форме присвоения и растраты не следует смешивать со случаями самовольного, так называемого «временного позаимствования» чужого имущества лицом, которому это имущество вверено. Если лицо лишь временно незаконно использовало чужое имущество, имея намерение возвратить или возместить его стоимость, то хищения не будет. Случаи временного позаимствования могут быть квалифицированы, при наличии дополнительных признаков, как самоуправство (ст. 330 УК РФ) или как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).
Вч. 2 ст. 160 УК РФ установлена ответственность за квалифицированные виды состава присвоения или растраты, если они совершены группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину. При совершении присвоения или растраты группой лиц по предварительному сговору как минимум два участника хищения должны обладать признаками специального субъекта, то есть им имущество должно быть вверено.
В ч. 3 ст. 160 УК РФпредусматривается повышенная ответственность за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере. Субъектом состава присвоения или растраты, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, может быть должностное лицо или иной служащий. В этом случае возможно хищение вверенного должностному лицу имущества или же в отношении имущества, которое было вверено подчиненным ему лицам, но должностное лицо при этом имело право оперативно-хозяйственного распоряжения материальными ценностями. Внесение должностным лицом ложных сведений в официальные документы, с целью облегчения сокрытия совершенного им хищения, следует квалифицировать дополнительно по ст. 292 УК РФ.
Вч. 4 ст. 160 УК РФ представлены особо квалифицирующие признаки: а) совершение преступления организованной группой; б) в особо крупном размере.
Непосредственный объект преступления – право собственности.
Предметом преступления является имущество чужое, но вверенное виновному.
Вверенное имущество означает, что оно передано собственником или законным владельцем лицу, которое является посторонним к этому имуществу(оно для него чужое), для осуществления основных полномочий: распоряжения, управления, доставки и хранения.
Объективная сторонасостоит из двух альтернативных деяний:
– присвоение – неправомерное удержание имущества, вверенного виновному, для обращения его в свою собственность;
– растрата – отчуждение чужого имущества, вверенного виновному, в пользу третьих лиц любыми способами (продажа, дарение и т. д.).
Если вверенное имущество использовалось без намерения обратить его в свою собственность либо в собственность третьих лиц, действия не должны рассматриваться как хищение.
Отличие кражи от присвоения или растраты: как присвоение либо растрата вверенного имущества должно квалифицироваться незаконное безвозмездное обращение в свою собственность или в собственность другого лица имущества, находящегося в правомерном владении виновного, который в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения организации осуществлял в отношении этого имущества правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению (кладовщик, экспедитор, агент по снабжению, продавец, кассир и другие лица). Изъятие имущества, вверенного виновному, путем замены его на менее ценное, совершенное с целью присвоения или обращения в собственность других лиц, должно квалифицироваться как хищение в размере стоимости изъятого имущества. Хищение государственного или общественного имущества, совершенное лицом, не обладающим указанными выше правомочиями, но имеющим к нему допуск в связи с порученной работой либо выполнением служебных обязанностей, подлежит квалификации как кража.
Если вверенное имущество использовано незаконно, но без намерения обратить его в свою собственность либо в собственность третьих лиц, действия не должны рассматриваться как хищение. Действия виновного при наличии соответствующих признаков могут быть квалифицированы как самоуправство по ст. 330 УК РФ или по ст. 285 УК РФ (для должностного лица).
Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.
Субъект преступления – специальный – лицо, которому имущество вверено.
Квалифицирующие признаки предусмотрены в ч. 2–4 ст. 160 УК РФ. К ним относятся:
– группа лиц по предварительному сговору и причинение значительного ущерба (ч. 2);
– использование своего служебного положения и крупный размер (ч. 3);
– организованная группа и особо крупный размер (ч. 4). Поскольку и присвоение, и растрата совершаются специальным субъектом – лицом, которому имущество было вверено, постольку группа лиц по предварительному сговору, в отличие от организованной группы, должна включать хотя бы двух соисполнителей, обладающих признаками специального субъекта. Действия остальных соучастников требуют квалификации по ст. 33, 160.
Крупным размером кражи признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным – один миллион рублей.